Приводное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 59/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4745303/28 (22) 03.10.89 (46) 23.02,92. Бюл. hh 7 (71) Опытное конструкторско-технологическое бюро Научно-производственного обье . динения "Спектр" (72) A. Tpóøêo (53) 621,333 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ф 377576, кл; F 16 Н 5/40, 1973.
Авторское свидетельство СССР
М 1298452, кл. F 16 Н 5/68, 1985 (прототип). (54} ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для. передачи вращательного движения с различным.передаточным отношением в противоположных направлениях вращения ведомого вала .при реверсе ведущего вала, Цель изобретения -.надежное обеспечение реверса ведомого вала с разной частотой вращения во встречных направлениях при
7 Я
ЯЫ 1714252 А1
2 реверсе ведущего вала, Устройство содержит ведущий вал 1, на котором жестко закреплены два зубчатых колеса 2 и 3 и шарнирно на подшипниках 4- жесткая рамка 5 с двумя трензелями. Зубчатые колеса 6 и 7 трензелей закреплены в поворотной рамке 5 на подшипниках 8 и 9. Зубчатое колесо 6 находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 3 и имеет возможность входить в зацепление с зубчатым колесом 10, жестко закрепленным на ведомом валу 11. Зубчатое колесо 7 йаходится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 2 и может входить в зацепление с зубчатым колесом 12, закрепленным на валу 11.
Пары зубчатых колес 6 и 10, 7 и 12 входят в зацепление между собой по принципу или- а или при реверсе вала 1. Одновременно зацепление обеих пар исключено. Реверс ведущего вала 1 приводит к автоматическому реверсу ведомого вала 1 с изменением частоты вращения. 2 ил.
1714252
20
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных механизмах для передачи вращательного движения с различным передаточным отношением в противоположных направлениях вращения ведомого вала при реверсе ведущего вала, Известны приводные устройства, обеспечивающие перемещение исполнительного механизма с изменением скорости при реверсе.
Устройства сложны в изготовлении и недостаточно надежны.
Наиболее близким к предлагаемому является приводное устройство, содержащее ведущий, ведомый и промежуточный валы, На ведущем и ведомом валах закреплены по одному зубчатому колесу с различным числом зубьев, на промежуточном -два зубчатых колеса с различным числом зубьев, Зубчатое колесо ведущего вала находится в постоянном зацеплении с одним из зубчатых колес промежуточного вала.
С помощью двух трензелей с зубчатыми колесами в зависимости от направления 2 вращения ведущего вала зубчатое колесо этого вала и второе зубчатое колесо промежуточного вала попеременно входят в зацепление с зубчатым колесом ведомого вала, обеспечивая вращение ведомого вала с разной скоростью в неизменном направлении при реверсе двигателя.
Недостаток известного устройства — невозможность изменения направления вращения ведомого вала при реверсе двигателя, Цель изобретения — надежное обеспечение реверса.ведомого вала с разной скоростью во встречных направлениях при реверсе ведущего вала.
Указанная цель достигается тем, что у приводного устройства оба трензеля жестко связаны между собой и установлены на ведущем валу с возможностью вращения.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема приводного устройства; нэ фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
На ведущем валу 1 жестко закреплены два зубчатых колеса 2 и 3 и шарнирно на подшипниках 4 жесткая рамка 5 с двумя треиэелями. Зубчатые колеса 6 и 7 трензелей закреплены в рамке 5 на подшипниках
Зи9.
Зубчатое колесо 6 находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 3 и имеет возможность входить в зацепление с зубчатым колесом 10, жестко закрепленным на ведомом валу 11.
Опорные подшипники валов 1 и 11 закреплены в корпусе устройства.
Зубчатое колесо 7, шарнирно закрепленное на раме 5, находится в постоянном эзцеплении с зубчатым колесом 2 ведущего вала 1 и имеет возможность входить в зацепление с зубчатым колесом 12, жестко закрепленном на ведомом валу 11.
Зубчатые колеса 6 и 7 закреплены на рамке 5 таким образом, ч1о, если одна из пар периодически взаимодействующих зубчатых колес (например, 7 и 12) находится в зацеплении, то зазор между другой парой (6 и 10) превышает высоту зуба на 2-3 мм, что
° исключает возможность зацепления соответствующих пар одновременно.
Угол поворота 5 определяется соответственно величиной этого зазора.
Минимальное расстояние между центрами входящих в зацепление зубчатых колес устанавливается известным ограничителем поворота трензелей (не показан), обеспечивающим контактирование зубьев по делительной окружности.
Приводное устройство работает следующим обрззрм.
При вращении ведущего вала 1 против часовой стрелки поворотная рамка 5 под действием сил трения, возникающих в опор ных подшипниках 4 и в зацеплении зубчатых пар 7, 2 и 6, 10, поворачивается в том же направлении и зубчатое колесо 7 входит в зацепление с зубчатым колесом 12, передавая вращение нз ведомый вал 11. При этом второе зубчатое колесо 6 выходит иэ зацепления с зубчатым колесом 10, а передаточное отношение зубчатой передачи определяется количеством зубьев на колесах 2 и 12, При реверсе ведущего вала 1, когда он вращается по часовой стрелке, под действием сил трения зубчатое колесо 6 входит в зацепление с эубчзтым колесом 10, а зубчатое колесо 7 выходит иэ зацепления с зубчатым колесом 12.
Передаточное отношение при этом будет определяться количеством зубьев на зубчатых колесах 3 и 10.
Таким образом, реверс вала 1 в предлагаемом устройстве автоматически обеспечивает реверс ведомого вала с различным передаточным отношением в противоположных направлениях вращения.
Незначительный угол поворота рамки 5 при реверсе вэлэ 1 и шарнирная связь этих элементов обеспечивают бесшумное пере«лючение рода работы и долговечность устройства.
Производственная эксплуатация устройства s качестве привода рабочего органа машины для отсадки тестовых заготовок, перемещаемого с различной скоростью в рабочем и холостом направлениях, свиде1714252 тельствуют о высокой надежности предлагаемого решения.
A-А
Фи Г
Составитель ПХрушко
Техред ЮМоргентал Корректор О.Кундри к
Редактор М,Янкович
Заказ 677 Тираж . . Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-36,. Рауаская наб.. 4/Ь
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 г.Формула изобретения
Приводное устройство, содержащее корпус, ведущий вал с зубчатыми колесами, ведомый вал с зубчатыми колесами и два трензеля с зубчатыми колесами, первый иэ которых установлен на ведущем валу с воэ/ можностью вращения, зубчатые колеса тренэелей постоянно зацеплены с зубчатыми колесами ведущего вала. о т л и ч а ю ще е с я твм, что, с целью надежного обеспе-
5 чения реверса ведомого вала при реверсе ведущего вала, второй трензель также установлен на ведущем валу с возможностью вращения и жестко связан с первым тренэелем,