Источник сейсмических колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сейсмической технике, к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний электродинамическим способом. Цель изобретения -улучшение эксплуатационных показателей за счет повышения проходимости и автоматизации процессов управления. В устройство введены гидравлический блок 7 сэлектроуправляемыми трехпозиционными гидрораспределителями 8, 9, 10 и 11, обмотки двух из которых 8 и 11 непосредственно подключены к соответствующим двум из трех комплектов переключателей 12 и 13 маятникового датчика 14 сигналов продольного и поперечного крена. На выходах электрических цепей обмоток двух других электроуправляемых гидрораспределителей 9 и 10 установлены контакты 15 и 16 реле 17 и 18, после которых эти электрические цепи объединены в одну электрическую цепь, подсоединенную к третьему комплекту электрических переключателей 19 маятникового датчика сигналов 14. Обмотки реле 17 и 18 подключены к соответствующим контактам 20 и 21 двухпозиционного переключателя 22, корпус которого установлен на торце кронштейна горизонтального шарнира передней полурамы, а его рычаг 23 контактирует с выступами на торце кронштейна, горизонталъного шарнира задней полурамы. 1 ил. 76 15 77(Лс-х1!^ ел4i^ 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК (51)5 G 01 V 1/157
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (21) 4659713/25 (22) 09.03.89 (46) 23.02.92. Бюл. ¹ 7 (71) Харьковский политехнический институт им. B.И. Ленина и Минусинская опытно-методическая экспедиция Производственного геологического объединения "Енисейгеофизика" (72) Л.И. Нечуйвитер, М.Н. Коденко и B. Г. Сибгатулин (53) 550.834 (088,8) . (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1167560, кл. G 01 V 1/157, 1983.
Авторское свидетельство СССР
N1272294,,кл. G 01 V 1/157, 1984, (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к сейсмической технике, к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний электродинамическим способом. цель изобретения — улучшение эксплуатационных показателей за счет повышения проходимости и автоматизации процессов управления, B устройство введе„„Я „„1714548 А1 ны гидравлический блок 7 с электроуправляемыми трехпозицион ными гидрораспределителями 8, 9, 10 и 1 1, обмотки двух из которых 8 и 11 непосредственно подключены к соответствующим двум из трех комплектов переключателей 12 и 13 маятникового датчика 14 сигналов продольного и поперечного крена. На выходах электрических цепей обмоток двух других электроуправляемых гидрораспределителей 9 и 10 установлены контакты 15 и l6 реле
17 и 18, после которых эти электрические цепи объединены в одну электрическую цепь, подсоединенную к третьему комплекту электрических переключателей 19 маятникового датчика сигналов 14. Обмотки реле 17 и 18 подключены к соответствующим контактам 20 и 21 двухпозиционного переключателя 22, корпус которого установлен на торце кронштейна горизонтального шарнира передней полурамы, а его рычаг 23 контактирует с выступами на торце кронштейна горизонтального шарнира задней полурамы. 1 ил.
Ю 76 75 77
1714548
50
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов электродинамическим способом.
Известна автономная передвижная установка для возбуждения сейсмических колебаний, содержащая раму, установленные на ней силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, излучатели сейсмических сигналов, шарнирно закрепленные на силовых гидроцилиндрах, которые тремя группами закреплены на раме, и гидравлически каждая из групп соединена через соответствующий гидрораспределитель с насосом и гидробаком, воздушный искровой разрядник с рычагом управления и конденсаторную батарею.
Однако данная установка обладает низкими эксплуатационными возможностями из-за низкой проходимости, так как отсутствуют в конструкции рамы горизонтальный и вертикальный шарниры полурам, обеспечивающие копирование профиля дороги каждым колесом установки, и устройства для автоматизации процессов управления горизонтальной выставки платформы, Наиболее близким техническим решением является источник сейсмических колебаний, содержащий шарнирно-сочлененную раму, размещенные на ней силовую установку, излучатели сейсмических сигналов, шарнирно закрепленные на штоках силовых гидроцилиндров и установленн ые. тремя груп пами, гидрораспределители управления с гидромагистралями, импульсные кондесаторы и воздушные разрядники, устройство автоматического устранения депланации полурам, включающего два двухходовых двухпозиционных распределителя, два кронштейна с направляющими с предварительно сжатыми пружинами, втулки с глухими отверстиями и рычагом.
