Устройство для крепления прожектора на поисково- спасательном гидросамолете

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на летательных аппаратах или судах, осуществляющихосвещение акватории прожекторами, выдвигаемыми для работы через люки, используемые в обычных и аварийных ситуациях, когда прожекторы убраны, для выхода экипажа. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта с прожектором при его выпуске и уборке, обеспечение компактности в убранном положении, а также сокращение времени подготовки к повторному вылету. Цель достигается выполнением механизма перемещения прожектора в виде телескопической штан.ги 1, закрепленной на кронштейне 6 с вертикальной осью, установленной на корпусе вне окантовки люка 8. 4 ил.СПс

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Si)5 В 64 О 47 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВ / ДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4737584/23 (22) 11.09.89 (46) 23.02.92. Бюл. М 7 (72) Л.Г.Фортинов, Ю.С.Воронков и Ю.А.Коробко (53) 629.735.35 (088,8) (56) Патент США hL 4.367.514, кл. В 64 D 47/04, 1982.

Авторское свидетельство СССР

М 220075, кл. В 64 0 47/04, 25.01.67. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПРОЖЕКТОРА НА ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОМ ГИДРОСАМОЛЕТЕ (57) Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на летательных аппаратах или судах, осуществляющих

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на поисково-спасательных летательных аппаратах или судах, осуществляющих освещение акватории прожекторами, выдвигаемыми для работы через люки, используемые в обычных условиях, когда прожекторы убраны, для выхода экипажа.

Известно устройство для крепления прожектора (светильника) на самолете, содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней. Устройство обеспечивает освещение конца шланга заправки топливом самолетов в полете на самолете-заправщике.

Недостатком данного устройства в случае его использования для выпуска и уборки прожектора на поисково-спасательном гидросамолете является невозможность пол ь,,б ЫÄÄ 1713851 А1 освещение акватории прожекторами, выдвигаемыми для работы через люки, используемые в обычных и аварийных ситуациях, когда прожекторы убраны, для выхода экипажа. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта с прожектором при его выпуске и уборке, обеспечение компактности в убранном положении, а также сокращение времени подготовки к повторному вылету. Цель достигается выполнением механизма перемещения прожектора в виде телескопической штанги 1, закрепленной на кронштейне 6 с вертикальной осью, установленной на корпусе вне окантовки люка

8. 4 ил. зования люком, в котором прожектор с устройством установлен для прохода членов экипажа. и

Кроме того, устройство не позволяет оператору непосредственно управлять проI жектором, что снижает быстродействие системы "человек — прожектор" и в условиях волнения моря, существенно затрудняет поиск терпящих бедствие иди других спасаемых объектов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней посредством вилки с большим и малым плечами и с элементами установки в фюзеляже. Размещение штанги обеспечивается ее крепленйем . через ролик Г-образной направляющей, взаимодействующей через него со штангой, 1713851 средством. вилки с большим и малым плечами и с элементами установки в фюзеляже, обеспечивающими возможность вывода прожектора через люк; выполненный в фюзеляже, штанга выполнена в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем поршне которого шарнирно установлен соосный с ним узел подвески вил40

45 ки прожектора, а элементы установки штанги в фюзеляже выполнены в виде кронштейна с укрепленным на нем наружным корпусом гидро- или пневмоцилиндра на одной из боковых стенок фюзеляжа, причем малое плечо вилки соединено с кронштейном посредством амортизатора.

На фиг. 1 показан вид сбоку походного и исходного (перед выпуском) положений; на фиг. 2 — вид в плане походного и исходного перед выпуском положений устройства; на фиг. 3 — рабочее положение устройства; на фиг. 4 — узел крепления подвески вил ки и рожектора. к каретке, перемещающейся в направляющей трубе и шарнирно соединенной со штангой.

Недостатком данной конструкции является то, что при установке прожектора в 5 рабочее положение из походного все действия выполняются при непосредственном контакте оператора с элементами конструкции устройства путем применения его значительных физических усилий. Кроме того, 10 конец загнутого Г-образного рельса выходит в проем аварийного люка и создает препятствие для аварийного покидания или эксплуатационного выхода (входа) экипажа через проем. 15

При переводе прожектора из рабочего положения в исходное необходимо время для снижения температуры прожектора, так как указанные выше действия по переводу прожектора из рабочего положения в по- 20 ходное, влекут за собой непосредственный контакт оператора с нагретыми элементами конструкции, что, с конечном счете, приводит к увеличению времени подготовки к повторному вылету гидросамолета. 25

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта, обеспечения механизации подъема и раскладывания прожектора, освобождения люка от механических 30 элементов, препятствующих выходу членов экипажа при убранном прожекторе, а также сокращение времени подготовки к повторному вылету.

