Юстировочное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим измерениям. Цель изобретения - повышение точности устройства за счет возможности регулирования зазора между кареткой и направляющей. Юстировочное устройство содержит основание, на котором установлен полый корпус 2 с направляющей, в котором установлена каретка 4. Корпус 2 выполнен упруго податливым, для чего в нем в продольной плоскости выполнены два продольных паза 7 и 8 по всей его длине, один из которых (7) выполнен сквозным, и поперечный паз, который пересекает паз 7 у основания. На корпусе 2 выполнены отверстия 10, а в каретке 4 - продольные прорези 12, смещенные относительно продольной

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sx)s 6 01 В 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4711797/28 (22) 28.06.89 (46) 07.03.92. Бюл. N9 (75) Н.Н.Гончаренко (53) 531.717 (088.8) (56) Шарловский Ю.В. Регулировочные устройства приборов и их элементы. — М.:Машиностроение, 1976, с, 107, рис. 4-20, Там же, с, 106, рис. 4 — 19. (54) ЮСТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к техническим измерениям. Цель изобретения — повыше-. ние точности устройства за счет возможноSU,, 1717933 Al сти регулирования зазора между кареткой и направляющей. Юстировочное устройство содержит основание, на котором установлен полый корпус- 2 с направляющей, в котором установлена каретка 4. Корпус 2 выполнен упруго податливым, для чего в нем в продольной плоскости выполнены два продольных паза 7 и 8 по всей его длине, один из которых (7) выполнен сквозным, и поперечный паз, который пересекает паз 7 у основания. На корпусе 2 выполнены отверстия 10, а в каретке 4 — продольные прорези

12, смещенные относительно продольной

1717933

10 оси корпуса в сторону сквозного продольного паза. В корпусе 2 выполнены два шпоночных паза 11, в которых установлены шпонки 13. Заданная величина люфта в цилиндрическом сопряжении корпуса 2 — каретка 4 обеспечивается регулировочным винтом 14, который установлен в шпонках

Изобретение относится к техническим измерениям.

Известно юстировочное устройство для перемещений, содержащее корпус, штангу с резьбовым участком и гайку, при помощи которой штанга перемещается.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является юстировочное устройство, содержащее основание, установленный на нем полый корпус с направляющей, установленную в корпусе с направляющей каретку и узел ее перемещения, Недостатком такого устройства является невысокая точность за счет наличия нерегулируемого зазора между кареткой и направляющей.

Целью изобретения является повышение точности устройства за счет возможности регулирования зазора между кареткой и направляющей.

Указанная цель достигается тем, что в юстировочном устройстве, содержащем основание, установленный на нем полый корпус с направляющей, установленную в корпусе в направляющей каретку и узел ее перемещения, выполненный в виде винтовой пары, один элемент которого жестко соединен с кареткой, а второй связан с воэможностью вращения с основанием, корпус выполнен упруго податливым, для чего в нем в продольной плоскости выполнены два паза, один иэ которых сквозной, и поперечный паз, расположенный у основания и пересекающий сквозной продольный паз, в корпусе симметрично сквозному продольному пазу выполнены два соосных отверстия, ось которых смещена относительно продольной оси корпуса в сторону сквозного продольного паза и два шпоночных паза, расположенных в продольной плоскости, проходящей через соосные отверстия, в каретке против шпоночных пазов выполнены соответственно две продольных прорези, а устройство снабжено установленными в соответствующих шпоночных пазах шпонками с отверстиями и регулировочным

13, который стягивает корпус 2 при заворачивании винта 14. После выставки люфта производится юстировка объекта за счет перемещения каретки 4 в требуемом направлении по вертикали эа счет гайки, которую поворачивают с помощью ручки. 3 ил. винтом, установленным в отверстиях шпонок.

На фиг.1 представлено устройство, продольный разрез; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — вид А на фиг.1.

Устройство содержит основание 1, на котором установлен полый корпус 2 с направляющей 3. В корпусе 2 установлена каретка 4. На основании 1 с возможностью вращения без осевого перемещения установлена гайка 5. На каретке 4 соосно цилиндрической направляющей 3 и гайке 5 жестко установлен винт 6, составляющий с гайкой

5 винтовую пару. Корпус 2 выполнен упруго податливым, для чего в нем в продольной плоскости выполнены два продольных паза

7 и 8 по всей его длине, один из которых 7 выполнен сквозным, и поперечный паз 9, который пересекает сквозной паз 7 у основания. В корпусе 2 симметрично сквозному продольному пазу 7 выполнены два соосных отверстия 10, ось которых смещена относительно продольной оси корпуса в сторону сквозного продольного паза 7, В корпусе 2 выполнены также два шпоночных паза 11, расположенных в продольной плоскости, проходящей через соосные отверстия, В каретке 4 выполнены две продольные прорези 12 против шпоночных пазов. Устройство снабжено установленными в шпоночных пазах шпонками

13 с отверстиями и регулировочным винтом 14, установленным в отверстиях шпонок.

Устройство работает следующим образом.

Юстируемый объект (не показан) устанавливается на торцевую поверхность каретки 4. Для установки необходимой величины люфта в цилиндрическом сопряжении корпуса 2 с кареткой 4 используют регулировочный винт 14, который установлен в шпонках 13, которые стягивают корпус 2 при заворачивании винта 14. После выставки люфта производится юстировка объекта за счет перемещения каретки 4 в требуемом направлении по вертикали за счет гайки 5, которую поворачивают с помощью ручки 15.

1717933

Формула изобретения

Юстировочное устройство, содержащее основание, установленный на нем полый корпус с направляющей, установленную в корпусе на направляющей каретку и узел ее перемещения, выполненный в виде винтовой пары, один из элементов которой жестко соединен с кареткой, а другой связан с возможностью вращения с основанием, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности за счет возможности регулирования зазора между кареткой и направляющей, корпус выполнен упругоподатливым, для чего в нем выполнены два продольных паза, один из которых сквозной, и поперечный паз, расположенный у основания и пересекающий сквозной продольный паз, в корпусе симметрично сквозному продольному пазу выполнены два соосных отверстия, ось которых смещена

5 относительно продольной оси корпуса в сторону сквозного продольного паза, два шпоночных паза, расположенных в продольной плоскости, проходящей через соосные отверстия, в каретке напротив

10 шпоночных пазов выполнены соответственно две продольные прорези, а устройство снабжено установленными в соответствующих шпоночных пазах. шпонками с отверстиями и регулировочным

15 винтом, установленным в отверстиях шпонок и проходящим через продольные прорези каретки.

1717933

®Р4

Составитель Н.Гончаренко

Редактор Н.Лазаренко Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М.Максимишинец

Заказ 868 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101