Недостатком известного источника является низкие эксплуатационные показатели из-за отсутствия устройства, обеспечивающего автоматизацию процессов управления.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных показа елей за счет повышения проходимости и автоматизации процессов управления
Поставленная цель достигается тем, что введен четвертый трехпозиционный гидрораспределитель, а также маятниковый датчик сигналов продольного и поперечного крена с тремя группами контактов, причем все гидрораспределители выполнены электроуправляемыми и электромагниты двух первых гидрораспределителей соединены непосредственно с соответствующими двумя группами контактов маятникового датчи5
35 ка сигналов продольного и поперечного крена, а электромагниты третьего и четвертого гидрораспределителей через соответствующие контакты индивидуальных двух реле соединены с третьей группой контактов маятникового датчика сигналов поперечного и продольного крена, обмотки этих двух реле соединены с соответствующими кон- тактами датчика неплоскостности полурам, выполненного в виде двухпозиционного переключателя, корпус которого установлен на торце кронштейна горизонтального шарнира передней полурамы, à его рычаг контактируетс выступами на торце кронштейна горизонтального шарнира задней полурамы, при этом гидравлически третий гидрораспределитель соединен с гидроцилиндрами одной части третьей группы излучателей сейсмических сигналов, а четвертый — c гидроцилиндрами другой час; ти этой же группы излучателей сейсмических сигналов.
На чертеже изображена электрогидравлическая схема источника сейсмических колебаний.
Источник содержит транспортное средство с силовой установкой для передвижения и аккумулирования энергии, трехфазный генератор, импульсные конденсаторы, воздушные искровые разрядники (не показаны) и излучатели 1. На передней полурэме закреплены гидроцилиндры. первой 2 и второй 3 групп излучателей 1 сейсмических сигналов, а на задней полураме закреплены гидроцилиндры одной части 4 и другой части 5 третьей группы излучателей
1 сейсмических сигналов, которые крепятся к каждой из полурам так, чтобы обеспечить трехточечность подвески,сейсмоисточникэ на гидроцилиндрах первой 2, второй 3 и обеих частей 4 и 5 третьей группы излучателей 1 сейсмических сигналов с одновременным равным распределением его веса между излучателями, что необходимо для получения равных сигналов. Гидронасос 6 с обратным клапаном 7 используется тот же
I самый, который входит в гидросистему транспортного средства, на базе которого созда н сей смо источ ни к.
С гидроцилиндрами первой 2 и второй 3 групп излучателей 1 связаны соответствующие электроуправляемые первый 8 и второй
9 трехпозиционные гидрораспределители, а с обеими частями 4 и 5 третьей группы излучателей 1 — третий 10 и четвертый 11 электроуправляемые трехпозиционные гидрораспределители. Электромагниты первого 8 и второго 9 электроуправляемых трехпозиционных гидрораспределителей 8 и 9 электрической цепью связаны с соответ1714548
30
50
55 ствующими двумя комплектами переключателей 12 и 13 маятникового датчика 14 сигналов продольного и поперечного крена, а электромагниты третьего 10 и четвертого 11 электроуправляемых трехпозиционных гидрораспределителей через соответствующие контакты 15 и 16 индивидуальных двух реле
17 и 18соединены стретьей группой контактов 19 маятникового датчика 14 сигналов поперечного и продольного крена. Обмотки индивидуальных реле 17 и 18 соединены с соответствующими контактами 20 и 21 датчика 22 неплоскостности полурам, выпол.ненного в виде двухпозицион ного переключателя, корпус которого установлен на торце кронштейна горизонтального шарнира передней полурамы, а его рычаг 23 контактирует с выступами на торце кронштейна горизонтального шарнира, задней полурамы. Питание обмоток гидрораспределителей 8-11 осуществляется от аккумулятора 24, а обмоток индивидуальных реле
17 и 18 — от аккумулятора 25.
