Сцепка для агрегатирования навесных сельскохозяйственных машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сцепкам для агрегатирования навесных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение маневренности и надежности машинно-тракторного агрегата и уменьшение трудоемкости перевода его в транспортное и рабочее положения. Сцепка включает раму , состоящую из центральной и боковых секций. Центральная секция содержит поперечный брус 1 и продольный брус. На поперечном брусе 1 установлены замок автосцепки для присоединения сцепки к трактору и кронштейны 5 для присоединения раскосов 6. Боковые секции содержат поперечные брусья 7 и 8 и продольные брусья 9 и 10. На поперечных брусьях находятся опорные самоустанавливающиеся колеса - внутренние 11 и наружные 12, навесные ус
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. Ж,» 1716990 А1
IsI>s А 01 В 73/00, 59 / 04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН И и-нпо-и .-.,щи
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4677794/15 (22) 12.04.89 (46) 07.03.92. Бюл. Гч 9 (71) Научно-производственное объединение по масличным культурам (72) В.В.Шумихин и В,А.Скоморохин (53) 631,3.072.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1160954, кл, А 01 В 59/04, 1983, (54) СЦЕПКА ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ НАВЕСНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
МАШИН (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сцепкам для агрегатирования навесных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение маневренности и надежности машинно-тракторного агрегата и уменьшение трудоемкости перевода его в транспортное и рабочее положения. Сцепка включает раму, состоящую из центральной и боковых секций. Центральная секция содержит поперечный брус 1 и продольный брус. На поперечном брусе 1 установлены замок автосцепки для присоединения сцепки к трактору и кронштейны 5 для присоединения раскосов 6. Боковые секции содержат поперечные брусья 7 и 8 и продольные брусья 9 и 10, На поперечных брусьях находятся опорные самоустанавливающиеся колеса— внутренние 11 и наружные 12, навесные ус1716990 тройства 13 с закрепленными на них сельскохозяйственными машинами 14, а также кронштейны 15 для шарнирного соединения поперечных брусьев 7 и 8 с раскосами
6. Продольные брусья центральной и боковых секций соединены общим вертикальным шарниром, Поперечные брусья 7 и 8 левой и правой боковых секций имеют продольно-горизонтальные шарниры 17. Ось вращения каждого из них в рабочем положении сцепки располагается соосно с соответствующим шарниром, соединяющим раскос
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сцепкам для агрегатирования навесных сельскохозяйственных машин, Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение маневренности и надежности машинно-тракторного агрегата, уменьшение трудоемкости перевода его в транспортное и рабочее положения.
На фиг.1 изображена сцепка в рабочем положении агрегата, вид сверху; на фиг.2— сцепка в транспортном положении агрегата, вид сверху; на фиг.3 — вид А на фиг.2; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.5 — вид
В на фиг.2.
Сцепка включает раму, состоящую из центральной и боковых секций. Центральная секция содержит поперечный брус 1 и продольный брус 2. На поперечном брусе 1 установлены замок 3 автосцепки для присоединения сцепки ктрактору4 и кронштейны
5 для присоединения раскосов 6, Боковые секции (соответственно левая и правая) содержат поперечные брусья 7 и 8 и продольные брусья 9 и 10. На поперечных брусьях находятся опорные самоустанавливающиеся колеса — внутренние 11 и наружные 12, навесные устройства 13 с закрепленными на них сельскохозяйственным машинами
14, а также кронштейны 15 для шарнирного соединения поперечных брусьев 7 и 8 боковых секций с поперечным брусом 1 центральной секции посредством кронштейнов
5 и раскосов 6. Продольные брусья 9 и 10 боковых секций соединены между собой и с продольным брусом 2 центральной секции общим вертикальным шарниром 16, Поперечные брусья 7 и 8 левой и правой боковых секций имеют и родол ьно-горизонтал ьн ые шарниры 17. Ось вращения каждого из них в рабочем положении сцепки располагается соосно с соответствующим шарниром, соединяющим раскос 6 с кронштейном 5 попе5
6 с кронштейном 5 поперечного бруса 1 центральной секции. На наружных опорных самоустанавливающихся колесах 12 имеются устройства, автоматически блокирующие вращение их вокруг вертикальной оси при переводе агрегата в транспортное положение. На продольных брусьях центральной и боковых секций имеются устройства, автоматически фиксирующие боковые секции относительно центральной секции и относительно друг друга в рабочем и транспортном положениях агрегата соответственно, 5 ил. речного бруса 1 центральной секции. Поперечные брусья боковых секций несут в себе державки 18 для крепления раскосов 6 в транспортном положении агрегата.
