Способ подготовки природного газа к транспорту

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в газовой и нефтяной промышленности. Целью изобретения является снижение энергозатрат при падении пластового давления за счет рационального использования низких температур наружного воздуха. Достигается зто тем, что по мере падения пластового давления на устье скважины 1 часть теплоизоляции трубопровода 23 удаляют, в результате чего на оголенных участках трубопровода газ в зимнее время доохлаждается. В летнее время технология подготовки газа не зависит от количества удаленных участков теплоизоляции шлейфа. 1 ия.<^ ч^•fe4Ь. ГОсх>&Os

СОЮЗ .СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 17 0 1/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.7 11 910 Л

; 4

ЬЭ

00 (с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4306113/29 (22) 14.09.87 (46) 23.02.92. Бюл. М 7 (71) Государственный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "ЮжНИИгипрогаз." (72) Л. Е. Кригман, P. П. Синявская, Г. А.

Шемраев и М. Ф. Чичаев . (53) 621;643(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

I+ 1115544, кл. F 25 J 3/06.

Обустройство Ямбургского газоконденсатного месторождения на добычу газа 205 млрд. м в год Ямбург 205. Проект. Заказ

8507.1. ЮжНИИгипрогаз, 1986. АХ, 171428б А1 (54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПРИРОДНОГО

ГАЗА К ТРАНСПОРТУ (57) Изобретение может быть использовано в газовой и нефтяной промышленнбсти.

Целью изобретения является снижение энергозатрат при падении пластового давления за счет рационального использования низких температур наружного воздуха.

Достигается зто тем, что по мере падения пластового давления на устье скважины 1 часть теплоизоляции трубопровода 23 удаляют, в результате чего на оголенных участках трубопровода газ в зимнее время доохлаждается. 8 летнее время технология подготовки газа не зависит от количества удаленных участков теплоизоляции шлейфа. 1 иа.

1714286

Изобретение относится к способам подготовки природного газа к транспорту и может быть использовано в газовой и нефтяной промышленности, в частности на газовых и нефтяных месторождениях в районах с низкой температурой наружного.воздуха. . Целью изобретения является снижение энергозатрат путем рационального использования низких температур наружного воздуха.

Поставленная цель достигается тем. что при снижении пластового давления охлаждение газа осуществляется с использовани. ем холода окружающей среды посредством увеличения поверхности контакта стенок трубопровода-шлейфа с окружающей средой.

В начальный период эксплуатации в зимнее время необходимое снижение температуры в зависимости от температуры и давления на головке скважины достигается либо только за счет дросселирования газа, либо за счет совместного действия естест-. венного охлаждения в шлейфе и дросселирования. При этом в шлейфе частично (согласно расчету) снята теплоизоляция. В дальнейшем по мере падения давления та же температура достигается за счет дополнительного удаления части теплоизоляции.

В период полного исчерпания дроссель-эффекта:охлаждение газа достигается за счет естественного теплообмена частично теплоизолированного газопровода с окружающим воздухом и подключения установки искусственного охлаждения газа (УИОГ).

В летнее время необходимая температура достигается подключением АВО, дросселированием газа и в случае необходимости (при исчерпании дроссельэффекта) подключением УИОГ.

На чертеже схематично показано поэтапное увеличение поверхности контакта стенок трубопровода-шлейфа с наружным . воздухом, согласно предлагаемому способу.

Подготовка газа к транспорту производится не одинаково в зимнее и летнее время, В зимнее время газ из скважины 1 поступает в трубопровод-шлейф 2, покрытый на некотором протяжении теплоизоляцией

3. В трубопроводе гаэ охлаждается до температуры, величина которой обусловлена длиной нетеплоизолированной части трубопровода. Затем газ поступает в первичный сепаратор 4, в аппараты воздушного охлаждения (АВО) 5 или по байпасу 6 в рекуперативный теплообменник 7, где предва-. рительно доохлаждается и поступает в дроссельный клапан.8, При дросселировании газ охлаждается до температуры, обес10 печивающей стандартную точку росы

Затем газ поступает в сепаратор 9, где отделяется жидкая фаза — вода с ингибитором гидратообразования, и по трубопроводам

10-14 с температурой 0-2 С поступает в магистральный трубопровод 15. Регулирование температуры достигается регулированием соотношения расходов газа через трубопроводы 10 и 11.

Установки искусственного охлаждения газа {УИОГ) 1? трубопроводами 10 и 16 сое20 динены с сепаратором 9. Сепаратор 18.соединяется с УИОГ трубопроводом 19 и с магистральными трубопроводами 20, 21, 14 или 20, 22, 12, 13, 14. Изоляция 3 трубопровода-шлейфа 2 снабжена съемными участками 23. При падении давления на устье скважины 1 для компенсации возрастания температуры перед теплообменником 7 и далее по ходу газа часть теплоизоляции тру25 доохлаждается на оголившемся участке за счет увеличения контакта стенок трубопровода с окружающей средой. Длиной оголенного участка 23 регулируют температуру

35 газа.

Технология подготовки газа в летнее время не зависит от количества удаленных участков теплоизоляции шлейфа.

Формула и зоб рете н и я

Способ подготовки природного газа к

40 транспорту, включающий сбор газа от скважин с помощью надземно уложенных теплоизолированных трубопроводов-шлейфов, снижение давления газа в дроссельном уст- ройстве, сепарацию жидкости от газа с последующим нагревом или охлаждением его, отличающийся тем, что, с целью снижения энергетических затрат при падении пластового давления, охлаждение газа

50 осуществляют посредством увеличения поверхности контакта стенок трубопроводашлейфа с окружающей средой, используя холод окружающей среды.

30 бопровода.23 удаляют, гаэ дополнительно