Способ получения вяжущего
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается получения вяжущего и может быть применено в дорожном строительстве. Цель - повышение выхода вяжущего и снижение времегни его получения. Для этого нефтяной шлам смешивают с асфальтом деасфадь.тизации, нагревают и подвергают: окислению кислородом воздуха в присутствии оксида ванадия при 180-200°С, скорости подачи воздуха 10-15 л/мин на 1 кг сырья с отводом воды и легких углеводородов (асфальт деасфальтиаации и оксид ванадия используют в количестве соответственно 49-69 и 1,0 - 2,0 мас.% В смеси с исходным сырьем). Эти условия позволяют повысить выход вяжущего с 63,2 до 84,1 мас.% и снизить время окисления в 3-5 раз. 3 табл.. : . (Л
„„ЯО„„1715820
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦЮЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 С 10 С 3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4796054/04 (22) 26.02.90 (46) 29. 02.92. Бюп. У 8 (71) Научно-исследовательский инсти тут химии при Нижегородском государ» ственном университете им.Н.И. Лобачевского (72). Л.В. Ганюшкин, С.Н. Назарьева, H.Ã. Прямикова, Ю.А.. Александров и Г.И; Макин (53) 665.637.88(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1313862, кл. С 10 С 3/04, 1987.
Авторское свидетельство СССР
У 1281583, кл. С 10 С 3/04, 1987. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО (57) Изобретение касается получения вяжущего и может быть применено в до
Изобретение относится к производ- . ству битумного вяжущего материала, ши" роко используемого для гражданского строительства, дорожных и гидроизоля ционных покрытий.
Известен способ получения битума,: включающий нагрев асфальт-смолистай . нефти и.атмосферную отгонку дистилля тов с получением целевого продукта, причем для упрощения технологии про-... цесса, исходную нефть смешивают с гуд роном, взятым в количестве 21,5" 22,5 мас.% на смесь, а атмосферную отгонку проводят до 250-270 С с пос
d ледующей изотермической выдержкой при этой температуре в присутствии
0,5-1 О, мас,X воды.
2, рожном строительстве. Цель - повышение выхода вяжущего и снижение времени его получения, Для этого нефтяной ф шлам смешивают с асфальтом деасфальтизации, нагревают и подвергают окислению кислородом воздуха в присутствии оксида ванадия при 180-200 С, скоросо ти подачи воздуха 10-15 л/мин на
1 кг сырья с отводом воды и легких углеводородов (асфальт деасфальтиаации и оксид ванадия используют в количестве соответственно 49-69 и 1,0—
2,0 мас.% в смеси с исходным сырьем). ти условия позволяют повысить выход вяжущего с 63,2 до 84,1 мас.% и снизить время окисления в 3-5 раз.
3 табл.
Недостатком данного способа является сложность осуществления .процесса.
Наиболее близким к предлагаемому является способ получения вяжущего путем окисления кислородом воздуха при 220-250 С нефтяного шлама, образующегося в процессах добычи и подготовки нефти, который представляет собой чердую студенистую пасту, пере™
Ходящую при Нагревании в легкотекуо чую жидкость, плотность при 57 С
0,854 г/см . г о
Фракционный состав Температура, С
Выкипает, %
Н.К. 216
10 (выкипает) 276
1715820
20 316
30 333
40 342
S0 341
60 334
70 320
80 350
Нефтяные шпамы наряду с трудноразделяемой с 1есью нефтепродуктбв содер 10 жат в своем,.составе воду и механические примеси"-,глину, песок, сульфиды железа и др, Нагрев .исходного сырья до темпера туры окисления в интервале 90-120 С 15 проводят со скоростью 4-5 С/ч :при продувке воздухом со скоростью
2-3 л./мин на 1 кг сырья. Отходящие газы, содержащие легкие фракции и.воду, конденсируют в .холодильнике и со 20 бирают в приемнике дистиллята.