Поставленная цель достигается тем, что 35 в устройстве, содержащем штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней поУстройство содержит штангу 1, выполненную в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем штоке 2 которого соосно с ним шарнирно установлен узел 3, на котором закреплена вилка 4, к большому плечу которой шарнирно прикреплен прожектор 5. Наружный корпус штанги 1 укреплен на кронштейне 6, снабженном вертикальной осью 7, шарнирно закрепленной,вне окантовки люка 8 вблизи от линии боковой стенки 9 фюзеляжа. Кронштейн снабжен приводом 10 с замками в крайних положениях. К малому плечу 11 вилки 4 и к кронштейну 6 прикреплен амортизатор 12, К телескопическому гидро- или пневмоцилиндру-штанге 1 и к гидросистеме 15 подсоединен трубопровод 13 с шарниром 14, выполненным в оси 7.

Соосный шарнир узла 3 крепления подвески вилки прожектора содержит установленный внутри штока 2 и закрепленный с возможностью вращения поворотный стакан 16 в подшипниках 17 и 18, Поворотный. стакан 16 содержит горизонтальный шарнир 19, в котором закреплена вилка 4, и прожектор 5, закрепленный на вилке 4 так же шарнирно.

Устройство работает следующим образом.

В убранном (походном) положении (см. фиг. 1) прожектор 5, штанга 1 и кронштейн

6 находятся в нише фюзеляжа и фиксируются приводом 10.

Такое расположение полностью освобождает весь проем люка и не препятствует выходу и входу членов экипажа при эксплуатации или в аварийной ситуации, а также не создает препятствий закрытию и герметизации, поскольку ось 7 закреплена вне окантовки люка 8.

Для выпуска прожектора в рабочее положение приводом 10 поворачивают кронштейн 6 со штангой 1 и прожектором 5 в рабочее положение перед выпуском (чтобы ось вертикальной штанги 1 совпадала с осью люка или была близка к ней). Прожектор при этом разворачивают вдоль оси вручную. Включая гидросистему 15, выдвигают телескопические поршни гидроцилиндраштанги 1 и поднимают прожектор 5 на заданную высоту. На определенном ходе поршней штанги 1 (см. фиг. 2) амортизатор

12 натягивается и за малое плечо 11 вилки 4 автоматически разворачивает прожектор 5 в конечное рабочее положение, одновременно балансируя его. Оператор размещается в люке и, разворачивая прожектор вручную, осуществляет поиск.

1713851 юг 1

50

Соосный шарнир узла 3 при этом имеет возможность поворота вокруг вертикальной оси, обеспечивая тем самым сканирование по азимуту. Горизонтальный шарнир 19 соосного шарнира соединен через вилку 4 с прожектором 5, чем обеспечивается независимое. от азимутального сканирование по высоте.

По окончании работы гидросистема 15 выключается, под действием массы прожектора 5 и при необходимости, воздействием оператора устройство последовательно возвращается в рабочее положение перед выпуском, а затем приводом 10 в убранное (походное) положение, после чего люк закрывается.

Поскольку прожектор при работе разогревается, то предусмотрено его хранение в убранном положении в теплозащитном чехле, который снимается оператором перед включением прожектора в рабочем положении и надевается перед уборкой после его выключения и охлаждения.

Формула изобретения

Устройство для крепления прожектора на поисково-спасательном гидросамолете, содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней посредством вилки с большим и малым плечами и с элементами установки в фюзеляже, обеспечи5 вающими возможность вывода прожектора через люк, выполненный в фюзеляже, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойстй путем уменьшения контакта с прожектором при его выпу10 ске и уборке, обеспечения компактности в убранном положении, а также сокращения времени подготовки к повторному вылету, штанга выполнена в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем

15 поршне которого установлен шарнирно соосный с ним узел подвески вилки прожектора, а элементы установки штанги в фюзеляже выполнены в виде кронштейна с укрепленными на нем наружным корпусом

20 гидро- или, пневмоцилиндра, снабженного вертикальной осью, шарнирно закрепленной вне окантовки люка, на одной из боковых стенок фюзеляжа, причеььмалое плечо вилки соединено с кронштейном посредст25 вом амортизатора.

1713851

1713851

Составитель Л.Мишина

Техред M,Mîðãåíòàë Корректор М.Пожо

Редактор Т.Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 657 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5