Система кондиционирования воздуха моторного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и позволяет повысить эксплуатационную надежность и срок службы системы кондиционирования воздуха моторного транспортного средства путем уменьшения коррозирующего воздействия агрессивной среды на двигатель. Контур 7 охлаждения двигателя и контур охлаждени кондиционируемого воздуха заполнены раствором летучего хладагента и содержат генератор 2 с греющим устр-вом 1, абсорбер 8, конденсатор 16, испаритель 19, насос 11, дроссельные устр-ва, размещенные между конденсатором 16 и испарителем 19 и между генератором 2 и абсорбером 8. Запорные клапаны 5, 6 выполнены в виде соленоидных вентилей. Контур охлаждения воздуха выполнен автономным, заполненным хладагентом - раствором бромистого лития в воде. Контур 7 заполнен хладагентом - водой и подключен параллельно к устр-ву 1 и к контуру охлаждения воздуха перед конденсатором 16 и после испарителя 19. В местах подключения установлены запорные клапаны 25, 31. 1 ил. со С
СОКЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
25 1 4 4
О (21) 4765829/29 (22) 08.12.89 (46) 07.03.92.Бюл. М 9 (71) Производственное объединение "Ворошиловградский тепловозостроительный завод им.Октябрьской революции (72) Г.В.Ладыженский и С.А.Скирич (53) 697.93 (088.8) (56) Патент Великобритании
М 1584440, кл. Е 25 В 27/00, 1981. (54) СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА МОТОРНОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и позволяет повысить эксплуатационную надежность и срок службы системы кондиционнрования воздуха моторного транспортного средства путем уменьшения коррозирующего воздействия (s1)s F 24 F 5/00 // В 60 Н 1/04 агрессивной среды на двигатель. Контур 7 охлаждения pea t.a Tens кондиционируемого воздуха заполнены раствором летучего хладагента и содержат генератор 2 с греющим устр-вом 1, абсорбер 8, конденсатор 16, испаритель 19, насос
11, дроссельные устр-ва, размещенные между конденсатором 16 и испарителем 19 и между генератором 2 и абсорбером 8. За. порные клапаны 5, 6 выполнены в виде соленоидных вентилей. Контур охлаждения воздуха выполнен автономным, заполненным хладагентом — раствором бромистого лития в воде. Контур 7 заполнен хладагентом — водой и подключен параллельно к устр-ву 1 и к контуру охлаждения воздуха перед конденсатором 16 и после испарителя 19. В местах подключения установлены запорные клапаны 25, 3". 1 ил.
1717907
Изобретение относится к области кондиционирования воздуха, в частности к системам кондиционирования воздуха на базе теплоиспользующих холодильных машин.
Известна система кондиционирования воздуха на базе абсорбционной холодильной системы, содержащая контур охлаждения, заполненный жидким хладагентом и включающий генератор с греющим устройством, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, переключающие клапаны (Заявка
Японии М 55-32990, кл. F 25 В 15/06, 1980).
В этой системе нагрев рабочей смеси в генераторе осуществляется пламенем при горении газа или жидкого нефтепродукта, что существенно снижает эксплуатационную надежность системы.
Известна система кондиционирования воздуха (заявка Великобритании
hL 1584440, кл F 25 В 27/00, 1981), содержащая контур охлаждения двигателя и контур охлаждения кондиционируемого воздуха, заполненные раствором летучего хладагента и включающие генератор с греющим устройством, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, дроссельные устройства, размещенные между конденсатором и испарителем, а также между генератором и абсорбером. запорные клапаны в виде соленоидных вентилей. При работе данной системы цилиндровый блок двигателя охлаждается концентрированным раствором летучего хладагента, при этом охлаждающая рубашка двигателя фактически используется в качестве генератора.
Недостатком данной системы является совмещение охлаждающей рубашки и генератора: в этом случае рабочее вещество служит и охлаждающей жидкостью двигателя, что крайне нежелательно по соображениям безопасности и надежности. Другим недостатком системы является вынужденное круглогодичное использование в качестве хладагента и рабочего вещества одного и того же химически агрессивного раствора, что сокращает срок службы системы.
Целью предложенного изобретения является повышение эксплуатационной надежности и срока службы путем исключения корродирующего воздействия агрессивной среды на двигатель.
Поставленная, цель достигается тем, что в систему кондиционирования воздуха, содержащую контур охлаждения двигателя и контур охлаждения кондиционируемого воздуха, заполненные раствором летучего хладагента и включающие генератор с греющим устройством, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, дроссельные устройства, размещенные между конденсатором и испарителем, а также между генератором и абсорбером, и запорные клапаны в виде соленоидных вентилей, дополнительно введе5 на обводная линия дроссельного устройства с запорным клапаном между конденсатором и испарителем, при этом контур охлаждения кондиционируемого воздуха выполнен автономным, заполнен рабочим
10 веществом — раствором бромистого лития в воде и включает генератор, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, дроссельные устройства, обводную. линию с запорным клапаном и запорные клапаны перед абсор15 бером и после генератора, а контур охлаждения двигателя заполнен хладагентом— водой и подключен параллельно к греющему устройству генератора и к контуру охлаждения кондиционируемого воздуха перед
20 конденсатором и после испарителя, причем в местах подключения установлены запорные клапаны.
На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемой системы.
25 Система кондиционирования воздуха содержит греющее устройство 1 генератора
2, которое посредством. труб 3 и 4 через запорные клапаны 5 и 6 сообщаются с контуром 7 охлаждения двигателя. Ниже гене30 ратора 2 расположен абсорбер 8, 1 сообщающийся с генератором 2 заборной трубой 9 и нагнетательной трубой 10, между которыми подключен насос 11, Кроме того, генератор 2 связан с абсорбером 8 слив35 ной трубой 12 с дроссельным устройством
13. С контуром 7 посредством трубы 14 с запорным клапаном 15 сообщается конденсатор 16, который через трубу 17 с дроссельным вентилем 18 взаимосвязан с
40 испарителем 19. Испаритель 19 посредством трубы 20 с запорным клапаном 21 соединен с контуром 7, а посредством трубы
22 с запорным клапаном 23 соединен с абсорбером 8, Конденсатор 16 трубой 24 с
45 запорным клапаном 25 взаимосвязан с генератором 2. Конденсатор 16 и испаритель
19 заключены в воздушный канал 26 с перегородкой 27, в котором установлена переключающая заслонка 28, По воздушному
50 каналу 26 воздух продувается вентилятором
29. Параллельно трубе 17 подключена труба
30 с запорным клапаном 31.
Предлагаемое устройство работает в летнем режиме следующим образом.
55 Горячая вода из контура охлаждения дизеля по трубе 3 поступает в греющее устройство 1 генератора 2. При этом раствор бромистого лития в воде, находящийся в генераторе 2, нагревается и из него выделяется вода в виде пара высокого давления
1717907 верхности, повышает срок службы дизеля и эксплуатационную надежность.
Исключается круглогодичная работа системы с использованием агрессивного рабочего тела, что повышает срок ее службы.
Исключается необходимость установки отдельного теплообменного аппарата — отопителя; в качестве отопителя используются конденсатор и испаритель системы. t0
Составитель Г. Ладыжанский
Редактор С. Кулакова Техред М.Моргентал Корректор M. Демчик
Заказ 867 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 (давления конденсации) и высокой температуры. Пар поступает в конденсатор 16, к которому воздух подается по воздушному каналу 26 вентилятором 29, В конденсаторе
16 водяной пар сжижается и через дроссельный вентиль 18, поддерживающий необходимый перепад между давлением конденсации и давлением испарения, попадает в виде воды в испаритель 19 (запорный клапан 31 закрыт). Через испаритель 19 воздух продувается вентилятором 29, при этом заслонка 28 находится в положении, указанном на чертеже штриховой линией. При этом воздух, омывающий конденсатор 16, уходит наружу. Запорные клапаны 15, 21, 31 в летнем режиме закрыты, а клапаны 5, 6, 25, 23 открыты. В испарителе 19 вода испаряется. Теплота, потребная для испарения, отнимается у воздуха, продуваемого через воздушный канал 2 с испарителем 19, при этом продуваемый через испаритель 19 воздух охлаждается и подается в кабину транспортного средства или иного объекта.
В зимнем режиме устройство работает следующим образом.
При закрытых запорных клапанах 5, 6, 23 и 25 горячая вода из контура 7 по трубе
14 попадает в конденсатор 16 и затем — при закрытом дроссельном вентиле 18 — по трубе 30 — в испаритель 19. Из испарителя 19 по трубе 20 вода возвращается в контур 7.
С учетом того, что заслонка 28 в зимнем режиме находится в положении, указанном на чертеже сплошной линией, при обдуве вентилятором 29 конденсатора 16 и испарителя 19, через которые проходит горячая вода, нагретый воздух подается в кабину.
При использовании предлагаемого технического решения обеспечиваются следующие преимущества по сравнению с прототипом.
Отсутствует контакт агрессивного рабочего тела с внутренней поверхностью охлаждающей рубашки двигателя, что значительно уменьшает коррозию этой по15
Формула изобретения
Система кондиционирования воздуха моторного транспортного средства, содержащая контур охлаждения двигателя и контур охлаждения кондиционируемого воздуха, заполненные раствором летучего хладагента и включающие генератор с греющим устройством, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, дроссельные устройства, размещенные между конденсатором и испарителем, а также между генератором и абсорбером, и запорные клапаны в виде соленоидных вентилей, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и срока службы путем уменьшения корродирующего воздействия агрессивной среды на двигатель, система дополнительно содержит обводную линию дроссельного устройства с запорным клапаном между конденсатором и испарителем, при этом контур охлаждения кондиционируемого воздуха выполнен автономным, заполнен рабочим веществом — раствором бромистого лития в воде и включает генератор, абсорбер, конденсатор, испаритель, насос, дроссельные устройства, обводную линию с запорным клапаном и эапорные клапаны перед абсорбером и после генератора, а контур охлаждения двигателя заполнен хладагентом — водой и подключен параллельно к греющего устройству генератора и к контуру охлаждения кондиционируемого воздуха перед конденсатором и после испарителя, причем в местах подключения установлены запорные клапаны,