Переработка нефтяных шламов,по известному способу решает задачу их утилизации расширяет сырьевую базу
25 для получения битума и служит целям охраны окружающей среды от. загрязнения нефтяными шламами, Данный способ можно кспопьэоватьдля получения вяжущего путам..окисления- нефтешпамов прудов-.накопителей.
Переработке:подвергают в этом случае даннъй слой нефтешпама, который .содержт т относительно постоянное количестВо нефтепродуктов, воды, механн:-. часкИх примесей и .составляет основную 5
15 массу прудов-шламонакопителей. Усред ценный состав нефтяного шлама, мас._#_: нефтепродукты 54; тяжелые нефтяные ос . татки более 40 (входят в мас.X нефте
) продуктов); вода 10; механические при- меси 36.
Использование нефтяных шламов. дан- ного состава по известному способу поэ-(1 волило попучить слаб оподвижную вя экую
1 массу основные показатели свойстВ
1, которой следующие.
Температура размягчения,o С 91
Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 С 22 при ОС 5
Растяжимость-при
25 С., см }-2 температура хрупкости по Фраасу, С "5
Индекс пенетрации +4,3 ..
Таким образом, окисление ЯэВе тры » способом донных слоев нефтяных шламов прудов-накопителей позволяет получать вяжущее, показатели которого значительно ниже, показателей .битумов нефтяных дорожных в соответствии с
ГОСТ 22245-76.
Кроме тога, в связи с высоким содержанием механических примесей в неф-. тешпамах прудов-накопителей нецелесообразно проводить процесс окисления в режиме pro.:Hçâåñòíîìó способу. Из нефтешлама происходит выделение механических примесей, которые, оседают на стенках оборудования, что приводит к снижению теплопередачи и дополнительной очистки. реактора. Весь процесс удлиняется до 16 часов, а выход конечного продукта составляет. лишь 39 мас.7..
Цель изобретения - снижение време ни процесса и повьппение выхода целевоrо продукта.
Использование нефтяных шламов в смеси с асфальтрм деасфальтизации как сырьевой. смеси. для получения вяжущего материала битумозаменителя, позволяет расшир:ить сыр-ьевую базу для полу- . чения высококачествейных вяжущих материалов для дорожного строительства и стройиндустрии. Предлагаемый способ способствует охран@„окружающей среды от загрязйеяия нефтяными отходами.
Поставленная цель достигается тем, что нефтяной шлам для получения вяжу». щего путем смешения нефтяного питама с асфальтом деасфальтизации, последующего .нагрева и:;окнсления при 180-200 С, скорости подачи воздуха 10-15 л/мин на 1 кг сырья в присутствии оксида ва надия при использовании асфальта деаСфальтизации и оксида ванадия в количфстве соответственно 49-69, и
1,0:-2,0 мас.X от их смеси с исходным ! сырьем с отводом воды и легких угле> родов . ., Нефтяные- шпамы, подвергаемые переработке по предлагаемому способу, представляют собой донный слой прудовнакопителей нефтеперерабатывающих предприятий. По, внешнему виду - это черная пастообразная композиция, переходящая в жидкотекучее состояние при температуре выше 150 С и выкипающая о в широком интервале температур:
Фракционный состав Температура, С
Выкипает, Ж
НъК 245
10 281
1715820
Не ниже.200
ЗО
Отсутствуют:: 35 не более 1«О
О, 98-0, 9 9.
50 364 5
378
Накопление необработанных нефтешламов требует значительных земельных площадей и создает серьезную угрозу вторичного загрязнения окружающей сре- О ды. Кроме того, при хранении нефтяных шламов в открытых прудах-накопителях эа счет испарения (выветривания) в, атмосферу теряется от 20 до 50X со держащихся в шламах нефтепродуктов. 15
Асфальт.ты деасфальтизации представ-,. ляют собой нетоварный продукт, физи ко-механические свойства которого следующие:
Температура раз- Не ниже 28 . 20 . мягчения; .С
Пенетрация при
25 С, 0,1 мм Не менее 180
Дуктильность (растяжймость) при
25 С, см Не менее 100:
Температура вспышки.в открытом тигле, С
Содержание водорастваримых соединений, мас.X Не более О, 3, Содержание водорастворимых кислот и щелочей
Потеря веса после прогрева за 5 ч при 160 С, мас,X
Плотность при
20 С, г/см ,Вязкость сПз, при температурах, С:
60 12 ° 10
80" 1, 5 ° 10
90 . 0,47 10
5 соответствии с ГОСТ 22245-76 не допускается изготовление дорожньас
-нефтяных битумов из асфальтов деас-. фальтиэации без дополнительной пере работки.
- Использование в смеси нефтяного шлама более 50 мас.% ведет к повыше нию температуры размягчения вямущего,. а менее 29 мас.X - к снижению тейпе ратуры, что не обеспечивает качеств асфальтобетонных смесей.
Использование асфальта деасфальж зации в смеси в качестве пластифика тора позволяет создать эластичную и однородную композицию. Введение в смесь менее 49 мас,7 приводит к павы шению температуры размягчения вяжу» щего и снижению пенетрации, Цри этом не удается получить вяжущее, на основе которого асфальтобетонная. коМпо зиция удовлетворяла бы технкческим требованиям. При содержании асфальта деасфальтизацни более 69 мас.Х вяжущее становится неустойчивым и подвержено расслоению.
При проведении способа при температуре ниже 180 С процесс окисления значительно замедляется:, а выше 200 I:технологически не рентабельно.
Верхняя и нйжняя границы скорости подачи воздуха, используемого для окисления исходной .смеси, обусловлены обеспечением оптимальных условий окис- . ления.
При скорости подачи воздуха енее
10 л/мин на 1 кг сырья процесс окисления и массообмена замедляется.
Подача воздуха со скоростью более
1,5 л/мин за 1 кг сырья ннриводит к. его нерациональному использованию, так как дальнейшее увеличение количества пропущенного кислорода воздуха через систему не дает заметного сокращения времени. процесса окисления и повышения качества продукта. Более того, повышение скоростИ продувки приводит к нежелательному выносу сы« рья в приемник дистиллята, что приводит к уменьшению выхода конечного продукта.
Введение оксида ванадия s количестве менее 1 мас.X не дает заметного каталитического действия, а более
2 мас.X не приводит к заметному сокращению времени окисления.
Предлагаемый способ:позволяет упростить технологию переработки нефтяньгх шламов прудов-шламонакопителей и асфальтов деасфальтизации, что способствует расширению сырьевой базы для получения вяжущих, охране окружающей среды, позволяет в сравнении с прото« типом увеличить выход целевого продукта, сократить время процесса.
Способ осуществляют следующим обра зогл.
В металлический реактор, снабженный электрообогреваемой рубашкой и механической мешалкой, загружают
29-50 мас.% нефтяного шлама, 49 »
1715820
69 мас.X асфальта деасфальтизации, 1-2 мас.% оксида ванадия. Затем нагревают исходную смесь в течение 1 ч до 100 С. После этого включают мешал- 5 ку и начинают подачу воздуха со скоростью 10-15 л/мин на 1 кг сырья в реакционную смесь. Воздух подается от компрессора, а расход его регистрируется .с помощью ротаметра.,Затем по-10 вышают температуру реакционной. смеси до 180-200 С в течение 1 ч, а скорость перемешивания увеличивают до
350 об/мин, По достижении нужной тем" пературы процесс окисления проводят 15 в течение 2 ч. Отходящие газы, со держащие легкие углеводороды и воду, отводят через приемник. дистиллята и . холодильник. Легкие фракции и воду конденсируют в холодильнике и собирают их в приемнике дистиллята.
Характеристики вяжущего, получен. ного но предлагаемому и известному
t способам приведены. в табл. 1.
25 ч
Из .табл, 1 следует, что время окисления исходной смеси по предлагаемому способу в 3-5 раз меньше. чем ко известному способу. При этом выход вяжущего по предлагаемому способу составляет 79,1-84,1 мас.Х, что выше,, чем по известному, а потери - в 2-3 раза меньше по сравнению с известным.
Основные свойства вяжущего, полученного ло предлагаемому способу
35 представлены в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают, что по.лученное по предлагаемому способу вя- жущее по своим эксплуатационным характеристикам соответствует маркам битума нефтяного дорожного БНД 40/60, БНД 60/90,: ЗНД 90/130 по ГОСТ22245-76.
Получейное вяжущее прошло испыта . ния при приготовлении асфальтобетонных смесей, -в которых оно было исполь-45 зовано в качестве заменителя битума.
Для испытаний использовали асфальтобвтонную смесь следующего состава, .мас.Е; гранитный отсев 50 (фр.
5-15.мм), песок речной 25, доломит
25, вяжущее (сверх (100K) tp,: Результаты испытания представлены в табл. 3. т.
Как видно из табл. 3, предлагаемый способ позволяет получить качественное вяжущее, использующее в своей основе отходы нефтеперерабатывающей промышленности и пригодное для получения асфальтобетонных композиций, отвечающих требованиям ГОСТ 9128-84.
Образцы асфальтобетонных композиций, полученные на основе предлагаемого вяжущего, не уступают показателям по стандартным образцам, а по некоторым даже превосходят.
Таким образом, предлагаемый способ получения вяжущего позволяет сократить время осуществления процесса окисления и повысить выход целевого продукта.
Использование нефтяных шламов и ас.фальтов деасфальтизации по предлагаемому способу способствует охране окружающей среды от загрязнения нефтяными отходами, расширяет сырьевую базу для получения высококачествейных ас-: фальтобетонных смесей, используемых в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве.
Формула изобретения
Способ получения вяжущего путем нагрева и, окисления нефтяного шлама кислородом воздуха при повышенной температуре с отводом воды и легких углеводородов, отличающийся тем, что, с целью снижения времени процесса и повьппения выхода целевого продукта, нефтяной шлам перед нагревом предварительно смешивают с асфальтом деасфальтизацни и окисление про водят при 180-200 С, скорости подачи воздуха 10-15 л/мин íà 1 кг сырья в присутствии оксида ванадия, при этом асфальт деасфальтиэации и оксид ванадия используют в. количестве соответственно 49-69 мас.X и 1,0-2,0 .мас.7 от их смеси с исходным сырьем.
1715820
250 .
13,0
15,0
15,0
-10,0
15,0
2-3
10 16
3.
" .84,1 14:, 6
1,3, "78,0
73,0 51)5-63,2. 79,1
82,4
21,8
272
19,4
1,5
24,2 16,9- 22,6
-2.,$. :: 35 Та блица 2
15,8
1i8
Темнература размягчения io Е н
Ш, С
Глубина проникновения иглы. 0,1 мм нри 25еС
: при 0:еС
Растямнмость . цри 25чС. см
Температура хрупкости ао Фраасу, С
Индекс анетрацнн
Интервал пластичности, C
47138
38
65 .
43-130
25-35
49
63
141
1,4 60
78
-18
+0,42
«17 35
1,5 9
82-151
;1:6
+1,9 3 -39
2,30
-0,39
21
+0,06
-69
71
Таблица 8f" еб я
Показатель
Водонасыщение, Ж
Набухание (не более):.„: "7 . Предел прочности при.: сжатии, кгс/см.:, при, С .
g 4
20 {водонасыщеннйе) 0 3
0,1
1-4
55,0
Не менее
55 0
Не менее
55 0
° Ю
Не мен е 20
Не меее
Коэффициент водостойкости, не менее Коэффициент водостойкасти. (длительное водонасыарние), не менее
Сцепление с мрамором
1,0
0,75
1,0
Вьдерживает
0,65
Состав смеси, мас .Х: ШН
АД KT.
Температура
Скорость подачи воздуха, л/мин/кг
Время окисле ;ния, ч
Выход, мес,Х: Вянущее вода, as.еотропиые фракции
Потери р мас е Х
25:73з2 29 69;2 40:58,5:1,5
200 180 . 190
50:49:1 55 44 1
200 200 F
Та блица 1