Выключаемая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам, и может быть использовано в транспортных\ средствах. Цель изобретения - повышение срока службы и эксплуатационных качеств путем передачи крутящего момента без проскальзывания и повышения плавностивключения. Ведомое звено связано с одним из зубчатых колес зубчатой передачи. Второе зубчатое колесо связано с выходным звеном замыкающего механизма, который выполнен в виде карданной передачи. Зубчатые колеса связаны посредством водила. Входное звено замыкающего механизма связано с ведущим звеном и с линейным нажимным механизмом, а его промежуточное звено выполнено из двух связанных одна с другой с возможностью осевого перемещения частей. При перемещении входного звена замыкающего механизма в направлении зубчатой передачи второе зубчатое колесо перестает обкатываться по первому зубчатому колесу и крутящий момент передается от ведущего звена к ведомому. 1 ил.SЁ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 0 19/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О Э

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759407/27 (22) 16.08.89 (46) 15.02.92. Бюл. hh 6 (71) Новосибирский институт инженеров водного транспорта (72) А. Ю. Джулай и А. К. Зуев (53) 621;825;5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 585338, кл, F 16 0 11/00, 1974. (54) ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА

{57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам, и может быть использовано в транспортных средствах. Цель изобретения — повышение срока службы и эксплуатационных качеств путем передачи крутящего момента без проскальзывания и повышения плавности

Изобретение относится к машинострое-. нию, предназначено для механических передач и может быть использовано на транспорте.

Известны дисковые муфты сцепления, . содержащие ведущее и ведомое звено с ди-, сками, взаимодействующими друг с другом, и замыкающий механизм, Недостатками этих муфт является сравнительно быстрый износдисков и необходимость, в связи с этим, периодических . регулировок и профилактических ремонтов.

Известна зубчатая муфта сцепления, содержащая ведущее и ведомое звенья, связанный с одним иэ них корпус-.водило, a c другим центральное колесо, которое сцеп но с сателлитом, а также замыкающий

„„ Ы„„1712702 А1 включения. Ведомое звено связано с одним из зубчатых колес зубчатой передачи. Второе зубчатое колесо связано с выходным звеном замыкающего механизма, который выполнен в виде карданной передачи. Зубчатые колеса связаны посредством водила.

Входное звено замыкающего механизма связано с ведущим звеном и с линейным нажимным механизмом, а его промежуточное звено выполнено из двух связанных одна с другой с возможностью осевого перемещения частей. При перемещении входного звена замыкающего механизма в направлении зубчатой передачи второе зубчатое колесо перестает обкатываться по первому зубчатому колесу и крутящий момент передается от ведущего звена к ведомому. 1 ил. г механизм, выполненный в виде фрикционного тормоза, сопряженного с сателлитом.

Недостатки этой зубчатой муфты те же, что и в дисковой муфте, Наличие фрйкционного тормоза в механизме замыкания предполагает его повышенный износ и неизбежность регулировочных и профилактических работ.

Целью изобретения является повышение срока службы и эксплуатационных качеств выключаемой муфты.

Цель достигается тем, что в муфте содержатся ведущее и ведомое звенья, зубчатая передача, колеса которой. связаны посредством водила, замыкающий механизм с входным, выходным и промежуточным звеньями, а также линейный нажимной

1712702

4 механизм, при этом одно из зубчатых колес зубчатой передачи связано с ведомым звеном, второе зубчатое колесо связано с выходным звеном замыкающего механизма, водило установлено с возможностью вращения относительно ведомого звена, а входное звено замыкающего механизма установлено с возможностью осевого перемещения и связано с линейным .нажимным механизмом.

Новым в выключаемой муфте является то, что замыкающий механизм выполнен в виде карданной передачи, его входное зве-. но связано с ведущим звеном, а промежуточное звено выполнено из двух связанных одна с другой частей, имеющих воэможность относительного осевого перемещения.

Благодаря использованию в замыкающем механизме карданной передачи переменной длины обеспечивается передача крутящего момента без проскальзывания и повышение плавности включения, а отсутствие фрикционных элементов в механизме замыкания исключает износ.

Все это способствует долговечности муфты.

На чертеже представлена выключаемая муфта.

Муфта содержит ведущий вал 1; шлицевое соединение 2 ведущего вада, кардан 3, шлицевое соединение 4 промежуточного вала двойного кардана, кардан 5, сателлит

6, водило 7, центральное зубчатое колесо 8, ведомый вал 9, вилку 10 управления муфтой, корпус 11 двигателя, корпус 12 транспортного судна, Шлицевые соединения 2 и 4 допускают перемещение кардана 3 вдоль общей оси валов 1 и 9 и обеспечивают изменение угла наклона оси промежуточного вала кардана к оси валов 1 и 9. Такое перемещение осуществляется движением вилки 10 вдоль оси, параллельной оси вала

1. Водило 7 установлено на ведомый.вал 9 с возможностью его свободного вращения.

Работает выключаемая муфта. следующим образом. При установке вилки 10 в крайнее правое положение и при вращении ведущего вала вращающий момент передается через шлицевые соединения 2,и 4 и карданы 3 и 5 сателлиту 6. Так как сопротивление вращению водила 7 на два — три порядка меньше, чем сопротивление

5 вращению ведомого вала 9, водило 7 вращается, а сателлит 6 обкатывается по центральному зубчатому колесу 8. Так осуществляется холостой ход.

Для приведения в движение ведомого

10 звена 9 необходимо передвигать вилку. 10 влево. При этом кардан 3 перемещается влево и угол увеличивается. С ростом угла увеличивается и момент, передаваемый на ведомый вал 9. Как только он достигнет мо15 мента, необходимого для вращения ведомо;

ro вала 9, этот. вал 9 начинает набирать обороты. Обкатывание сателлита 6 по колесу 8 замедляется и полностью прекратится, когда обороты ведомого и ведущего валов

20 станут одинаковыми.

Переключение на холостой ход осуществляется в порядке, обратном описанному, Формула изобретения

Выключаемая муфта, содержащая.соос25 ные ведущее и ведомое звенья, зубчатую передачу, зубчатые колеса которой связаны посредством водила, замыкающий механизм с входным, выходным и промежуточным звеньями, а также линейный нажимной

30 механизм, при этом одно из зубчатых колес зубчатой передачи связаНо с ведомым звеном, второе зубчатое колесо связано с выходным. звеном замыкающего механизма, водило установлено с возможностью вра35 щения относительно ведомого звена, а входное звено замыкающего механизма установлено с возможностью осевого перемещения и связано с линейным нажимным механизмом, о т л и ч а ю.щ а я с я тем, что, 40 с целью повышения срока службы и: эксплуатационных качеств путем передачи крутящего момента без проскальзывания и повышения плавности включения, замыкающий механизм выполнен в виде карданной

45 передачи, его входное звено связано с ведущим звеном, а промежуточное звено выполнено из двух связанных одна с другой с возможностью осевого перемещения частей.

1712702

Составитель А.Зуев

Редактор Н.Сильнягина Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Заказ 524 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101