Передвижной источник сейсмических колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к передвижным источникам для возбуждения сейсмических импульсов. Цель - повышение надежности и улучшение условий эксплуатации. В передвижном источнике сейсмических колебаний , содержащем преобразователь 1, кронштейн 5 выполнен в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем 1, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных областях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя . 5 ил. (Л С vj 00 (Ј чэ ///// Г1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 Ч 1/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

00 ИЭОБРетениям и ОткРытиям

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4684176/25 (22) 26;04.89 (46) 07.03.92. Бюл. М 9 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погруженному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) И.Т.Зайцев, Ю.А,Бару и А.В.Фролов (53) SS0.83 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 988075, кл. G 01 V 1/04.

Источник сейсмических колебаний

"Сейсмодин", Проспект. С7200/15УХЛ!, Харьков, СХ, 1987. (54) ПЕРЕДВИЖНОЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ

SU 1718169 А1 (57) Изобретение относится к передвижным источникам для возбуждения сейсмических импульсов. Цель — повышение надежности и улучшение условий эксплуатации. В пере. движном источнике сейсмических колебаний, содержащем преобразователь 1, кронштейн 5 выполнен в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем 1, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных областях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя. 5 ил.

1718169

20

40

55

Изобретение относится к передвижным источникам для возбуждения сейсмических импульсов.

Известно невзрывное устройство для возбуждения сейсмических импульсов, в котором для подключения якоря к генератору импульсов служит коаксиальный токоподвод якоря. Для предотвращения обрыва токоподвода при движении якоря вниз токоподвод имеет гибкий элемент. Обмотка статора подключена к генератору импульсов с помощью спирального токоподвода.

Спиральный токоподвод и гидравлические амортизаторы обеспечивают свободное перемещение статора вверх (1) Недостатками данной конструкции являются большая масса гибких элементов, возбуждающая большие механические усилия в местах их подключения, что может привести к разрушениям мест подключения и созданию небезопасных условий обслуживания, неупорядоченное движение гибких соединительных проводов, приводящее к трению их о колонну, ударам об инертную массу, и, как следствие, возможности механических повреждений, электрических пробоев, создающих небезопасные условия обслуживания, сложно устраняемые в полевых условиях работы..Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является передвижной источник сейсмических колебаний, включающий преобразователь, установленный с возможностью вертикального перемещения по направляющим механизма подъема, жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем силовыми проводами, размещенными на кронштейнах, закрепленных на транспортном средстве.

Силовые провода, связывающие между собой преобразователь и генератор импульсов, размещенный в кузове источника, выполнены из четырех серийных проводов крупного сечения (например, провод типа

ППСРВМ), Эти провода подключень к нижней части генератора импульсов и выходят снизу кузова, уложены под ступенькой транспортного средства, укреплены на капоте дизеля с помощью трех кронштейнов. Далее провода свободно свисают между преобразователем и передней частью транспортного средства, обеспечивая своими свободными петлями компенсацию передвижения преобразователя вверх и вниз(2).

Недостатком данной конструкции является неупорядоченное движение токопроводящих проводов при спуске, подъеме и работе устройства, что приводит к ударам и трениям проводов об.элементы преобразователя, механизма подъема и транспортного средства, а также неопределенное, непредугадываемое транспортное положение проводов. Все это может привести к механическим повреждениям оплетки изоляции и электрическому пробою проводов, что, в свою очередь, создает небезопасные условия обслуживания и аварийное состояние источника.

Целью изобретения является повышение надежности и улучшение условий эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в передвижном источнике сейсмических колебаний, включающем преобразователь, установленный с возможностью вертикального перемещения по направляющим механизма подъема, жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем силовыми проводами, размещенными на кронштейнах, закрепленных на транспортном средстве, кронштейн выполнен в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства,. соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя.

Выполнение кронштейна в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, обеспечивает изменение длины коромысла в процессе его перемещения при работе источника, необходимое для компенсации изменения расстояния между местами фиксации проводов на преобразователе и транспортном средстве.

