Захват съемника для выпрессовки радиальных шарикоподшипников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к инструменту для разборочно-сборочных работ. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем изменения профиля зацепа. Зацеп в рабочем положении поверхностями 1 и 2 контактирует с беговыми дорожками внешней и внутренней обойм подшипника, торец 7 - с сепаратором , при этом головка заклепки заходит в углубление 12, центрируя зацеп. Зацеп вначале контактирует с двумя выпуклостями сепаратора , а затем при повороте захвата скользит по этим выпуклостям, перемещаясь в углубление между кольцами по винтовой линии, и садится на выступ головки заклепки. 2 ил.

1720851 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 25 В 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4600982/28 (22) 01.10;88 (46) 23.03.92. Бюл. М 11

«4

О

12

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (71) Гомельский политехнический институт (72) О.И.Палий, . А;И.Россол, В.П.Петровский и В.А.Люцко (53) 629.113.004;67.002.5(088.8) (56) Автомобильный транспорт, : 1979. с. 42-43.

Авторское свидетельство СССР

М 973340, кл. В 25 В 27/02, 1982. (54) ЗАХВАТ СЪЕМНИКА ДЛЯ ВЫПРЕССОВКИ РАДИАЛЬНЫХШАРИКОПОДШИПНИКОВ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к инструменту для разборочно-сборочных работ. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем изменения профиля зацепа, Зацеп в рабочем положении поверхностями 1 и 2 контактирует с беговыми дорожками внешней и внутренней обойм подшипника, торец 7 — с сепаратором, при этом головка заклепки заходит в углубление 12, центрируя зацеп. Зацеп вначале контактирует с двумя выпуклостями сепаратора, а затем при йовороте захвата скользит по этим выпуклостям, перемещаясь в углубление между кольцами по винтовой линии, и садится на выступ головки заклепки. 2 ил.

1720851

5 10

Изобретение относится к устройствам для ремонта машин и механизмов, а именно для демонтажа радиальных шарикоподшипников открытого типа в случаях. когда подшипник посажен в гнездо корпуса и вместе с тем напрессован на вал.

Известен захват сьемника для выпрессовки радиальных шарикоподшипников от" крытого типа, выполненный в форме стержня, имеющего возможность поворота при зацеплении подшипника относительно собственной оси и снаб>кенного шипом, выполненным в форме расположенного на конце стержня и симметричного относительно оси стержня "пятака", Недостатком указанного захвата является невозможность его применения в случаях, когда сепаратор сн имаемого подшипника не разрушен, так как сепаратор не позволяет беспрепятственно ввести

"пятак" между обоймами подшипника.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является захват, выполненный в виде стержня с шаровым зацепом на конце.

Недостатком такого захвата является его относительно низкая прочность и надежность зацепления, неудобство при заправке,, особенно при работе с подшипниками, имеющими сепаратор, Такая конструкция требует наличия больших зазоров при его заправке, что ведет к малым размерам шарового зацепа и к малой площади соприкосновения поверхностей шипа с поверхностями колец подшипника и снижает прочность и надежность известного захвата, т.е, его эксплуатационные характеристики, Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в захвате сьемника для выпрессовки радиальных шарикоподшипников, содержащем направляющую, закрепленный на ней ша.ровой зацеп с плоским торцом и углублением в. центре последнего и грани, образованные двумя параллельными друг другу и оси направляющей плоскостями, на шаровой поверхности зацепа выполнены две дополнительные грани, образованные плоскостями, параллельными одна другой, и пересекающиеся с гранями зацепа, а со стороны торцовой поверхности зацепа на противоположных гранях выполнены две лыски.

Благодаря наличию на зацепе частей шаровой поверхности происходит надежный контакт по беговым дорожкам зацепа с подшипником. При этом радиус шара соответствует половине диаметра шарика подшипника, что увеличивает площадь контакта зацепа с кольцами подшипника, Остальные элементы зацепа образованы плоскостями (гранями) и линиями их взаимного пересечения (ребрами), Дополнительные грани образованы параллельными плоскостями, расположенными на расстоянии, не превышающем кратчайшего расстояния между кольцами подшипника. Это обеспечивает свободный вход зацепа между кольцами до его контакта с сепаратором.

Две лыски, выполненные на противополо>кных гранях со стороны торцевой поверхности зацепа, имеют. общие линии пересечения с торцовой и шаровой поверхностями. Образуются два участка зеркально расположенной кривой линии, являющейся линией пересечения плоскостей лысок с шаровой поверхностью, Эти кривые линии контактируют со сферическими участками сепаратора при повороте захвата в процессе его перевода из исходного в рабочее положение и обеспечивают свободный ввод зацепа между кольцами подшипника до зацепления его за впадины беговых дорожек.

Лыски выполнены под углом к продольной оси захвата, близким к 45 . При расчете формы зацепа исходят из рассмотрения ромбической призмы с параллельными гранями, расположенными на расстоянии (0,90,95)(D-d), При этом острый угол между соседними гранями зацепа определяется из эмпирической зависимости где D — внутренний диаметр внешней обоймы подшипника;

d — наружный диаметр внутренней обоймы подшипника;

z — число шариков в одном ряду, Такая форма зацепа обеспечивает удобный и надежный захват снимаемого подшипника при приложении минимального усилия, что улучшает эксплуатационные характеристики. Захват подшипника осуществляется одновременно за оба кольца, зацеп своей шаровой поверхностью контактирует с беговыми дорожками колец, нагрузка прикладывается без ударов, постоянно возрастающая, шарики и сепаратор в процессе выпрессовки подшипника нагрузку не воспринимают и не передают. Это гарантирует демонтаж подшипника без повреждений.

Форма шипа (зацепа) повторяет форму ограниченного пространства, образованного кольцами и выпуклостями сепаратора, Захват при наличии повышенной прочности

1720851 на срез и смятие с минимальными зазорами позволяет легко реализовать процесс заправ- ки зацепа не только вручную, но и механически.

На фиг. 1 изображен зацеп захвата три проекции и гориэЬнтальный разрез; на фиг, 5

2 — то же, рабочее положение.

Захват с зацепом содержит элементы 1 и 2 шаровой поверхности, попарно параллельные грани 3 и 4 и дополнительные грани

5 и 6, плоский торец 7, перпендикулярный 10 продольной оси 8, направляющую 9. Со стороны торцовой поверхности на противоположных гранях 3 и 4 выполнены две лыски

10 и 11. На торце 7 выполнено углубление

12, ось которого совпадает с продольной 15 осью 8 захвата. Зацеп закреплен на направляющей 9 шаровой поверхностью, Захват работает следующим образом, Захваты, установленные в сьемнике, 20 перемещаясь в осевом направлении с одновременным поворотом вокруг собственной оси, занимают рабочее положение. при ко- тором зацепы располагаются в промежутке, между двумя шариками, внешней и внут- 25 ренней обоймами снимаемого подшипника.

Зацеп в рабочем положении поверхностями

1 и 2 контактирует с беговыми дорожками внешней 13 и внутренней 14 обойм подшипника, торец 7 — с сепаратором 15, при этом 30 головка заклепки 16 заходит в углубление 12, центрируя зацеп, В процессе заправки зацеп вначале контактирует с двумя выпуклостями сепаратора, а затем, при повороте захвата, скользит по этим выпуклостям, перемещаясь в углубление между кольцами по винтовой линии. и садится на выступ головки заклепки, Для заправки зацепов и их разобщения с подшипником требуется минимальное усилие, форма зацепа обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик.

Формула изобретения

Захват сьемника для выпрессовки радиальных шарикопбдшипников, содержащий направляющую, закрепленный на ней шаровой зацеп с плоским торцом и углублением. в центре последнего и гранями, образованными двумя параллельными одна другой и оси направляющей плоскостями, а зацеп закреплен на направляющей шаровой поверхностью, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, на шаровой поверхности зацепа выполнены две дополнительные грани, образованные плоскостями, параллельными одна другой, и пересекающиеся с гранями зацепа, со стороны торцовой поверхности зацепа на противоположных гранях выполнены две лыски.

1720851

42

4 (0

Составитель А,Россол

Редактор И.Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор И.Муска

Заказ 917 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35„Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101