Сцепное устройство сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту^ а именно к сочлененным транспортным средствам. Цель изобретения - повышение маневренное™. CuienHoe устройство сочлененного транспортного средства содержит соединительное звено 3. включающее горизонтальный и вертикальный шарниры с осями, расположенными в одной плоскости, и кронштейны, установленные на рамах активного, гусеничного транспортного 1 и энергетического 2 модулей. С соединительным звеном 3 шарнирно связаны упругие элементы, другие концы которых шарнирно соединены с кронштейном одного из-звеньев транспортного средства. Каждый упругий элемент выполнен в виде корпуса, в котором размещена тяга с двумя упорами. На тяге расположены подвижные относительно нее шайбы, между которыми размещена пружина. 1 з.п. ф-лы. 5 ил.СО
(19) (Щ
СО|ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я)5 В 60 0 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЪ|ТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4765059/11 (22) 05.12.89 (46) 23.02.92. Бюл, ЬЬ 7 . (71) Харьковский политехнический институт. им. В.И.Ленина и Минусинская опытно-методическая экспедиция Енисейского производственного теологического объединения
"Енисейгеофизика" . (72) Л.И.Нечуйвитер, М.Н.Коденко, Б.Г.Деговцев, В.Г.Сибгатулин, В.А.Детков и В.Н.Никишин (53) 629.114.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М.1458251, кл. В 60 0 I/00, 1987; (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО С0 1ЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту, а именно к сочлененным транспортным средствам. Цель изобретения — повышение маневренности. Сцепное устройство сочлененного .транспортного средства содержит соединительное звено 3, включающее горизонтальный и вертикальный шарниры с осями, расположенными в одной плоскости, и кронштейны, установленные на рамах активного. гусеничного транспортного 1 и энергетического 2 модулей. С соединительным звеном 3 шарнирно связаны упругие элементы. другие концы которых шарнирно соединены с кронштейном одного из.звеньев транспортного средства. Каждый упругий элемент выполнен в аиде корпуса, в котором:размещена тяга с двумя упорами, На тяге расположены подвижные относительно нее шайбы, между которыми разме- ф щена пружина. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1713837
Изобретение. относится к транспорту, а именно к сочлененным транспортным средствам.
Цель изобретения — повышение маневренности, На фиг.1 показано сочлененное транспортное средство, общий вид; на фиг.2— схема дышла и межмодульного привода, вид сбоку; на фиг.3- схема дышла, вид сверху; на фиг,4 и 5 — первая и вторая фазы поворота энергетического модуля относительнотранспортного модуля соответственно.
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства, включающего энергетический модуль 1 (фиг.1) и. активный транспортный модуль 2, состоит из соединительного звена 3. кронштейна 4 энергетического модуля, кронштейна 5 транспортного модуля и привода 6 (фиг.2) активного транспортного модуля 2.
Соединительное звено 3 содержит трубу 7,-соединеннуа шарнирно с цапфами 8 вертикального шарнира, .связывающего звено 3 с кронштейном 5, и вилки 9, установленные свободно на трубе 7 и соединенные шарнирно с цапфами 10 вертикального шарнира. связывающего трубу 7 с кронштейном 4. Труба 7 содержит шарниры 11 и
12 (фиг.3}, расположенные в горизонтальной плоскости по обе стороны трубы 7, соединенные с подпружиненными- звеньями 13 и 14 двухстороннего действия . Аоследние снабжены упорами 18-20, предварительно сжатыми пружинами 21, подвижными шайбами 22 и 23 и тягами 24.
Привод 6 соединен через двойную карданную вилку 25 с приводным валом 26 остова 27 энергетического модуля 1 и через двойную карданную вилку 28 с приводным валом 29 остова 30 активного транспортного модуля 2. . Кронштейн 4 соединен с соединительным звеном также цапфами 31 горизонтального шарнира, а кронштейн 5 соединен с соединительным звеном 3 цапфами 15 горизонтального шарнира. Подпружиненные звенья 13 и 14 соединены соответствующими шарнирами 16 и 17 с кронштейном 5.
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства работает следующим образом..
В режиме прямолинейного движения относительно цапф 31 и 15 кронштейнов 4 и
5 энергетический модуль и активный транспортный модуль могут изменять как угловое положение для преодоления неровностей рельефа, так и двигаться на разных уровнях.
15- тельно оси движения активного транспорт20
35 та и шарниров с горизонтальной и
В горизонтальной плоскости смещение остова 30 активного транспортного модуля ограничено стабилизирующим моментом предварительно поджатых пружин 21 звеньев 13 и 14 двухстороннего действия.
В режиме первой фазы поворота (фиг.4) энергетический модуль 1 свободно поворачивается относительно цапф 8 (фиг.2) кронштейна 5 на угол а (фиг.4).
С увеличением угла поворота (вторая фаза поворота, фиг.5) проворачиваясь относительно шарниров 16 и 17, звено 13 удлиняется, а звено 14 укорачивается. Угол поворота энергетического модуля относиного модуля увеличивается в два раза..
Пружины 21 звеньев 13 и 14 сжимаются одновременно. Стабилизирующий момент, равный сумме моментов пружин звеньев 13 и 14, возрастает.
Преодоление стабилизирующего момента пружин звеньев 13 и 14 обеспечива-, ется моментом силы тяги энергетического модуля относительно цапф 8 кронштейна 5 и моментом силы тяги активного транспортного модуля относительно цапф 10 кронштейна 4..
Формула изобретения
1. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства. содержащее установленные на каждом звене транспортного средства кронштейны, связанные между собой посредством соединительного элеменвертикальнрй осями; расположенными в одйой поперечной плоскости; о т л и ч а ю щ ее с я тем, что. с целью повышения маневренности, соединительный элемент своими концами связан с помощью шарниров с горизонтальной и вертикальной осями с кронштейнами каждого звена, причем в горизонтальной плоскости устройства размещены упругие элементы, одними концами шарнирно соединенные с соединительным звеном, а другими концами шарнирно связанные с кронштейном одного иэ звеньев транспортного средстве.
2.Устройство по п.1,отл и ч а ю ще ес я тем, что упругий элемент выполнен в виде корпуса, в котором размещена тяга с двумя упорами, причем на тяге расположены подвижные относительно нее шайбы, между. которыми расположена предварительно сжатая пружина, при этом на внутренней поверхности корпуса расположен дополнительный упор, с которым взаимодействует одна из шайб.
1713837
1713837
Составитель Г. Гандыбин
Редактор Н, Лазаренко Техред М.Моргентал Корректор Л. Патай
Заказ 656 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101