Короб под силовые провода обеспечивает укладку проводов в количестве 4 шт,. общим сечением 120 мм2, их механическую броневую защиту от повреждений об элементы транспортного средства. преобразователя, механизма подъема и фиксации, а также упорядоченное перемещение силовых проводов при подъеме, спуске и импульсной работе источника.

1718169

Кинематическая связь направляющей с преобразователем и короба од силовые провода с платформой транспортногоЧ:редства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения, исключает неупорядоченное, непредугадываемое перемещение силовых проводов в процессе спуска и подъема преобразователя, а возможность поворота кронштейна в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя, обеспечивает свободный поворот его в вертикальном и горизонтальном направлениях и компенсацию неточности сборки и неплоскостность осей, на которых закреплены короб и направляющая.

На фиг. 1 представлен источник, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг, 4— сечение  — 8 нна э ффиигг, 1; на фиг, 5 — сечение

à — Г на фиг.3.

Передвижной источник сейсмических колебаний содержит генератор импульсов (не показан), преобразователь 1, перемещающийся по направляющим 2 механизма 3 подъема, установленного на транспортном средстве 4, кронштейн 5, выполненный в виде коромысла, состоящего из короба 6 под силовые провода 7, по которым подается электрический импульс от генератора импульсов . к преобразователю 1, и направляющей 8, на которой установлены подшипники 9, соединенные с коробом 6.

Благодаря предлагаемому кронштейну, выполненному в виде коромысла, обеспечивается возможность взаимного продольного перемещения частей кронштейна 5 и изменение его длины.

Для исключения проворота направляющей 8 относительно короба 6 на направляющей 8 выполнена лыска 10.

Направляющая 8 одним. концом кинематически связана посредством шарнирного соединения, имеющего оси 11 и 12, с механизмом 3 подъема. Коробчатый профиль

6 одним концом кинематически связан при помощи шарнирного соединения, имеющего оси 13 и 14, с транспортным средством.

Устройство работает следующим образом.

Из кабины транспортного средства распределителем гидросистемы подается команда на спуск преобразователя 1 на грунт, Преобразователь 1, скользя по складывающимся направляющим 2 механизма 3 подъема, опускается на грунт. При этом направляющие 2 выдвигаются вниз, меняя свое положение, Конец кронштейна 5, связанный через направляющую 8 с осью 11, закрепленной на механизме 3 нодьема, опускается, поворачиваясь вокруг оси 13. свя5 занной с транспортным средством 4, до прекращения движения преобразователя 1 и направляющих 2, Одновременно кронштейн 5 поворачивается вокруг осей 12 и 14, компенсируя неточности сборки и непло10 скостность установки осей 11 и 13.

При подьеме преобразователя 1 направляющие 2 складываются, поднимая край кронштейна 5. связанный с осью 11, 15 одновременно вытягивая из подшипников 9 направляющую 8, таким образом обеспечивая увеличение длины коромысла, В поднятом транспортном положении направляющие 2 механизма 3 подьема и

20 преобразователь 1 жестко фиксируются фиксирующими элементами .механизма, подъема, перемещение их друг относительно друга исключается, и кронштейн 5, закрепленный посредством шарниров на

25 механизме 3 подъема и транспортном средстве 4, также остается в неподвижном, зафиксированном, растянутом положении.

Описываемое выполнение кронштейна для размещения силовых проводов позво30 ляет повысить надежность передвижного устройства за счет упорядочения движения проводов при спуске, подъеме преобразователя в рабочее и транспортное положения и при импульсной работе источника, так как

35 исключает механические повреждения оплетки изоляции и электрические пробои проводов, что в свою очередь исключает появление небезопасных условий обслуживания и аварийных состояний источника.

Формула изобретения

Передвижной источник сейсмических колебаний, включающий преобразователь, установленный с возможностью вертикаль45 ного перемещения по направляющим механизма подъема. жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем силовыми проводами, 50 размещенными на кронштейнах, закрепленных на транспортном средстве, о т л ич а ю шийся тем. что, с целью повышения надежности и улучшения условий эксплуатации, кронштейн выполнен в виде

55 коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобрэаователем, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного

1718169

Составитель Н.Чихладзе

Техред М. Моргентал Корректор Патай

Редактор С;Пекарь

Заказ 880 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя.