Устройство для обучения оператора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебных заведениях в качестве лабораторной установки для программированного изучения логики работы систем передачи информации с обратными связями и контроля полученных при этом знаний. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит блок 1 формирования принятых сообщений , блоки 2, 5 имитации реальных процессов, блок 3 предъявления учебной информации, блок 4 контроля достоверности передаваемых сообщений, дешифраторы 6,8, счетчики, 12,блок9 ввода ответных действий оператора, блок 10 элементов И, переключатель 11 режимов работы, блок 13 индикации, преобразователь 19 кодов, таймер 20, сумматор 21, блок 22 сравнения, счетчик 23. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 9 /00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814463/24 (22) 28.02.90 (46) 07.03,92, Бюл. № 9 (72) В,А.Васильев, В,А.Грибков, А.А.Никитин и И.И.Пикалев (53) 681.3.071(088,8) (56) Руководство к лабораторным работам по дисциплине "Радиотехнические комплексы". М., МО СССР, 1978, с. 25-31.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1068972, кл. G 09 В 9/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВОДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебных заведениях в качестве лабора„„. Ж„„1718262 А1 торной установки для программированного изучения логики работы систем передачи информации с обратными связями и контроля полученных при этом знаний. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит блок 1 формирования принятых сообщений, блоки 2, 5 имитации реальных процессов, блок 3 предъявления учебной информации, блок 4 контроля достоверности передаваемых сообщений, дешифраторы 6, 8, счетчики 7, 12, блок 9 ввода ответных действий оператора, блок 10 элементов И, переключатель 11 режимов работы, блок 13 .индикации, преобразователь 19 кодов, таймер 20, сумматор 21, блок 22 сравнения, счетчик 23. 1 ил.

1718262

ЗО

40

50

Изобретение относится к техническим средствам обучения и, преимущественно, может быть использовано в высших и средних специальных учебных заведениях в качестве лабораторной установки для программированного изучения логики работы систем передачи информации с обратными связями и контроля полученных при этом знаний.

Известно устройство, содержащее блок формирования и индикации передаваемого сообщения, блок имитации прямого канала, блок записи и индикации принятого сообщения, блок контроля достоверности и блок имитации обратного канала, Недостатки устройства — демонстрационный характер обучения, отсутствие возможности с помощью устройства текущего и итогового контроля за качеством усвоения, осуществляемого по окончании работы преподавателя, наличие жесткой программы изучения логики работы системы с обратной связью вне зависимости от качества обучения, большие затраты времени на процессе обучения, невозможность глубокой и достоверной проверки знаний обучаемых, большие затраты времени квалифицированных преподавателей на контроль качества обучения, Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответных действий оператора, первый блок имитации реальных процессов, блок предъявления учебной информации, блок контроля достоверности передаваемых сообщений и второй блок имитации реальных процессов, первый дешифратор, блок элементов И. переключатель режимов работы, блок индикации, первый счетчик и второй дешифратор, выход которого соединен с вторым входом блока элементов И, второй счетчик, вход которого подключен к второму выходу переключателя режимов работы, а выход — к первому входу блока индикации, второй и третий входы которого соединены с вторыми выходами блока элементов И и первого счетчика соответственно, третий вход блока элементов И подключен к третьему выходу блока ввода ответных действий оператора, первый и второй входы первого дешифратора соединены соответственно с вторым выходом первого блока имитации реальных процессов и с выходом второго блока имитации реальных процессов, второй и третий входы которого соединены соответственно с вторыми выходами блока ввода ответных действий оператора и блока и редъя вл ения учебной информации, второй вход которого подключен к второму выходу блока контроля достоверности передаваемых сообщений.

