Гайковерт
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для завертывания крепежных элементов с нормированным крутящим моментом, а также для зажима деталей на станках и автоматических линиях. Цель изобретения - повышение надежности и расширение технологических возможностей. Вращение от двигателя 1 передается на полумуфту 9, а от нее - на полумуфту 10 и связанный с ней выходной вал 3 с рабочей головкой 8. По достижении заданного крутящего момента
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg)s В 25 В 21/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4804720/28 (22) 20.03.90 (46) 29.02.92. Бюл. М 8 (71) Минское специальное конструкторское бюро автоматических линий (72) В.С. Адамович (53) 621.883(088,8) (56) Вейц В.П. и Фридман Л.И. Электромеханические зажимные устройства станков и станочных линий; Л.: Машиностроение, 1973, с. 201, рис. 80.
Авторское свидетельство СССР
N. 1144867., кл. В 25 В 23/14, 1982.,, Я3,„, 1715573 А1 (54) ГАЙКОВЕРТ (57) Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для завертывания крепежных элементов с нормированным крутящим моментом, а также для зажима деталей на станках и автоматических линиях. Цель изобретения— повышение надежности и расширение технологических воэможностей. Вращение от двигателя 1 передается на полумуфту 9, а от нее — на полумуфту 10 и связанный с ней выходной вал 3 с рабочей головкой 8. По достижении заданного крутящего момента
1715573
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для завинчивания крепежных элементов с. нормированным крутящим моментом, а также для зажима деталей на станках и автома- 5 тических линиях, Известен гайковерт, содержащий корпус, редуктор, пневмопривод и шпиндель с рабочей головкой.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гайковерт, содержащий двигатель, редуктор с выходным валом и рабочей головкой, установленный на редукторе гидроцилиндр с поршнем и штоком, связанный с последним шпиндель и кулачковую предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой установлена на шпинделе, а ведомая — на выходном валу.
Однако известный. гайковерт характеризуется узким диапазоном настройки и регулировки крутящих моментов, а также нестабильностью, высоким уровнем шума, большими габаритами из-за того, что для обеспечения существенной величины крутящего момента требуется увеличить диаметральные размеры полумуфт.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей и повышейие надежности.
Поставленная цель достигается тем, что гайковерт, содержащий двигатель, редуктор с выходным валом с рабочей головкой, установленный на редукторе гидроцилиндр с поршнем и штоком, связанный с последним шпиндель и кулачковую предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой установлена на шпинделе, а ведомая — на выходном валу, снабжен стойками, одними концами закрепленными на редукторе, закрепленной на их свободных концах плитой с размещенной в ней направляющей втулкой для выходного вала, имеющей буртик, стаканом, установленным на выходном валу между дном стакана и буртиком упорным подшипником, размещенной в стакане пружиной, предназначенной для поджатия полумуфт, предохранительным клапаном с
10 зом. вал 3 с головкой 8 и полумуфта 10 останавливаются. В то же время шпиндель 7 и полумуфта 9 продолжают вращение. При этом благодаря взаимодействию между зубьями полумуфты 10 и 9 возникает осевое усилие, под действием которого полумуфта 9 совместно с шпинделем 7 и поршнем 5 гидроцилиндра 4 перемещается вверх. После выхода полумуфты 9 из зацепления с полу15
45 муфтой 10 она своим верхним торцом вступает в контакт с переключателем 22, который подает команду на отключение двигателя 1 с одновременным отводом в исходное положение гидроцилиндра 4, под действием KoTopol0 шпиндель 7 и ll0лумуфта 9 возвращаются в исходное положение. 1 ил. механизмом настройки и стабилизации давления, связанными с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра соответственно, и закрепленным на выходном валу пальцем, а в шпинделе BbllloflHGHO глухое отверстие для пальца.
На чертеже изображен гайковерт, продольный разрез.
Гайковерт содержит двигатель 1, редуктор 2 с выходным валом 3, установленный на редукторе 2 гидроцилиндр 4 с поршнем
5 и штоком 6, связанный с последним шпиндель 7, установленную на выходном валу 3 рабочую головку 8, кулачковую предохранительную муфту в виде установленной на шпинделе 7 ведущей полумуфты 9 и закрепленной на выходном валу 3 редуктора 2 и взаимодействующей с ним ведомой полумуфты 10. Полумуфты 9 и 10 подпружинены друг к другу пружиной 11, размещенной в стакане 12, опирающемся на упорный подшипник 13, расположенный на выходном валу 3 между стаканом 12 и буртиком направляющей втулки 14, которая установлена в плите 15, закрепленной на стойках 16, закрепленных на редукторе 2, Выходной вал 3 снабжен пальцем 17, входящим в глухое отверстие 18, выполненное на конце шпинделя 7.
