Способ тушения очага пожара в салоне летящего самолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к пожаротушению и позволяет повысить эффективность тушения пожаров, возникших в салонах летательных аппаратов. В салоне летящего самолета распыляют ргнетушащие вещества, после распыления огнетушащего вещества изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 А 62 С 2/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4726849/12 (22) 05.07.89 (46) 23.03.92. Бюл, ¹ 11 (75) В,Д,Яблочкин (53) 628.74(088.8) (56) Баратов А.Н„Вогман Л,П. Огнетушащие порошковые составы. — M.: Стройиздат, 1982.

Изобретение относится к области пожаротушения и может быть преимущественно использовано в гражданской авиации, Известен способ тушения пожара в самолете с помощью бромированного трифторугле рода Талон-.1 30".

Недостаток способа заключается в его малой эффективности при низких концентрациях в воздухе, что обусловлено разбавлением онетушащего агента воздухом за счет конвективных потоков, а при высоких концентрациях возникает опасность токсического воздействия на живой организм, в том числе на экипаж, что оказывает влияние на безопасность полета.

Известен способ тушения пожара порошковыми огнетушащими средствами на основе бикарбоната натрия, Однако порошковые огнетушащие средства в условиях земной гравитации не обеспечивают эффективной защиты от пламени предметов сложной кОнфигурации и вертикальных стен. Кроме того, углекислый газ, являющийся огнетушащим.агентом, выделяется бикарбонатными солями только при высокой температуре, вследствие чего

„„5U ÄÄ 1720655 А1 (54) СПОСОБ ТУШЕНИЯ ОЧАГА ПОЖАРА В

САЛОНЕ ЛЕТЯЩЕГО САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к пожаротушению и позволяет повысить эффективность тушения пожаров, возникших в салонах летательных аппаратов. В салоне летящего самолета распыляют огнетушащие вещества, после распыления огнетушащего вещества изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит

СаАБА. они более эффективны в условиях развитого . З пожара. При наличии конвективных потоков происходит разбавление углекислого газа воздухом, что приводит к снижению эффекта от примененного огнетушащего средства.

Ъ;

Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения.

Указанная цель достигается благодаря тому, что после распыления огнетушащего средства изменяют траекторию полета самолета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.

Сущность способа заключается в следующем.

Известно, что горение неметаллических . материалов включает стадию их газификации и последующего воспламенения газообразных продуктов, смешанных с воздухом, при действии тепла или пламенного источника поджигания. Молекулярное сито

СаАБА обладает способностью интенсивно поглощать кислород воздуха и летучие органические вещества, что приводит к снижению концентрации окислителя и горючих

1720655

Составитель B. Яблочкин

Редактор О. Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор О. ципле

Заказ 907 Тираж Подписное, ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 газов в зоне горения, причем это происходит на границе раздела твердой и газообразной фаз, что перекрывает пути снабжения очага пожара горючим и окислителем. В условиях земной гравитации часть продуктов газификации пробивает слой цеолита на поверхности материала и пламя возникает над цеолитом. Для того, чтобы устранить это явление, надо создать газовую дисперсию порошка цеолита в зоне горения. В условиях земной гравитации это условие трудновыполнимо., При изменении траектории полета самолета с горизонтально-линейной на параболическую в салоне самолета создается кратковременная микрогравитация и, если отключена принудительная вентиляция, снижаются до нуля конвективные потоки, обуславливающие приток окислителя в зону горения материала. В невесомости из дисперсного материала создается облако., в данном случае облако пожаротушащего агента, одновременно в условиях микрогравитации изменяется характер горения материала. Пламя прижимается к горящей поверхности и, лишенное притока окислителя-кислорода, ослабевает или даже затухает, т.е. в условиях микрогравитации сама невесомость выполняет роль огнетушащего агента. После возвращения самолета на исходную траекторию полета порошок огнегасящего средства прижимается к полу салона гравитационными силами, откуда может быть удален механическим путем. Рассыпанный на горящей поверхности цеолит сохраняет сорбционные свойства в течение нескольких суток, однако пик адсорбционной активности приходится на первые 10 — 15 мин, и именно в это время целесообразно изменять траекторию полета самолета. При использовании тушащего порошка в количестве 200-250 r на 1 м горящей поверхности время тушения очага-пожара обычно не превышает 6090 с при условии микрогравитации; продолжительность которой за один маневр с изменением траектории полета самолета с линейной на параболическую составляет около 90 с, при этом оно в 10 раз меньше времеии тушения очага пожара известными способами в условиях гравитации, Бикарбонат натрия в условиях невесомости, имея минимальный контакт с нагретой поверхно5 стью, в полном обьеме не проявляет своего огнегасящего действия, цеолит СаАБА s этих-условиях наиболее эффективен. Цеолит

СаАБА нетоксичен для человека, не вызывает аллергии или раздражения кожи и слизи10 стых поверхностей тела.

П р и м.е р, В результате короткого замыкания в системе подогрева пищи воспламеняется электропроводка и от нее окружающие неметаллические конструкци15 онные материалы. Бортпроводница отключает электропитание и принудительную вентиляцию, рассыпает из гермоемкости, например из полиэтилентерефталатного пакета, порошок цеолита СаАБА зернением

20 0,1 — 0,5 мм из расчета 200 — 250 r на 1 м горящей поверхности и сообщает командиру корабля о происшествии и необходимости изменения траектории полета. После фиксации экипажа и пассажиров к креслам

25 ремнями безопасности командир корабля меняет траекторию полета с горизонтальной на параболическую. После возвращения самолета на исходную траекторию полета бортпроводница включает вентиляцию и с

30 помощью пылесоса убирает порошок цеолита.

Изобретение обеспечивает сокращение затрат времени на тушение очага пожара более чем в 10 раз и повышение безопасно35 сти полетов на самолетах гра>кданской авиации.

Формула изобретения

Способ тушения очага пожара в салоне

40 летящего самолета, заключающийся в распылении в салоне самолета огнетушащего вещества, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения, после распыления огнетушащего

45 средства изменяют траекторию полета с i оризонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаЛБА.