Стенд для испытания элементов коробок передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании долговечности вилок переключения коробок передач и устройств их крепления. Целью изобретения является расширение номенклатуры испытуемых элементов при одновременном ускорении испытаний и сохранении полного спектра реальных нагрузок . При работе стенда регулируемыми упорами 9,10 задают смещение и/или перекос испытуемой полумуфты 4, которая при вращении от привода 1 обеспечивает различные варианты нагружения испытуемых вилок 5, например консольный изгиб, кручение вокруг продольной оси и т.д. и их комбинации . 1 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 13/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/ 1,7
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4812332/28 (22) 20.02.90 (46) 07.03.92. Бюл. N. 9 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Е.Е.Богдашич, M.Ä.Ãîëüäèí, А.Д.Ефимов и И.T.Русинович (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 1368687, кл. 6 01 M 13/02, 1986.
Авторское свидетельство СССР
N 357488, кл. G 01 M 13/02, 1969. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ (57} Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и
„„5U„„1717991 А1 может быть использовано при исследовании долговечности вилок переключения коробок передач и устройств их крепления.
Целью изобретения является расширение номенклатуры испытуемых элементов при одновременном ускорении испытаний и сохранении полного спектра реальных нагрузок. При работе стенда регулируемыми упорами 9, 10 задают смещение и/или перекос испытуемой полумуфты 4, которая при вращении от привода 1 обеспечивает различные варианты нагружения испытуемых вилок 5, например консольный изгиб, кручение вокруг продольной оси и т.д. и их комбинации. 1 ил, 1717991
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования долговечности вилок переключения и устройств их крепления.
Известна машина для испытания на усталость, на которой можно проводить испытания вилок на усталость при консольном изгибе, Недостатком этого устройства является невозможность точного моделирования условий работы зубчатой полумуфты в паре с вилкой переключения, что снижает достоверность испытаний.
Известен также стенд с замкнутым силовым контуром для испытания трансмиссий транспортных машин. Включенная в силовой контур этого стенда коробка передач работает в режиме, соответствующем нормальному нагружению зубчатой полумуфты в паре с вилкой переключения, однако ускорение испытаний невозможно.
Наиболее близким к предлагаемому является стенд для испытания зубчатых колес на торцовой износ зубьев, содержащий привод, корпус, установленные в последнем два вала, нагру>катель и рычаг.
Недостатками этого стенда являются
Ограниченная номенклатура испытуемых элементов и узкий спектр воспроизводимых нагрузок, Цель изобретения — расширение номенклатуры испытуемых элементов при одно-, временном ускорении испытаний и сохранении полного спектра реальных нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что в стенде, содержащем привод, корпус, установленные в последнем два вала, первый из которых с возможностью вращения и кинематически связан с приводом, нагружатель с нагружающим элементом и рычаг, второй вал установлен с возможностью осевого перемещения и предназначен для крепления одного конца испытуемой вилки переключения, на первом валу выполнены круговые сферические участки, нагружатель выпол- нен в виде установленных на последних внутренней цилиндрической поверхностью полумуфт, одна vç которых предназначена для взаимодействия с другим концом испытуемой вилки, а нагру>кающий элемент выполнен в виде регулируемых в осевом
HBflpBoJlQlIvlH упоров, установленных HB гладких частях первого вала и взаимодействующих с торцами полумуфт, один конец рычага жестко. закреплен на втором валу, другой — имеет возможность взаимодействовать с другой полумуфтой.
В известных конструкциях испытания прекращаются после поломки вилки, при
55 этом ее части бывают разобщены, а место излома загрязнено, что затрудняет последующий анализ причин поломки. Поэтому для повышения достоверности результатов на втором валу устанавливаются две испытуемые вилки переключения, а сам вал снабжен регулируемыми в осевом направлении кулачками и размещенным между последними и имеющим возможность взаимодействия с ними концевым выключателем, связанным с корпусом.
На чертеже показана схема испытательного стенда.
Стенд содержит приводной двигатель 1, кинематически связанный с валом 2, имею.щим сферические участки 3. на котором устанавливаются зубчатые полумуфты 4, взаимодействующие с испытуемыми вилками 5. Вилки 5 закреплены на втором валу 6, снабженном рычагом 7, взаимодействующим с полумуфтой 4. Корпус стенда разделен на две части, между которыми помещена проставка 8. Положение полумуфты 4 на валу 2 определяется регулировочными винтами 9, вворачиваемыми в упоры 10, жестко закрепленные на валу 2, Второй вал 6 снабжен подвижными в осевом направлении кулачками 11, взаимодействующими с конечным выключателем
12, содержащим постоянно замкнутые контакты 13 и 14.
Стенд работает следующим образом.
Вал 2 приводит во вращение с частотой, близкой к частоте вращения вала реальной коробки передач в номинальном режиме.
При отсутствии поджима муфт 4 нагружения испытуемых вилок не происходит. Регулировочными винтами 9 задают необходимое смещение и/или перекос одной или нескольким полумуфтам 4. При вращении полумуфты 4 ее паз контактирует свилкой5 и/или рычагом 7 вала 6 и заставляет перемещаться концы вилки 5 на вели;ину, определяемую суммой углов перекоса муфт 4.
При этом возможны различные варианты нагружения испытуемых вилок; консольный изгиб, кручение вокруг продольной оси, кручение в плоскости лапок. В зависимости от .цели испытаний все эти нагрузки могут комбинироваться, При возникновении трещины в одной из испытуемых вилок вал 6 смещается в сторону ослабленной вилки, кулачок 11 взаимодействует с конечным выключателем 12, контакты которого 13 и 14 размыкаются, разрывая цепь питания приводного двйгателя 1. При этом части вилок оказываются не разобщенными и по ним можно проследить развитие усталостной трещины, а продолжительность испытаний сокращается.
1717991
Применение стенда указанной конструкции позволяет при сохранении полного спектра нагрузок. сократить расходы на проведение испытаний и их продолжительность.
Составитель Е.Богдашич
Техред М.Моргентал Корректор M.Äåì÷èê
Редактор Л.Гратилло
Заказ 871 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Формула изобретения
1. Стенд для испытания элементов коробок передач, содержащий привод, корпус> установленные в последнем два вала, первый йз которых с возможностью вращения и кинематически связан с приводом, нагружатель с нагружающим элементом и рычаг, о т л и. ч а ю шийся тем,что,сцелью . расширения номенклатуры испытуемых элементов при одновременном ускорении испытаний и сохранении полного спектра реальных нагрузок, второй вал установлен в корпусе с возможностью осевого перемещения и предназначен для крепления одного конца по меньшей мере одной испытуемой вилки переключения, на первом валу выполнены по меньшей мере два круговых сферических участка, нагружающий элемент выполнен в виде установленных на последних внутренней цилиндрической поверхностью полумуфт, 5 одна из которых предназначена для взаимодействия с другим концом испытуемой вилки переключения, а нагружатель выполнен в виде по меньшей мере двух регулируемых в осевом направлении упоров, установлен10 ных на гладких частях первого вала и взаимодействующих с полумуфтами, а один конец рычага закреплен на втором валу, другой — имеет возможность взаимодействия с второй полумуфтой.
15 2, Стендпоп.1,отличающийсятем, что, с целью повышения достоверности при сравнительных испытаниях двух вилок переключения, он снабжен установленными на втором валу с возможностью осевого пе20 ремещения двумя кулачками и размещенным между последними и имеющим возможность взаимодействия с ними концевым выключателем, связанным с корпусом,