Бортовое устройство для электрического
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Взамен ранее изданного
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К аВтОРСКОММ СВИДЕтЕЛЬСТВЬ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 18.1.1964 (№ 877069/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ОЗ.Х.1973. Бюллетень № 39
Дата опубликования описания 21.II.1974
М. Кл, F 02n 11/04
В 64d 31/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретениИ и открытий
УДК 621.431.75:629, .13.02/09 (088.8) БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ЗАПУСКА ТУРБОРЕАКТИВНЫХ
ДВИ ГАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к области авиационного силового оборудования, а именно к устройствам систем запуска турбореактивных двигателей.
Известны уста новки для запуска двигателей от наземных средств, например аэродромного передвижного агрегата, с запуском от источников питания с напряжением 24 в. Путем переключения электродвигателей и аккумуляторов с параллельного на последовательное соединение обеспечивается запуск при напряжении 48 в.
Однако в сложных климатических условиях, например при температуре ниже — 20 С на высокогорных аэродромах при большом разрежении воздуха, запуск турбореактивных двигателей затруднен.
Цель изобретения — обеспечение плавного за пуска двигателя в различных климатических условиях на земле и в воздухе.
Это достигается путем подачи на стартергенератор напряжения, пропорционального оборотам с величиной до 70 — 80 в, а после запуска двигателя до набора им номинальных оборотов мощность стартер-генератора поддерживают постоянной.
На чертеже изображена схема устройства для запуска турбореактивных двигателей.
Ротор газотурбинного двигателя 1 кинематически связан с валом стартер-генератора 2, обмотка, возбуждения 3 которого с помощью переключателя 4 регулятора мощности 5 под5 ключена к бортовой сети или через регулятор напряжения 6 к шине запуска 7.
Регулятор мощности состоит из угольного столба 8 с тремя обмотками: сериесной — 9, управляющей 10 и стабилизирующей 11, пе10 рестраиваемый по командам программного устройства 12 путем замыкания в определенном порядке сопротивлений 13 и 14, включенных последовательно с управляющей обмоткой.
15 Напряжение на шину запуска 7 подается от бортового источника питания 15 через контактор 16, управляемый программным устройством, и два регулятора: |регулятор тока 17, состоящий из угольного столба и сериесной об20 мотки, и регулятор напряжения 18, образованный также угольным столбом и шунтовой обмоткой; причем угольные столбы обоих регуляторов включены последовательно с обмоткой возбуждения бортового источника пита25 ния.
Разделение шины запуска и бортовой сети осуществляется с помощью дифференциальноминимального реле 19.
171466
Предмет изабретснпя
Составитель А. Кофии
Техред Л. Грачева
Корректор В. Брыксина
Редактор Н. Цалихина
Заказ 221/! Изд. № 34 Тираж 602 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-55, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2
При запуске праграмзгпое устройства вкл1очаст контактар и подаст напряжение с бортового источника питания ца шину запуска 7, за питывающую стартер-генератор.
Стартер-генератор приводит во вращение ротор газотурбинного двигателя.
По мере раскрутки двигателя на бортовом источнике питания с помощью регулятора пап;: яжения производится гов»и ение напряжения, практически пропорционального скорости вращения стартер-генератора, таким образом скорость нарастания напряжения на стартергеператорс является функцией интенсивности раскрутки двигателя в процессе его запуска на первом этапе.
Последующим сигналом программирующего устройства при достижении нужного уровня напряжения включае-.ся регулятор мощности, который, воздействуя на обмотку возбуждения стартер-генератора, поддерживает необходимую постоянную мощность при возрастающих оборотах запускаемого двигателя.
При достижении двигателем оборотов сопровождения агрегат запуска автоматичеаки отключается, и стартер-генератор переключается на работу в генераторном р жиме, поддерживаемом регу,автором напряжения.
Бортовое устройство для электрического запуска турбореактивных двигателей, состоящее из шунтового бортового стартер-генератора с редуктором, регулятором мощности, ге10 нератора-источника питания с двумя регуляторами напряжения и программного устройства, отличаюи ееся тем, что, с целью обеспечения плавного запуска двигателя в различных климатических условиях на земле и в воз15 духе, в цепь якоря стартер-генератора и его обмотки возбуждения через секционираванные сопротивления включен регулятор могцности, подключенный IK программному устройству и генератору с двумя регуляторамн на20 пряжепия, у которых угольные сопротивления, соединенные последовательно между собой, включены в цепь обмоток возбуждения генератора, причем обмотка одного из пнх включена в цепь якоря генератора, а обмотка друго25 го —:параллельно генератору,