Опорный узел турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в турбомашинах различного назначения, например центробежных и осевых компрессорах, насосах и турбинах, работающих в условияхзнакопеременных осевых нагрузок, дейс'гвующих на ротор. Цель изобретения - повышение надежности и увеличение ресурса работы путем снижения нагрузок на радиальные подшипники. Опорный узел турбомашины содержит радиальный подшипник (П) 1, корпус 2 турбомашины с зазором 3 между внутренней обоймой 4 и валом 5, упорный бурт 6, размещенный с осевым зазором 1 относительно внутренней обоймы 4, упругий демпфирующий элемет 9. При появлении нерасчетной осевой нагрузки вал 5 смещается в сторону уменьшения зазора 7, бурт 6 упирается во внутреннюю обойму 4 П 1, выбирая предварительный натяг П 1 от действия элемента 9. 1 ил.СОс4^ N3 О J^

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 0 29/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4817415/29 (22) 23.04.90 (46) 23,02,92. Бюл, № 7 (71) Сумское машиностроительное научно-. и роизводствен ное объединение им.

М,В, Фрунзе (72) В.С.Марцинковский, Л.В,Черепов, А.Б.Лоза и С.К.Лисицын (53) 621.671(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1086232, кл. F 04 D 29/04, 1983. (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в турбомашинах различного назначения, например центробежных и осевых компрессорах, насосах и турбинах, работающих в условиях

„„ Ы„„1714204 А1 знакопеременных осевых нагрузок, дейс гвующих на ротор. Цель изобретения — повышение надежности и увеличение ресурса работы путем снижения нагрузок на радиальные подшипники. Опорный узел турбомашины содержит радиальный подшипник (П) 1, корпус 2 турбомашины с зазором 3 между внутренней обоймой 4 и валом 5, упорный бурт 6, размещенный с осевым зазором 7 относительно внутренней обоймы 4, упругий демпфирующий элемет 9. При появлении нерасчетной осевой нагрузки вал 5 смещается в сторону уменьшения зазора 7, бурт 6 упирается во внутреннюю обойму 4 П

1, выбирая предварительный натяг П 1 от действия элемента 9. 1 ил.

1714204

25 Формула изобретения

50

Составитель Ю,Никитченко

Техред М.Моргентал Корректор М.Шароши

Редактор О.Хрипта

Заказ 674 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в турбомашинах различного назначения, например, центробежных и осевых компрессорах, насосах и турбинах, работающих в условиях знакопеременных осевых нагрузок, действующих на ротор.

Целью изобретения является повышение надежности и увеличение ресурса работы путем снижения нагрузки на радиальный подшипник.

На чертеже представлен опорный узел турбомашины, продольный разрез.

Опорный узел турбомашины содержит радиальный подшипник 1, установленный в корпусе 2 турбомашины с зазором 3 между внутренней обоймой 4 и валом 5, и упорный бурт 6, выполненный на валу 5 и размещенный с осевым зазором 7 относительно внутренней обоймы 4 радиального подшипника

1. Между торцом 8 внутренней обоймы 4 подшипника 1 и корпусом 2 турбомашины установлен упругий демпфирующий элемент 9.

Опорный узел турбомашины работает следующим образом.

При работе турбомашины, например, центробежного комп рессора высокого давления во время пуска, останова или в других переходных режимах, возможно появление осевой нагрузки, направление действия которой противоположно действию расчетной осевой нагрузки, воспринимаемой обычно думмисом и активной стороной упорного подшипника не показаны.

Для восприятия осевой нагрузки вместо пассивной стороны упорного подшипника в корпусе 2 турбомашины устанавливается радиальный подшипник 1 качения, наружную обойму которого жестко фиксируют от осевого перемещения, а внутреннюю обойму отжимают в направлении, противоположном возможному действию нерасчетной осевой нагрузки с помощью упругого де5 мпфирующего элемента 9, также размещенного в корпусе 1 турбомашины.

При появлении отрицательной (нерасчетной) осевой нагрузки вал 5 перемещается в сторону уменьшения осевого зазора 7 и

10 при некотором ее значении упорный бурт 6 упирается во внутреннюю обойму радиального подшипника 1, которая перемещается к корпусу 2 турбома шин ы, выбирая п ри этом предварительный натяг подшипника 1 от

15 действия упругого демпфирующего элемента 9.

Таким образом, неуравновешенная осевая нагрузка уравновешивается силами реакции радиального подшипника 1 качения и

20 упругими силами демпфирующего элемента

9. При этом предполагается, что нерасчетная осевая нагрузка кратковременна по действию и незначительна по величине.

Опорный узел турбомашины, содержащий радиальный подшипник качения, установленный в корпусе турбомашины с

30 зазором между внутренней обоймой и валом, и упорный бурт, выполненный на валу и размещенный с осевым зазором относительно внутренней обоймы радиального подшипника, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, 35 с целью повышения надежности и увеличения ресурса работы путем снижения нагрузки на радиальный подшипник, между торцом внутренней обоймы подшипника и корпусом турбомашины установлен упругий

40 демпфирующий элемент.