Трансмиссия транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - расшин рение кинематического диапазона при снижении массы и повышении надежности и ремонтопригодности трансмиссии. Трансмиссия состоит из механического или гидрообъемного привода 1 и ведущего моста 2, содержащего коробку передач 4, двухступенчатый входной редуктор 5 с тремя валами и шестернями, бортовые редукторы 7 и 8, полуоси 10 и 11. Выходной и средний валы входного редуктора расположены соосно с двумя кинематически связанными между собой валами коробки передач. Ведущий, средний и выходной валы входного редуктора коробки передач равноудалены один относительно другого. Шестерни входного редуктора и шестерни постоянного зацепления коробки передач выполнены в виде набора одинаковых по конструкции взаимозаменяемых модулей. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4

ЬЭ

О

О

О (21) 4825907/11 (22) 11.05.90 (46) 23.03.92. Бюл. N -11 (71) Головное специализированное конструкторское бюро по комплексам машин для двухфазной уборки зерновых, риса, семенников трав и других культур и стационарного обмолота (72) B. М. Фрид, П. С. Ошетер и Ю. Н. Ярма.шев (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1318439, кл. В 60 К 17/08, 1987. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — расши„, Ы„, 1720901 А1 рение кинематического диапазона при снижении массы и повышении надежности и ремонтопригодности трансмиссии. Трансмиссия состоит из механического или гидрообьемного привода 1 и ведущего моста 2, содержащего коробку передач 4, двухступенчатый входной редуктор 5 с тремя валами и шестернями, бортовые редукторы 7 и

8, полуоси 10 и 11. Выходной и средний валы входного редуктора расположены соосно с двумя кинематически связанными между собой валами коробки передач. Ведущий, средний и выходной валы входного редуктора коробки передач равноудалены один относительно другого. Шестерни входного редуктора и шестерни постоянного зацепления коробки передач выполнены в виде набора одинаковых по конструкции взаимозаменяемых модулей. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

1720901

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин.

Цель изобретения — расширение кинематического диапазона при снижении массы и обеспечении надежности и ремонтопригодности.

На фиг. 1 приведена схема предлагаемой трансмиссии; на фиг. 2 — схема одноступенчатого входного редуктора; на фиг. 3-4— схемы двухступенчатого входного редуктора; на фиг, 5 — видА на фиг.4.

Трансмиссия состоит из механического

1 или гидрообъемного привода (не показан), ведущего моста 2, включающего балку 3 (фиг. 1), коробку 4 передач с дополнительным входным редуктором 5 и муфтой 6 сцепления, бортовые редукторы 7 и 8 с тормозами 9, полуосей 10 и 11 с соединительнымии муфтами 12 и приводного вала 13.

Для расширения кинематического диапазона и возможности перераспределения передаточного отношения между коробкой передач и бортовыми редукторами в зависимости от. требований машин разных весовых классов вводится двухступенчатый входной редуктор, средний 14 и нижний (верхний) 15 валы которого располагаются соосно соответственно со средним 16 и нижним (верхним) 17 валами коробки передач.

Привод коробки передач может осуществляться как от среднего вала 14 редуктора (в этом случае входной редуктор одноступенчатый), так и от нижнего (верхнего) вала 15. Первичный вал коробки 16,17 и выходной вал 14,15 редуктора, имеющие элементы взаимного соединения, устанавливаются в соответствующие средние или нижние (верхние) отверстия корпусов коробки и редуктора.

На валах входного редуктора установлены шестерни 18-21 или 22 и 23 в виде сменных модулей, взаимозаменяемых с шестернями 24-27 постоянного зацепления,позволяющие заменой их корректировать передаточные отношения коробки.

При одноступенчатом варианте входного редуктора (фиг. 2) в нижнее (верхнее) отверстие 28 корпуса редуктора вал не устанавливается. Этот вариант предназначен для ведущего моста тяжелых машин с большим передаточным отношением бортовых редукторов 7 и 8.

Трансмиссия работает следующим образом.

От приводного вала 13 и муфты 6 сцепления через шестерни 22 и 23 редуктора 5 вращение передается на первичный вал 16 коробки передач. Далее в зависимости от включенной передачи через пару шестерен

45 2 и 3) изменения направления вращения, например редуктор двухступенчатый (фиг, 50

24 и 25или26и27 — на дифференциал 29 и полуоси 10 и 11 и ведущий вал 30 бортового редуктора. Далее вращение передается на ось колеса 31 через две ступени бортового редуктора 7: цилиндрическую пару шестерен 32 и 33 и планетарную передачу 34.

