Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель - повышение безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с водилом 2 сателлитов входного дифференциала , левая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 5 левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала , ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной муфтой, закрепленной в корпусе 9, правая коническая шестерня 10 своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 промежуточного дифференциала зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 12 правой конической шестерни 13 входного дифференциала, ось 14 которой соединена с второй односторонней обгонной муфтой 15, водило 16 промежуточного дифференциала соединено с выходным валом 17. 1 ил. со с

4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАР СТ В Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фв

К)

) а (21) 4770537/11 (22) 20,12.89 (46) 07.03.92, Бюл, ¹ 9 (75) В.В.Астахов и О,Г,Климов (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1044483, кл. B 60 К 17/20, 1970.

Авторское свидетельство СССР № 1652116, кл. В 60 К 17/08, 23,05.89. (54) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель повышение безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач, Устройство содержит входной вал 1, соединенный

„„. Ж „„1717420 А1 с водилом 2 сателлитов входного дифференциала, левая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 5 левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной муфтой, закрепленной в корпусе 9, правая коническая шестерня 10 своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 промежуточного дифференциала зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 12 правой конической шестерни

13 входного дифференциала, ось 14 которой соединена с второй односторонней обгонной муфтой 15, водило 16 промежуточного дифференциала соединено с выходным валом 17. 1 ил, 1717420

Г 5

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к трансмиссиям карьерных транспортных средств.

Известна коробка передач, которая содержит в корпусе входной и выходные валы, соосно расположенные плане арные механизмы, блокирующие муфты включения и шестерни, закрепленные на параллельном валу, которые кинемагически связывают ведомую шестерню входного вала с коронной шестерней второго планетарного редуктора-дифференциала, что позволяет реализовать увеличение кинематического диапазона.

Недостатком данной коробки является то, что блокировка планетарных механизмов возможна при действии муфт в«лючения, что сопряжено с приостановкой входного вала, а значит — с холостой работой двигателя, после чего включение входного вала иэ-за несогласованности с оборотами двигателя приводит к AMKQBh!M нагрузкам и рывкам.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой является коробка передач, которая содержит два конических планетарных редуктора, имеющих кинематическую связь между собой посредс.гвом двух пар шестерен с разными передаточными числами и вал подачи мощности, вал снятия мОщнОсти, соединеннь!е с водилами сателлитов, при этом в потоке передачи мощности в зацеплении с меньшим передаточным числом установлена обгонная муфта, которая позволяет, в зависимости от нагрузки, блокировать передачу мощности с меньшим крутящим моментом. го позволяет осуществить автоматическое переключение без пиковых нагрузок в трансмис ии, Недостатком известной коробки передач является необходимость включения системы торможения транспортного средства при отказе двигателя на поверхности до х.— ги карьера, имеющей наклон, что снижает безопасность транспортного средства, Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач.

Для достижения поставленной цели в двухступенчатой коробке передач в корпусе установлены два трехзвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из центральных колес второго планетарного механизма, которое, помимо этого, связано с механизмом свободного хода, второе центральное колесо первого планет-ð,íîãî механизма связано передачей с вторым центральным колесом второго планетарного механизма. Водило первого планетарного механизма связано с входным валом, а водило второго планетарного механизма связано с выходным валом, причем в коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный со второй центральной шестерней первого планетарного механизма.

На чертеже изображена кинематическал схема двухступенчатой коробки передач для транспортного средства, общий вид.

Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства имеет корпус (не показан) и содержит входной вал 1, соединенный с водилам 2 сателлитов входного дифференциала, левая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополн лтельным осевым зубчатыM венцом

5 левой конической шестерни 6 и ромежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной муфтой 8, закрепленной в корпусе 9, правая коническая шестерня 10 своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 промежуточного дифференциала зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом

12 правой конической шестерни 13 входногодифференциала,,ось 14 ко1 арой соединена с второй односторонней обгонной муфтой

15, водило 16 промежуточного дифференциала соединено с выходным валом 17, Двухступенчатая коробка передач работает следующим образом, О входного вала 1 крутящий момент передается на водило 2 сателлитов входного дифференциала, на левой 3 и правой 13 конических шестернях которого происходит распределение этого крутящего момента.

Данные распределенные моменты соответственно передаются на свои дополнительные осевые зубчатые венцы 4 и 12.и через соответственные осевые зубчатые венцы 5 и 11 соответственных конических шестерен

610 и ром ежуточ н ого диффе ре н ци а л а, в котором на водиле 16 происходит их суммирование и передача их на выходной вал 17.

Гак как дополнительный осевой зубчатый венец 12 пр" âîé конической шестерни 13 меньше дополнительного зубчатого венца 4 левой конической шестерни 3 входного дифференциала, то на правой конической шестРрH8 13 распред8лЯетсЯ больший

:;рутящий момент. Ответная реакция на выходном валу 17 также распределяется на

:.вой 6 и правой 10 конических шестернях, омежуточного дифференциала.

1717420

40

Составитель С. Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор Т,Малец

Редактор Н.Яцоиа

Заказ 842 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент, г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Если распределенный ответный реактивный момент на левой конической шестерне 6 промежуточного дифференциала будет больше чем распределенный крутящий момент, то произойдет замедление и останов вращения оси 7, а так как имеется первая односторонняя обгонная муфта 8, то обратного вращения не произойдет. Тогда коробка передач будет редупировать больший момент при меньшей скорости.

При уменьшении реактивного момента произойдет расстопорение первой односторонней обгонной муфты 8 и постепенное увеличение скорости от левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала. Отрицательный реактивный момент на выходном валу 17, т.е. создание крутящего момента, приводит к тому, что больший отрицательный реактивный момент будет распределяться через левую коническую шестерню 6, ее дополнительный осевой зубчатый венец 5 промежуточного дифференциала и дополнительный осевой зубчатый венец 4 левой конической шестерни 3 входного дифференциала. В зависимости от ответной реакции от входного вала 1 может вращаться или не вращаться правая коническая шестерня 13 входного дифференциала, так как в обратную сторону не позволяет вращаться вторая односторонняя обгонная муфта 15.

Таким образом, пример реализации подтверждает, что в результате использования изобретения снижается расход топлива при переключении и устраняются ударные

5 нагрузки с одновременным повышением безопасности эксплуатации транспортного средства в условиях карьера.

Формула изобретения

Двухступенчатая коробка передач для t0 транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе два трехдверных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из

15 центральных колес другого планетарного механизма, которое также связано с механизмом свободного хода, второе центральное колесо первого планетарного механизма связано передачей с вторым

20 центральным колесом второго планетарного механизма, водило первого планетарного механизма связано с входным валом, а водило второго планетарного механизма связано с выходным валом, от л и ч а ю щ а я с

25 я тем, что, с целью повышения безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач, она снабжена дополнительно механизмом свободного хода, связанным с

30 второй центральной шестерней первого планетарного механизма,