Гайковерт снабжен предохранительным клапаном 19 с механизмом 20 настройки и стабилизации давления, связанными с поршневой полостью "а" и штоковой полостью "б" гидроцилиндра 4. Кроме того, к полости "а" подключен тарированный манометр 21, позволяющий вести визуальное наблюдение за величиной крутящего момента при завертывании крепежных элементов.
Для автоматического контроля за величиной крутящего момента на одной из стоек
16 закреплен бесконтактный торцовый переключатель (БТП) 22, контролирующий подъем полумуфты 9 в момент ее проскальзывания относительно полумуфты 10.
Гайковерт работает следующим обра1715573
10
20
55
Вращение от двигателя 1 через редуктор 2 передается на шпиндель 7 и связанную с ним полумуфту 9.,Далее это вращение передается на вторую полумуфту 10 и связанный с нею выходной вал 3 с рабочей головкой 8. При этом совместно с полумуфтой 10 и валом 3 воащаются пружина 11, поджимающая полумуфту 10 к полумуфте 9, и опирающийся на упорный пддшипник 13 стакан 12, в котором расположена пружина
11. Одновременно с двигателем 1 включается в работу гидроцилиндр 4, под действием которого шпиндель 7 с полумуфтой 9 и,выходной вал 3 с полумуфтой 10 и рабочей головкой -8 опускаются до упора полумуфты
10 в стакан 12, при этом вращающаяся рабочая головка 8 вступает в зацепление с кре- пежным элементом 23. Начинается процесс завинчивания крепежного элемента 23.
После достижения заданного крутящего момента выходной вал 3 с рабочей головкой
8 и полумуфта 10 останавливаются. В то же время шпиндель 7 и полумуфта 9 продолжают свое вращение, при этом благодаря взаимодействию между зубьями остановившейся полумуфты 10 и вращающейся полумуфты 9 возникает осевое усилие, под действием которого полумуфта 9 совместно со шпинделем
7 и поршнем 5 гидроцилиндра 4 перемещается вверх, преодолевая давление в полости
"а" гидроцилиндра 4, настроенное на заданный крутящий момент механизмом 20. При этом избыток масла, образовавшийся в поршневой полости "а" гидроцилиндра 4, через предохранительный клапан 19 вытесняется в штоковую полость "б" гидроцилиндра 4, которая в это время соединена со сливом.
Таким образом, гидроцилиндр 4 в;этом случае выполняет функцию предохранительной пружины.
После выхода зубьев полумуфты 9 из зацепления с зубьями полумуфты 10, т.е. в момент начала проскальзывания полумуфты 9 относительно полумуфты 10, полумуфта
9 своим верхним торцом вступает в коммутативный контакт с переключателем 22, который подает команду на отключение двигателя 1 с одновременным отводом в исходное положение гидроцилиндра 4, йод действием которого шпиндель 7 и полумуфта 9 также возвращаются в свое исходное положение, Вслед за полумуфтой 9 под действием пружины 11 полумуфта 10 и выходной вал 3 с рабочей головкой 8 поднимаются в свое исходное положение, при этом головка 8 выходит из зацепления с головкой крепежного элемента 23, а между полумуфтой 10 и стаканом 12 образуется зазор, равный рабочему ходу гидроцилиндра 4 и, соответственно, рабочему ходу рабочей головки 8, Осевые нагрузки, воздействующие на выходной вал 3 во время работы, гасятся упорным подшипником 13, который замыкается через буртик втулки 14, плиту 15 и стойки 16 на редуктор 2.
Визуальное наблюдение за величиной развиваемого крутящего момента в процессе завинчивания крепежных элементов осуществляют по тарированному по крутящему моменту манометру 21.
Формула изобретения
Гайковерт, содержащий двигатель, редуктор с выходным валом с рабочей головкой, установленный на редукторе гидроцилиндр с поршнем и штоком, связанный с последним шпиндель и кулачковую предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой установлена на шпинделе, а ведомая — на выходном валу, о т л и ч а ю щ.и йс я тем, что, с целью повышения надежности и расширения технологических возможностей, он снабжен стойками, одними концами закрепленными на редукторе, закрепленной на их свободных концах плитой с размещенной в ней направляющей втулкой для выходного вала, имеющей буртик, стаканом, установленным на выходном валу между дном стакана и буртиком упорным подшипником, размещенной в стакане пружиной для поджатия полумуфт, предохранительным клапаном с механизмом настройки и стабилизации давления, связанными с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра соответственно, и закрепленным на выходном валу пальцем, а в шпинделе выполнено глухое отверстие для пальца,