На наружных опорных самоустанавливающихся колесах 12 боковых секций имеются стопорные устройства, автоматически блокирующие вращение колес вокруг вертикальной оси в транспортном положении агрегата. Устройство состоит из подпружиненного штыря 19 с головкой 20 и направляющим конусом 21. Штырь установлен в направляющих 22, находящихся на кронштейне 23 крепления колеса 12 к поперечному брусу 7 боковой секции, На горизонтальной полке 24 вилки 25 колеса 12 имеется конусное отверстие для направляющего конуса 21 штыря 19.
На продольном брусе 2 центральной секции имеются упоры 26 и фиксирующее устройство рабочего положения сцепки в виде защелок 27 с осями 28. Продольные брусья боковых секций содержат упоры 29 и 30, на одном из которых находится фиксирующее устройство транспортного положения сцепки в виде защелки 31 с осью 28.
4ля работы агрегат составляется следующим образом.
Сцепка приводится в развернутое положение, когда поперечные брусья 7 и 8 боковых секций располагаются на одной линии, а продольные брусья 9 и 10 боковых секций упираются в упоры 26 на продольном брусе
2 центральной секции. Кронштейны 5 центральной секции раскосами 6 шарнирно соединяются с кронштейнами 15 боковых секций, фиксирующихся относительно центральной секции защелками 27, В этом положении сцепка с помощью автосцепки 3 подсоединяются к механизму задней наве- . ски трактора, а навесные устройства 13 — к гидросистеме трактора 4. Посредством навесных устройств 13 на сцепку навешивают1716990 ся сельскохозяйственные машины 14. На- 45 весными устройствами сельскохозяйственные машины 14 поднимаются и агрегат выезжает на край поля. При этом нагрузка от веса сельскохозяйственных машин и сцепки воспринимается механизмом за- 50 дней навески трактора и опорными самоустанавливающимися внутренними и разблокированными наружными колесами
11 и 12 соответственно. На краю поля сельскохозяйственные машины опускаются и аг- 55 регат начинает работать.
По завершению работы на одном поле агрегат перестраивается в транспортное положение для переезда на другое поле.
Для этого раскосы 6 отсоединяются от кронштейнов 5 на поперечном брусе 1 центральной секции и укладываются вдоль поперечных брусьев 7 и 8 боковых секций на державки 18. Поднимаются защелки 27 на продольном брусе центральной секции.
Головки 20 штырей 19 стопорных устройств 5 на наружных опорных самоустанавливающихся колесах устанавливаются в положение, при котором штырь направляющим конусом 21 упирается в горизонтальную полку 24 вилки колеса. После этого трактор 10 вместе с центральной секцией движется вперед, а боковые секции с поднятыми сельскохозя йствен н ыми маши нами благодаря сцеплению опорных колес с почвой поворачиваются назад вокруг общего вертикально- 15 го шарнира 16 до касания упоров 29 и 30 друг с другом. В этот момент защелка 31 фиксирует положение, при котором продольные брусья боковых секций располагаются по обе стороны от шарнира 16 на 20 одной линии. При развороте боковых секций самоустанавливающиеся колеса под воздействием сопротивления почвы разворачиваются вокруг вертикальных осей назад, Когда наружные колеса 12 25 устанавливаются параллельно поперечному брусу боковой секции, конусная часть штыря 19 стопорного устройства под действием пружины попадает в конусное отверстие на горизонтальной полке 24 вилки 25. 30
Тем самым осуществляется блокировка вращения наружных самоустанавливающихся колес 12 вокруг вертикальной оси и обеспечивается устойчивость хода сцепки в транспортном положении агрегата. 35
При переводе агрегата из транспортного положения в рабочее поднимается защелка 31 на продольном брусе боковой секции, Головки 20 штырей 19 столорнь х устройств на наружных самоустанавливаю 40 щихся колесах 12 устанавливаются в положение, при котором обеспечивается зазор между направляющим конусом 21 штыря 19 и горизонтальной полкой 24 вилки 25. После этого трактор вместе с центральной секцией движется назад, а боковые секции с поднятыми сельскохозяйственными машинами 14 благодаря сцеплению опорных колес с почвой поворачиваются вперед вокруг общего вертикального шарнира 16 до касания продольных брусьев 9 и 10 боковых секций упоров 26 на продольном брусе 2 центральной секции. Положение, при котором поперечные брусья 7 и 8 боковых секций с сельскохозяйственными машинами 14 располагаются на одной линии, параллельной поперечному брусу центральной секции, автоматически фиксируется защелками
27 на продольном брусе 2 центральной секции и закрепляется раскосами 6, шарнирно соединяющими кронштейны 15 на поперечных брусьях 7 и 8 боковых секций с кронштейнами 5 на поперечном брусе 1 центральной секции.
Соединение продольных брусьев центральной и боковых секций предлагаемой сцепки одним общим вертикальным шарниром обеспечивается повышение маневренности агрегата, так как при переводе его в транспортное положение агрегат автоматически расчленяется по длине на две шарнирно соединенные части: трактор с центральной секцией сцепки и боковые секции с навешенными на них сельскохозяйственными машинами. Этим достигается возможность поворота в горизонтальной плоскости одной части агрегата относительно другой вокруг общего шарнира и обеспечивается лучшая "вписываемость" агрегата в повороты дороги при переездах, Указанное соединение, кроме того, снижает трудоемкость перевода агрегата из рабочего положения в транспортное, так как при этом не требуется дополнительных операций и маневров трактора для точной установки поперечных брусьев боковых секций параллельно и симметрично по отношению к продольной оси трактора, а также фиксации секции. Боковые секции предлагаемой сцепки автоматически фиксируются лишь относительно друг друга в любой точке на траектории их взаимного перемещения при соприкосновении соответствующих упоров.
Наличие на поперечных брусьях боковых секций продольно-горизонтальных шарниров, расположенных соосно с шарнирами, соединяющими раскосы с поперечным брусом центральной секции, повышает маневренность агрегата и уменьшает трудоемкость его перевода в рабочее и транспортное положения за счет лучшей приспособляемости самоустанавливающихся колес к рельефу опорной поверхно1716990
50
55 сти, Каждая из боковых секций в рабочем и транспортном положениях и в момент перевода из одного положения в другое благодаря указанным шарнирам постоянно опирается на два самоустанавливающиеся колеса, копирующие неровности местности, Нагрузка от веса сцепки и сельскохозяйственных машин распределяется по опорным колесам равномерно, При этом удается лучше стабилизировать нагрузочные моменты, возникающие в горизонтальной плоскости от действия реакции почвы на опорные колеса сцепки, что благоприятно сказывается на управляемости и маневренности агрегата.
Формула изобретения
Сцепка для агрегатирования навесных сельскохозяйственных машин, включающая состоящие из поперечных и продольных брусьев центральную и шарнирно соединенные с ней боковые секции, раскосы, шарнирно смонтированные между поперечными брусьями центральной и боковых секций, замок автосцепки, установленный на поперечном брусе центральной секции, внутренние и наружные самоустанавливающиеся колеса и навесные устройства сельскохозяйственных машин, смонтированные на поперечных брусьях боковых секций, о т ли ч а ю ща я с я тем, что, с целью упрощения
5 конструкции, повышения маневренности и надежности машинно-тракторного агрегата, уменьшения трудоемкости перевода его в транспортное и рабочее положения, продольные брусья боковых и центральной сек10 ций соединены общим вертикальным шарниром и снабжены фиксирующими устройствами рабочего и транспортного положения сцепки, причем фиксирующее устройство рабочего положения сцепки
15 смонтировано на продольном брусе центральной секции„а фиксирующее устройство транспортного положения сцепки смонтировано на одном из продольных брусьев боковых секций, при этом поперечные
20 брусья боковых секций снабжены продольно-горизонтальными шарнирами, расположенными между внутренними самоустанавливающимися колесами и продольными брусьями боковых секций соосно
25 с шарнирами, соединяющими раскосы с поперечным брусом центральной секции, 1716990
40
Соста вител ь В.Дюкова
Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо
Редактор Т.Лазоренко
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 821 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5