Однако при оценке знаний обучаемых устройство не позволяет учитывать сложность решаемых задач и временные показатели их решения, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера, Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для обучения оператора, содержащее первый блок имитации реальных процессов, вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, один выход — с первым входом первого дешифратора, а другой выход — с первым входом блока предъявления учебной информации, второй вход которого и первый и второй выходы подключены соответственно к первому выходу и входу блока контроля достоверности передаваемых сообщений и одному входу второго блока имитации реальных процессов, другой вход которого соединен с вторым выходом блока контроля достоверности передаваемых сообщений, а выход — с вторым входом первого дешифратора, первый счетчик, вход которого подключен к соответствующему выходу переключателя режимов работы, а первый и второй выходы — к соответствующему входу блока индикации и входу соответствующего дешифратора, второй счетчик, выход которого соединен с соответствующим входом блока индикации, а вход

-с соответствующим выходом переключателя режимов работы, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока элементов И, третий и четвертый выходы соединены с соответствующими входами блока индикации, а первый, второй и третий входы — с выходами соответствующих дешифраторов и вторым выходом пульта оператора, согласно изобретению введены таймер, входы запуска и останова которого соединены с первыми выходами первого счетчика и блока элементов И соответственно, сумматор, один вход которого подключен к выходу второго счетчика, а выход — к пятому входу блока индикации, блок сравнения, первые вход и выход которого соединены с выходом и входом сброса соответственно таймера, третий счетчик, вход которого подключен ко второму выходу блока сравнения, а выход — к другому входу сумматора и шестому входу блока индикации, и преобразователь кодов, вход которого соединен с выходом второго дешифратора, а выход — с вторым входом блока сравнения, На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство для обучения оператора содержит блок 1 формирования принятых со5 :1718262 6

15

25

35

45

55 общений, блок 2 имитации реальных процессов, блок 3 предъявления учебной информации, блок 4 контроля достоверностипередаваемых сообщений, блок 5 имитации реальных процессов, дешифратор 6, счетчик 7, дешифратор 8, блок 9 ввода ответных действий оператора, блок 10 элементов И, переключатель 11 режимов работы, счетчик

12, блок 13 индикации, пульт 14 оператора, индикаторы 15-18, преобразователь 19 кодов, таймер 29, сумматор 21, блок 22 сравнения, счетчик 23. Блоки 1 и 9 объединены в пульт 14 оператора. Блок 13 содержит индикатор 15 результата, индикатор 16 состояния каналов, индикатор 17 оценки, индикатор 18 числа ошибок и индикатор 24 превышения времени решения задач.

Дешифратор 6 представляет собой узел, который в зависимости от характера и состояния сигналов на входе выдает сигнал на одну из своих шин, общее число которых соответствует числу возможных ошибок в работе систем с обратной связью. Счетчик 7 представляет собой стандартный шаговый искатель, управляемый передачей электрических импульсов на его управляющий вход.

Группа контактов, соответствующая определенному положению шагового искателя, определяет вид ошибок в каналах системы.

Дешифратор 8 анализирует текущее состояние счетчика 7 и в зависимости от этого выдает на одну из своих шин сигнал, соответствующий заданной ошибке в работе системы. Блок 9 представляет собой набор кнопок, число которых соответствует возможным ошибкам в работе системы. С помощью кнопок оператор вводит в устройство результаты определения или типа ошибки, блок 10 представляет собой многовходовую схему совпадения, сигнал на первом и втором выходах которой появляется при совпадении сигналов на одноименных шинах первого, второго и третьего входов, а на втором и четвертом выходах при несовпадении этих сигналов, Счетчик 12 обеспечивает подсчет числа ошибок, допущенных оператором.

Таймер 20 представляет собой формирователь временных меток, построенный на счетчиках. Его запуск осуществляется сигналом со счетчика 7. Остановка таймера производится при поступлении сигналов с первого выхода блока 10 элементов И,а сброс — сигналом со схемы, сравнения блока 22. Таймер

20 выдает код времени на схему сравнения блока 22.

Сумматор 21 обеспечивает подсчет числа сигналов, поступивших со счетчика 12 числа ошибок и со счетчика 23 превышений времени решения задач, представляет собой полусумматор, образующий схему инкременатора, Блок 22 обеспечивает сравнение кодов, поступивших с таймера 20 и преобразователя 19 кодов. Блок 22 представляет собой компаратор величин, При превышении времени решения задачи выдается сигнал на первом выходе блока 22.

На втором его выходе сигнал выдается в любом случае после ввода ответа. Счетчик

23 представляет собой сумматор с последовательным переносом. Он обеспечивает подсчет числа импульсов, поступивших со схемы сравнения блока 22.

Преобразователь 19 реализован с помощью программируемой логической матрицы и вырабатывает код, соответствующий времени решения данной задачи. Индикаторы 15 — 18, 24 представляют собой в совокупности табло, с помощью которого отображается число ошибок, оценка значений и умений обучаемого, результаты его действий и направление дальнейшей работы, а.также задание обучаемому в виде совокупности ошибок, которые соответствуют различным каналам системы передачи информации, Устройство для обучения оператора функционирует следующим образом.

После включения устройства и установки переключателя 11 в положение "Репетитор" устройство работает аналогично известному .

Отличие заключается в том, что в режиме "Экзаменатор" происходит подсчет времени решения каждой задачи. Временной интервал решения каждой задачи определяется в зависимости от ее сложности.

После установки режима "Экзаменатор" счетчик 7 устанавливается в исходное состояние, которое соответствует первому заданию, При этом задание обучаемому в виде индикации типа ошибок в различных каналах системы отображается на индикаторе

16, Одновременно запускается таймер 20.

Сигналы, соответствующие ошибкам, подаются на дешифратор 8, который выдает сигнал на одной из шин блока 1, и на преобразователь 19, на выходах которого появляется код, соответствующий времени решения данного задания. B соответствии с заданием обучаемый устанавливает предлагаемый им результат работы каналов с помощью органов управления на блоках 2 и 5, вводит свой ответ о предполагаемом результате функционирования всей системы с помощью кнопок блока 9, которые подключают напряжение на один из входов блока 10, Положение органов управления блоков 2 и 5 анализируется с помощью дешифратора 6, который в зависимости от положения органов управления выдает сигнал на одной из своих выходных шин, поступающий на вход блока 10. При

1718262

Формула изобретения

Устройство для обучения оператора, содержащее первый блок имитации реальных процессов, вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, один выход — с первым входом первого дешифратора, а другой выход — с первым входом блока предъявления учебной информации, второй вход которого и первый и второй выходы подключены соответственно к первому выходу и входу блока контроля достоверности передаваемых сообщений и одному входу второго блока имитации реальных процессов, другой вход которого соединен с вторым вы40

Составитель А.Карлов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Ципле

Редактор Н.Бобкова

Заказ 884 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 выдаче сигнала с блока 10 останавливается таймер 20, код времени поступает на схему сравнения блока 22, Если время решения данного задания превышено, то на первом выходе блока 22 появляется сигнал, который поступает на счетчик 23. Одновременно с этим с второго выхода блока 22 поступает сигнал сброса на таймер 20. Со счетчика 23 код, соответствующий количеству задач, решенных с превышением допустимого времени, поступает на сумматор 21, где происходит подсчет неправильно решенных заданий, и заданий, решенных с превышением допустимого времени. В ходе проверки знаний обучаемого производится подсчет числа ошибок, подсчет числа заданий, решенных с превышением допустимого времени. Индикация данной информации производится блоком 13, который связан с соответствующими разрядами счетчика.

35 ходом блока контроля достоверности передаваемых сообщений, а выход — с вторым входом первого дешифратора, первый счетчик, вход которого подключен к соответствующему выходу переключателя режимов работы, а первый и второй выходы — к соответствующему входу блока индикации и входу соответствующего дешифратора, второй счетчик, выход которого соединен с соответствующим входом блока индикации, а вход — с соответствующим выходом переключателя режимов работы, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока элементов И, третий и четвертый выходы которого соединены с соответствующими входами блока индикации, а первый, второй и третий входы — с выходами соответствующих дешифраторов и вторым выходом пульта оператора, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены таймер, входы запуска и останова которого соединены с первыми выходами первого счетчика и блока элементов И соответственно, сумматор, один вход которого подключен к выходу второго счетчика, а выход — к пятому входу блока индикации, блок сравнения, первые вход и выход которого соединены с выходом и входом сброса соответственно таймера, третий счетчик, вход которого подключен к второму выходу блока сравнения, а выход — к другому входу сумматора и шестому входу блока индикации. и преобразователь кодов, вход которого соединен с выходом второго дешифратора, а выход — с вторым входом блока сравнения.