Система управления возбуждением двигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока при двухзонном регулировании. Целью изобретения является повышение надежности в управлении. Система содержит датчик 1 электродвижущей-силы, датчик 2 потока возбуждения, первый 3 и второй 5 сумматоры , выпрямитель 4. Выход блока 7 выбора большего сигнала соединен с регулятором 9 возбуждения. Блок 12 ограничения включен между выходом блока 7 и третьим входом второго сумматора 5. При достижении сигналом задания тока возбуждения максимального значения на выходе блока 12 появляется сигнал и напряжение на выходе сумматора 5 и блока 7 ограничивается на постоянном уровне. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДETEJlbCTBV (61) 1617604 (21) 4754397/07 (22) 30,10.89 (46) 07.03;92. Бюл. М 9 (71) Опытное производственно-техническое предприятие "Уралчерметавтоматика" (72) А,О.Гофенберг (53) 621.316.718, 5.(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N1617604,,кл. Н 02 P 5/06, от 19.07.89. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока
„„!Ы„„1718358 А2 при двухзонном регулировании. Целью изобретения является повышение надежности в управлении. Система содержит датчик 1 электродвижущей. силы, датчик 2 потока возбуждения, первый 3 и второй 5 сумматоры, выпрямитель 4. Выход блока 7 выбора большего сигнала соединен с регулятором 9 возбуждения. Блок 12 ограничения включен между выходом блока 7 и третьим входом второго сумматора 5. При достижении сигналом задания тока возбуждения максимального значения на выходе блока 12 появляется сигнал и напряжение на выходе сумматора 5 и блока 7 ограничивается на постоянном уровне. 3 ил, 1718358
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами, а именно, в системах двухзонного регулирования скорости двигателей постоянного тока с зависимым управлением полем и является усовершенствованием изобретения по авт.св. ¹ 1617604.
Цель изобретения — повышение надежности управления.
На фиг.1 представлена функциональная схема системы; на фиг.2 — блок задания возбуждения; на фиг.3 — блок ограничения.
Система управления возбуждением двигателя постоянного тока содержит датчик 1 электродвижущей силы (ЭДС), датчик
2 потока возбуждения, первый сумматор 3, выпрямитель 4, второй сумматор 5, блок 6 задания возбуждения, блок 7 выбора большего сигнала, блок 8 задания минимального потока, регулятор 9 возбуждения, возбудитель 10, обмотка 11 возбуждения, блок 12 ограничения.
Выходы датчиков 1 ЭДС и датчика 2 потока возбуждения соединены с входами сумматора 3, выход которого через выпрямитель 4 соединен с одним из входов сумматора 5, второй вход которого соединен с выходом блока 6 задания возбуждения, выходы сумматора 5 и блока задания 8 соединены с входами блока 7 выбора большего сигнала, выходы датчика 2 потока и блока 7 соединены с входами регулятора 9 возбуждения, выход которого через возбудитель 10 соединен с обмоткой 11 возбуждения, вход блока 12 ограничения соединен с выходом блока 7 выбора большего сигнала, а вход блока 12 — с третьим входом сумматора 5.
При наличии контура выравнивания нагрузки блок 6 задания возбуждения может состоять (фиг.2) из задатчика 13 сигнала узла 14 сравнения и пропорционально-интегрального регулятора 15 выравнивания нагрузки, на вход которого поступает разность токов якорей с узла 14 сравнения.
Сигналы задатчика 13 и регулятора 15 суммируются на сумматоре 16, выход которого является выходом узла 6.
Блок 12 ограничения может содержать (фиг.3) задатчик 17, узел 18 сравнения, интегратор 19 и выпрямитель 20. Входной сигнал узла 12 сравнивается в узле 18 сравнения с выходным сигналом задатчика 17 и полученная разность через интегратор 19 и выпрямитель 20 поступает на выход узла 12.
При достижении сигналом на входе блока 12 величины, установленной задатчиком
17, сигнал на выходе узла 18 становится отрицательным и выходной сигнал интегратора 19 начинает уменьшаться. Выпрямитель 20 открывается и на выходе блока 12 появляется сигнал, поступающий на вход сумматора 5, выходной сигнал которого уменьшается. Установившееся состояние в режиме ограничения тока возбуждения соответствует равенству напряжений на входе блока 12 и задатчика 17.
Система работает следующим образом.
При скорости двигателя ниже основной сигнал датчика 1 ЭДС (фиг.1) меньше сигнала датчика 2 потока (тока) возбуждения. Сигнал на выходе сумматора 3, равный разности выходных сигналов датчиков 2 и 1, является положительным и не проходит че5
15 рез выпрямитель 4
На входы регулятора 9 возбуждения в этом случае поступают сигнал задания потока возбуждения с выхода блока 6 через блок
7 выбора большего сигнала и сигнал обратной связи с выхода датчика 2. Регулятор 9 возбуждения, воздействуя через возбудитель 10 на обмотку 11 возбуждения, поддерживает номинальный поток (ток) возбуждения, 20
В зоне выше основной скорости двигателя сигнал Ua датчика 1 ЭДС становится больше сигнала 0ф датчика 2 потока и на выходе сумматора 3 сигнал становится отрицательным. Этот отрицательный сигнал
0ф — Ua на сумматоре 5 суммируется с положительным сигналом задания 0»д, поступающим с блока 6 задания потока возбуждения. B результате этого сигнал задания потока возбуждения, поступающий на первый вход регулятора 9 возбуждения, уменьшается, что приводит к ослаблению поля. При этом на первом входе регулятора
9 сигнал равен:Ы»д = Оф — Ua, а на второй вход поступает сигнал обратной связи Оф.
Таким образом, регулятор 9 возбуждения переводится в ражим регулирования ЭДС, т,е. поддержания Ua = U»„. При уменьшении сигнала на выходе сумматора 5 до величины, меньшей величины сигнала на
40 выходе блока 8, на первый вход регулятора
9 возбуждения через блок 7 большего сигнала поступает сигнал задания минимального потока возбуждения: Регулятор 9, воздействуя на возбудитель 10, поддерживает мини45 мальное значение потока (тока) возбуждения.
Пока задание тока возбуждения меньше максимально допустимого уровня, установленного в блоке 12 ограничения, 50
55 сигнал на выходе блока 12 отсутствует;
При достижении сигналом задания тока возбуждения (выход блока 7) максимальнОro значения на выходе блока 12 появляется сигнал, и напряжение на выходе сумматора
1718358
5 и блока 7 ограничивается на постоянном уровне, Формула изобретения
Система управления возбуждением двигателя постоянного тока по авт.св, hL
1617604, отличающаяся тем, что, с
5 целью повышения надежности управления, дополнительно введен блок ограничения, вход которого соединен с выходом блока выбора большегосигнала, а выход — с третьим входом второго сумматора.
Таким образом, введение в систему блока ограничения позволяет повысить надежность управления путем ограничения максимального тока возбуждения.
8 люра
gluz Г
Составитель М.Кряхтунова
Техред М.Моргентал Корректор М.Шароши
Редактор Н.Химчук
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 889 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5