Для горизонтального подъема или опускания установлены выключатели 26. В электрическую цепь системы питания маятникового датчика 14 продольного и поперечного крена введены контакты концевого выключателя 27, которые могут быть замкнутыми только при нейтральном положении рычага переключения передач.
Источник сейсмических колебаний работает следующим образом.
В транспортном режиме штоки гидро.цилиндров всех трех групп 2-5. излучателей
1 находятся во втянутом положении. Злектроуп ра вляемые трехпозиционн ые гидрораспределители 8, 9, 10 и 11 занимают среднее положение, при котором все гидромагистрали закрыты. Контакты концевого выключателя 27 находятся в разомкнутом состоянии, так как при включении любой передачи происходит одновременное с этим отключение цепи питания маятникового датчика 14 продольного и поперечного крена, и поэтому изменение положений гидрораспределителей 8-11 не осуществляется. Следовательно, в транспортном режиме автоматическая система горизонтальной выставки платформы транспортного средства отключена и транспортное средство выполняет функций согласно своей технической характеристике независимо от автоматической системы.
В переходном режиме из транспортного в рабочее положение рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение и включена система питания маятникового датчика 14. Одним из рычагов 26 переключения замыкают цепь принудительного воздействия на обмотку электроуправляемого гидрораспределителя 8, переводя его в полоЖение "Подъем" и соединяя тем самым нагнетающую магистраль гидронасоса 6 с поршневыми полостями гидроцилиндров первой группы 2 излучателей 1, а сливную — со штоковыми, что приводит к принудительному поднятию этой опоры и, как.следствие, к отклонению платформы от горизонтальности.
Конструкция маятникового датчика 14 позволяет при этом автоматически отключить работу комплекта переключателей 12 и одновременнО отключить питание другой обмотки этого же гидрораспределителя 8, Отклонение платформы от горизонтальности приводит к отклонению маятника датчика 14 от вертикального положения, при котором замыкаются соответствующие контакты комплектов переключателей 13 и 19 и сигнал передается на обмотки гидрораспределителей 9 — 11, обеспечивающих выравнивание платформы, т,е, они обеспечивают подъем платформы транспортного средства, что в целом приводит к горизонтальному подъему платформы транспортного средства. Однако: наличие горизонтального шарнира может привести к неравномерному перемещению штоков гидроцилиндров обеих частей 4 и 5 третьей группы излучателей
1, что приводит к относительному провороту кронштейнов передней и задней полурам горизонтального шарнира. Этот относительный проворот кронштейнов обеспечивает изменение положения рычага 23, приводящего к замыканию контактов 20 или
21 двухпозиционного переключателя 22.
Двухпозиционный переключатель 22 конструктивно выполнен таким образом, что при отклонении от нейтрального расположения кронштейнов горизонтального шарнира происходит замыкание одной из двух цепей, обеспечивающих включение питания одной из двух обмоток реле 17 или 18, что, в свою очередь, обеспечивает размыкание контактов 15,или 16, и тем самым переводя соответствующий гидрораспределитель 10 или
11 в нейтральное положение "Закрыто". Перевод в нейтральное положение гидрораспределителя 10 или 11 влечет за собой одновременное приостановление подачи рабочей жидкости к управляемым им гидроцилиндрам какой-то из частей 4 или 5 третьей группы излучателей. Следовательно, перемещают штоки гидроцилиндров только одной из частей 4 или 5 третьей группы излучателей, что обеспечивает грризонтальность платформы задней полурамы, Причем этот процесс происходит до тех пор, пока кронштейны горизонтального шарни1714548
10
55 ра не займут нейтральное положение, исключив при этом неплоскостность передней и задней полурам транспортного средства, После того, как платформа достигает необходимой высоты подъема, выключателем 26 отключают напряжение принудительного . питания и процесс перевода платформы из транспортного положения в рабочее прекращается.
В рабочем режиме полурамы находятся в одной плоскости, а рама в целом в горизонтальном положении . Поэтому гидрораспределители 8 — 11 находятся в нейтральном положении. Транспортное средство приподнято над землей, опираясь на гидроцилиндры 2, 3 и 5 трех групп излучателей 1, которые под действием массы источника прижаты к грунту, обеспечивая плотный контакт их с землей. Включается трехфазный генератор, который через повышающее и выпрямительное устройства производит зарядку импульсных конденсаторов. После зарядки конденсаторов подается синхроимпульс от сейсмостанции на блок поджига, который подает напряжение на параллельно работающие разрядники, каждый из которых коммутирует запасенную энергию.
Разрядный ток протекает по излучателям 1, прижатым к грунту реактивной массой— транспортным средством, создает импульс силы, приводящий к сейсмическим колебаниям грунта.
В переходном режиме из рабочего положения в транспортное вторым из рычагов переключателя 26 замыкают цепь принудительного воздействия на обмотку электроуправляемого гидрораспределителя 8, переводя его в положение "Опускание" и соединяя тем самым нагнетающую магистраль гидронасоса 6 со штоковыми полостями гидроцилиндров первой группы 2 излучателей 1, а сливную — с поршневыми, что приводит к принудительному опусканию этой опоры и, как следствие, к отклонению платформы от горизонтальности. Отклонение платформы от горизонтальности приводит к отклонению маятника датчика 14 от вертикального положения, при помощи которого замыкаются соответствующие контакты комплектов переключателей 13 и 19, и сигнал передается на обмотки гидрораспределителей 9 — 11, обеспечивающих выравнивание платформы, т.е. они обеспечивают опускание платформы транспортного средства, что в целом приводит к горизонтальному опусканию платформы транспортного средства. При этом влияние горизонтального шарнира компенсируется с помощью
45 двухпозиционного переключателя 22 и двух реле 17 и 18 с контактами 15 и 16 аналогично, как и при горизонтальном подъеме. После того, как штоки гидроцилиндров первой 2 группы излучателей достигают своего крайнего положения, выключателем 26 отключают напряжение питание и процесс перевода платформы из рабочего положения в транспортное прекращается.
Формула изобретения
Источник сейсмических колебаний, содержащий транспортное средство, на передней полураме шарнирно-сочлененной рамы которого установлены две группы излучателей сейсмических сигналов, а на задней полураме — третья группа, при этом излучатели шарнирно закреплены на штоках силовых гидроцилиндров, соединенных гидромагистралями с соответствующими трехпозиционными гидрораспределителями, и устройство для устранения депланации полурам с датчиком неплоскостности полурам, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных показателей за счет повышения проходимости и автоматизации процессов управления, введен четвертый трехпозиционный гидрораспределитель, а также маятниковый датчик сигналов продольного и поперечного крена с тремя группами контактов, причем все гидро расп ределители вы пол нены электроуправляемыми и электромагниты двух первых гидрораспределителей соединены непосредственно с соответствующими двумя группами контактов маятникового датчика сигналов продольного и поперечного крена, а электромагниты третьего и четвертого гидрораспределителей через соответствующие контакты индивидуальных двух реле соединены с третьей группой контактов маятникового датчика сигналов поперечного и продольного крена, обмотки этих двух реле соединены с соответствующими контактами датчика неплоскостности полурам, выполненного в виде двухпозиционного переключателя, корпус которого установлен на торце кронштейна горизонтального шарнира передней полурамы, à его рычаг контактирует с выступами на торце кронштейна горизонтального шарнира задней полурамы, при этом гидравлически третий гидрораспределитель соединен с гидроцилиндрами одной части третьей группы излучателей сейсмических сигналов, а четвертый — с гидроцилиндрами другой части этой же группы излучателей сейсмических сигналов.