Способ компенсации погрешностей цилиндрической зубчатой передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к уменьшению погрешностей цилиндрических зубчатых передач, и может, быть использовано в точных малошумных кинематических цепях с повышенной плавностью хода, например в прецизионных станках. Цель изобретения - уменьшение погрешностей передачи. Компенсация погрешности цилиндрической передачи заключается в определении угла перекоса осей колец при рабочей нагрузке и замене при сборке передачи одного из колес на зубчатое колесо с переменной толщиной зубьев. В процессе измерения угла перекоса осей зубчатых колес определяют текущие значения углов наклона каждой оси в зависимости от их фазового положения за полный оборот, совершаемый" зубчатым колесом с большим числом зубьев. Это зубчатое колесо затем заменяют на зубчатое колесо, толщину зубьев которого выполняют в соответствии с измеренным циклическим изменением перекоса осей, причем это колесо устанавливают противофазно положению заменяемого колеса в процессу измерения. 1 ил.^^
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Si)5, В 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4747986/08 (22) 19.09.89
I (46) 23.02,92. Бюл. hh 7 (71) Производственное объединение "Коломенский завод тяжелого станкостроения" и
Коломенский филиал Всесоюзного заочного политехнического института (72) Э.Л.Айрапетов, А.И.Сирицын, Э;В.Широких, О.И.Косарев, В.Н.Башкиров и
С.С.Мухитдинов (53) 621.9.08(088.8) (56) Патент Германии йЬ 305917, кл. В 23 F 23/10, 1914. (54) СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к уменьшению погрешностей цилиндрических зубчатых передач, и может, быть использовано в точных малошумных кинематических цепях с повышенной плавИзобретение относится к области машиностроения, а именно к уменьшению погрешностей цилиндрических зубчатых передач и может быть использовано в точных и малошумных кинематических.цепях с повышенной плавностью хода, например в прецизионных станках.
Цель изобретения — уменьшение погрешностей путем учета динамических факторов, действующих в передаче.
Предложенный способ компенсации погрешностей зубчатой передачи устраняет . динамические погрешности зацепления, обусловленные неравномерностью радиальной составляющей силы. а также нерав,, Я2,, 1713763 А1 ностью хода, например в прецизионных станках, Цель изобретения — уменьшение погрешностей передачи, Компенсация погрешности цилиндрической передачи заключается в определении угла перекоса осей колец при рабочей нагрузке и замене при сборке передачи одного из колес на зубчатое колесо с переменной толщиной зубьев. В процессе измерения угла перекоса осей зубчатых колес определяют текущие значения углов наклона каждой оси в зависимости от их фазового положения за полный оборот, совершаемый зубчатым колесом с большим числом зубьев. Это зубчатое колесо затем заменяют на зубчатое колесо, толщину зубьев которого выполняют в соответствии с измеренным цикличе- ф ским изменением перекоса осей, причем это колесо устанавливают противофазно положению заменяемого колеса в процессЕ измерения. 1 ил.
° »
° аеаЪ номерностью вращения сопрягаемых эубча- Од тых колес вследствие накопленной кинема- 4 тической погрешности и геометрических Ос погрешностей других звеньев зубчатой пе- () редачи, вызывая колебание угла взаимного наклона осей сопрягаемых зубчатых колес в течение каждого цикла их взаимного обката.
Изобретение реализуется следующим образом. Определяют угол перекоса осей колес при рабочей нагрузке и заменяют при сборке передачи одно из колес на зубчатое колесо с переменной толщиной зубьев в осевом направлении, величина которой пропорциональна величине угла перекоса осей. В процессе измерения угла перекоса
1713763 осей зубчатых колес определяют, текущие значения углов наклона каждой оси в зависимости от их фазового положения за полный оборот, совершаемый зубчатым колесом с большим числом зубьев, которое 5 затем заменяют на зубчатое колесо, толщину зубьев которого выполняют в соответствии с измеренным циклическим изменением перекоса асей, з при сборке это колесо устанавливают противофаэно 10 положению заменяемого колеса в процессе измерения.
На чертеже представлено устройство, реализующее. предложенный способ.
Устройство содержит вращающийся 15 стол 1, который установлен нз сферической опоре 2, размещенной на вертикальной неподвижной колонне 3. Вращение стола 1 обеспечивается цепью деления, включающей червячное колесо 4, связанное со сто- 20 лом 1 и взаимодействующее с червяком 5,, установленным на валу 6 со свободно кача.ющейся осью. например, эа счет шарнирной муфты 7..
Стол 1 посредством бурта 8. выполнен- 25 ного на его периферии, взаимодействует с двумя поводками 9, размещенными во взаимно перпендикулярных плоскостях А и Б, проходящих через ось 0-0 вращения стола.
Каждый из поводков 9 шарнирно связан с 30 жесткими тягами 10 и 11. Тяги 10 удерживают поводки 9 от сдвига их тангенциально направленными силами трения, возникающими в результате скольжения поводков 9 по бурту 8, Тяги 11 связывают поводки 9 с 35 исполнительными механизмами(ИМ) ИМ1 и
ИМ2, предназначенными для вертикального перемещения поводков 9, и изменения тем самым угла наклона оси О-О врзщения стола 1, соответственно, в плоскостях А 40 (угол а ) и Б(уголь), Кроме того, стол 1 снабжен измерителями углового положения (ИУП) ИУП1 и ИУП2, обеспечивающими регистрацию углов наклона оси 0-0 вращения стола. соответст- 45 . венно а1 и а :, а также измерителем фазового положения стола(ИФПС), посредством которого фиксируются текущие значения фазового положения Стола втечение одного полного его оборота. Измерители ИУП1 и 50
ИУП2 и ИФПС имеют функционные связи, соответственно, 12 и 13 с преобразователем импульсов (ПИ), усиленные сигналы с которого через канал связи 14 подаются на вход блока программного управления 55 (БПУ), управляющего работой ЙМ1 и ИМ2 через функциональные связи 15. Предварительно полученные (например, в цифровом виде) данйые о фазовом изменении. угла
/ взаимного наклона осей сопрягаемых колес эа полный оборот колеса с большим числом зубьев при работе передачи под нагрузкой вводятся в память БПУ, Причем значения угла взаимного наклона осей сопрягаемых колес представляют в виде составляющих а1 и а., измеряемых в плоскостях А и б качания стола 1.
Затеи на стол 1 соосно устанавливается заготовка нареэаемого компенсационного зубчатого колеса (не показано). В процессе нэрезания зубчатого колеса методом обката измеряют текущие значения углов наклона стола at и измерителями, соответственно, ИУП1 и ИУП2 и одновременно фиксируют фазовое. положение стола измерителем
ИФПС,. Сигналы с измерителей ИУП1 и
ИУП2 и ИФПС по функциональным связям, соответственно, 13 и 12 поступают на ПИ и после усиления посредством функциональной связи 14 передаются в БПУ. Поступившие в БПУ от измерителей импульсы, характеризующие величину изменения контролируемых параметров, сравниваются с их заданными значениями, введенными в память БПУ. С учетом величины и знака рассогласования в БПУ по каждому из контролируемых параметров а1 и а формируется управляющий импульс. который после ycunews направляется по каналам связи 15 к
ИМ1 и ИМ2. В результате этого исполнительные механизмы через тяги 11 воздействуют на поводки 9, осуществляя отклонение оси стола одновременно в плоскостях А и Б на величину требуемого изменения углов щи .
При нареэании зубьев за несколько проходов отслеживания текущих значений углов af и а повторяется за каждый полный оборот стола 1 ° После чего в зубчатой передаче колесо с большим числом зубьев заменяют нарезанным, толщина зубьев которого выполнена в соответствии с измеренным циклическим изменением перекоса осей, устанавливая его противофаэно положению заменяемого колеса в процессе измерения.
Такая компенсация погрешностей цилиндрической зубчатой передачи позволяет увеличить площддь контактной поверхности сопрягаемых зубьев, что обуславливает повышение точности и несущей способности передачи.
Формула изобретения
Способ компенсации погрешностей цилиндрической зубчатой передачи, включающий определение угла перекоса осей колес при рабочей-нагрузке и замену при сборке передачи одного иэ колес на зубчатое коле5
1 13763
Составитель И,Кузнецова
Редактор И.Ванюшкина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т.Палий
Заказ 653 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 со с переменной толщиной зубьев в осевом направлении, величина которой пропррциональна величине угла перекоса осей, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью, уменьшения погрешностей путем учета динамических факторов, действующих в передаче, в процессе измерения,угла перекоса осей зубчатых колес определяют текущие значения углов наклона каждой оси в зависимости от их фазового положения эа полный оборот, совершаемый зубчатым колесом с большим числом зубьев, которое затем заменяют на зубчатое колесо, толщину зубьев-которого выполняют s соответст5 вии с измеренным циклическим изменением перекоса осей, а при сборке это колесо устанавливают противофазно положению заменяемого колеса в процессе измерения,