В двухступенчатом варианте входного редуктора (фиг.3) обеспечиваются наибольшие передаточные отношения коробки, так как включены по сравнению с вариантом тяжелых классов мостов (фиг. 2), две дополнительные пары шестерен: одна вредукторе19 и 21 (фиг. 3) и другая непосредственно в коробке за счет привода нижнего (верхнего)

17, а не среднего 16 (фиг. 2) вала. Эти дополнительные пары увеличивают по сравнению с тяжелым классом общее передаточное отношение коробки передач порядка в 6,25 раза, что позволяет уменьшить передаточное отношение бортовых редукторов, т.е. получить их с малыми габаритами и массой, например одноступенчатый и, таким образом, вписать их в ведущие колеса машин легких весовых классов, а также обеспечить оптимальную частоту вращения приводного вала с целью получения легкого и надежного механического привода или подбора наиболее скоростных и легких машин гидрообъемного привода, Для машин средних (промежуточных) весовых классов предусмотрены классы ведущих мостов (фиг. 4), у которых по сравнению с легким классом (фиг. 3) в различной степени увеличены передаточные отношения бортовых редукторов. Для компенсации этого изменения соответственно уменьшены передаточные отношения коробки путем замены или перестановки шестерен 18-21 постоянного зацепления входного редуктора, а также одинаковых с ним шестерен, установленных внутри корпуса коробки передач.

Когда бортовой редуктор требует . по сравнению с бортовыми редукторами (фиг.

4), предусмотрена компенсация изменения направления вращения путем передачи движения во входном редукторе непосредственно от ведущего вала 35 на нижний (верхний) вал 36, минуя средний вал, который в отверстие 37 не устанавливается.

Для осуществления такой передачи с использованием унифицированных валов и набора шестерен постоянного зацепления в корпусе входного редуктора отверстие приводного вала 38 (фиг. 5) расположено на одинаковом расстоянии а от нижнего (верхнего) 40 и среднего 39 валов. Это расстояние а по условиям соосности валов коробки

1720901 передач и ее входного редуктора равно межцентровому расстоянию среднего и нижнего (верхнего) валов коробки передач.

Предлагаемая конструкция значительно расширяет диапазон передаточных отношений трансмиссии за счет введения на существующих валах дополнительных модулей взаимозаменяемых пар шестерен постоянного зацепления и изменения их набора в коробке передач и ее входном редукторе, что позволяет расширить возмож-. ности удовлетворения требований каждой машины; распространить унифицированный ведущий мост на широкий ряд весовых классов различных самоходных машин, изменяя переда;-очное отношение бортовых редукторов при унификации коробки передач полуосей, тормозов и ведущего вала-шестерни бортовых редукторов; повысить надежность работы и снизить массу, механического или гидрообъемного привода от двигателя до ведущего моста за счет оптимизации его с ооостного режима.

Формула изобретения

1. Трансмиссия транспортного средства, преимущественно для самоходных сельскохозяйственных машин, состоящая из механического или гидрообъемного привода и ведущего моста, содержащего коробку передач, включающую корпус, дифференциал с закрепленными Hà нем ш".стернями, три кинематически связанных между собой вала с шестернями постоянного зацепления и подвижными шестернями, двухступенчатый входной редуктор с тремя валами и ше5 стернями, причем ведущий -вал снабжен хвостовиком для механического или гидрообъемного привода, а ведомый - для соединения с первичным валом коробки передач, бортовые редукторы, полуоси и-балку, о т л и10 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при снижении массы и повышении надежности и ремонтппригодности, ведомый и средний валы входного редуктора расположены соосно с

15 двумя кинематически связанными между собой валами коробки передач.

2. Трансмиссия по и, 1; о тл и ч а ю щ ая с я тем, что ведущий, средний и выходной валы входного редуктора коробки передач

20 равноудалены один относительно другого.

3. Трансмиссия по и. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем. что шестерни входного редуктора коробки передач выполнены в виде набора одинаковых по конструкции взаимозаменя25 емых модулей.

4. Трансмиссия по и, 1, о тл и ча ю щая с я тем, что шестерни входного редуктора и шестерни постоянного зацепления коробки передач выполнены в виде набора одина30 ковых по конструкции взаимозаменяемых модулей.

1720901

1720901

Вид A

Фиг.5

40

50

Составитель B. Фрид

Техред М. Моргентал

Редактор М. Бланар

Корректор М. Демчик

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5