Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения , в частности к механизму отбора мощности сельскохозяйственных тракторов . Изобретение позволяет повысить надежность включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшить габариты механизма привода вала отбора мощности. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора имеет установленные в корпусе ведущий и ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам шлицами для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными в средней части, зубчатую муф
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
s В 60 К 17/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4811630/11 (22) 09.04.90 (46) 23,03.92. Бюл. hL 11 (71) Производственное объединение "Липецкий тракторный завод им. ХХ!П съезда
КПСС" (72) К. Н. Виноградов, С.А. Черных и А. Г. Каплун (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
ЬЬ 1511160, кл. В 60 К 17/28, 1988. (54) МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО
ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ
ТРАКТОРА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизму отбора
„„Ж „„1720904 А1 мощности сельскохозяйственных тракторов. Изобретение позволяет повысить надежность включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшить габариты механизма привода вала отбора мощности. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора имеет установленные в корпусе ведущий и ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам шлицами для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными в средней части, зубчатую муф1720904 ту переключения скоростных режимов, подвижные фиксаторы 18, установленные в поперечных отверстиях ведомого вала, Фиксаторы расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси ведомого вала, и выполнены из взаимно подпружиненных двух частей 29 и 30, Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов.
Цель изобретения — повышение надежности безошибочного включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшения габаритов механизма вала отбора мощности.
На фиг. 1 показан механизм двухскоростного привода вала отбора мощности (ROM), общий вид, при наладке на скорость вращения 540 об/мин; на фиг, 2 — то же, при наладке на скорость вращения 1000 об/мин; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 4-6- позиции включения зубчатой муфты; на фиг. 7, 8 — переставной комбинированный хвостовик.
Механизм содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на подшипниках в корпусе 3 редуктора. Ка валах 1 и 2 размещены шестерни 4-7, находящиеся попарно друг с другом в постоянном зацеплении. Шестерни 6 и 7 установлены на ведомом валу 2 на подшипниках 8 и 9 качения и оснащены зубчатыми венцами 10 и 11.
Ведомый вал 2 выполнен полым и оснащен наружным зубчатым венцом 12, с помощью которого он посредством зубчатой муфты 13 соединяется в зависимости от необходимого числа оборотов ВОМ с зубчатыми венцами 10 и 11 шестерен 6 и 7.
На внутренней поверхности ведомого вала 2 выполнены канавка с упорным кольцом 14 и приводные шлицы 15, посредством которых ведомый вал 2 соединяется с переставным комбинированным хвостовиком
16, оснащенным в его средней части приводными шлицами 17 с упорными торцами
18 и 19.
Профиль шлицев 15 ведомого вала 2 соответствует профилю шлицев 7 хвостовика 16. Концы 20 и 21 переставного комбинированного хвостовика 16 оснащены шлицами 22 и 23 разного профиля и предназначены для соединения с сельскохозяйственными машинами, требующими для их
45 установленных так, что одни их части упираются в поверхности наружного диаметра приводных шлиц переставного комбинированного хвостовика, а другие в поверхности дна продольных пазов на внутренней зубчатой поверхности муфты переключения.
8 ил. привода разных оборотов ВОМ (540 и 1000 об/мин).
На приводных шлицах 17 хвостовика 16 выполнены лунки 24 и 25, размещающиеся на двух диаметрально противоположно расположенных шлицах.
В ведомом валу 2 в плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через лунки 25, выполнены четыре взаимно перпендикулярных отверстия 26 и 27, в которых размещены четыре фиксатора 28, каждый из которых состоит из двух частей— внутреннего стакана 29, внешнего. стакана
30 и пружины 31. Внешние стаканы 30 фиксаторов взаимодействуют с пазами 32, 33, выполненными на внутренней поверхности муфты 13 таким образом, что паз 32 и диаметрально противостоящий ему прорезан с одного торца муфты 13, а паз 33 и соответствующий ему диаметрально противостоящий — с другого торца муфты 13, причем суммарная длина I обеих частей фиксаторов равна полуразности расстояния L между противолежащими поверхностями продольных пазов и величиной наружного диаметра
d приводных шлиц переставного хвостовика
). — d ! —
Взаимодействие зубчатой муфты и фиксаторов показано на фиг. 4-6 где позиция I — нейтраль, позиция I I — промежуточное положение, позиция III — зубчатая муфта включена влево. Хвостовик 16 зафиксирован внутри ведомого вала 3 посредством втулки
34, имеющей радиальные выступы 35, и разрезного стопорного кольца 36.
Для того, чтобы- лунки 24 и 25 всегда располагались против соответствующих стаканов фиксаторов 28 и внутренних блицов
15 вала 2, один шлиц 37 (фиг. 3) выполнен увеличенной ширины, а у соответствующих шлицев 17 вала 16 одна впадина 38 соответственно уширена, что позволяет устанавливать вал 16 внутрь вала 2 только в одном определенном положении. Если вал 16 повернуть другим концом и вновь вставить внутрь вала 2, то лунки 24 и 25 окажутся по
1720904
15
25
40
55 другую сторону относительно уширенной впадины и будут взаимодействовать с другой парой фиксаторов (фиг. 4).
Механизм двухскоростного привода
ВОМ работает следующим образом.
При работе ВОМ на режиме, когда скорость вращения хвостовика равна 540 об/мин (фиг. 1), переставной комбинированный хвостовик 16 концом 21 вставляет внутрь полного ведомого вала 2 до соприкосновения упорного торца 19 с кольцом 14.
При этом наружная поверхность шлиц 17 перемещает находящиеся против них внутренние стаканы 29 фиксаторов до соприкосновения с наружными стаканами 30.
Благодаря наличию пазов 32 зубчатая муфта может быть сдвинута для включения только в сторону зучатого венца 10, соединенного с шестерней 6, имеющей скорость вращения 540 об/мин. Вторая пара фиксаторов, расположенных против лунок 25, препятствует такому включению, так как между внутренними стаканами 29 и наружными стаканами 30 имеется зазор и при перемещении муфты 13 в сторону венца 10 наружные стаканы фиксаторов, сжимая пружины
31, пропустят муфту 13, а после полного включения зафиксируют ее случайного самовыключения. Мощность от двигателя будет передаваться через ведущий вал 1, шестерни 4 и 6, зубчатые венцы 10 и 12, соединенные муфтой 13, к ведомому валу 2, а следовательно к хвостовику 16 и далее к приводному в. действие механизму или машине.
При необходимости перевода ВОМ на скорость вращения 1000 об/мин (фиг. 2) проводят следующие операции по переналадке.
Зубчатую муфту 13 выводят из зацепления с зубчатым венцом 10 шестерни 6 в нейтральное положение. Затем, демонтировав стопорное кольцо 36, вынимают переставной комбинированный хвостовик 16 из полого ведомого вала 2 и, повернув его на
180, вставляют внутрь этого вала концом 20 до соприкосновения упорного торца 18 с кольцом 14 и стопорят хвостовик пружинным концом 36. При этом лунка 24 совместится с той парой фиксаторов, у которых отсутствовал зазор между внутренними стаканами 29 и внешними стаканами 30 и, наоборот, будет выбран этот зазор у другой пары фиксаторов, контактирующей с пазами 33, которые открыты в противоположную сторону по отношению к пазам 32.
В результате появляется возможность включения зубчатой муфты 13 с зубчатым венцом 11, связанным с шестерней 7, имеющей скорость вращения 1000 об/мин.
Мощность от двигателя будет передаваться через ведущий вал 1, шестерни 5 и 7, зубчатые венцы 11 и 12, соединенные муфтой 13, к ведомому валу 2, следовательно, к хвостовику 16 и далее приводимому в действие механизму или машине.
Формула изобретения
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий установленные в корпусе ведущий и снабженный внутренними шлицами ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик, оснащенный по концам шлицами с одного конца эвольвентного профиля, а с другого конца— прямобочного профиля для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными шлицами в средней части, зубчатую муфту переключения скоростных режимов с продольными пазами на внутренней зубчатой поверхности, выполненными диаметрально противоположно по два паза со стороны каждого ее торца. и подвижные фиксаторы, установленные в поперечных отверстиях ведомого вала, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности безошибочного включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшения габаритов механизма вала отбора мощности, фиксаторы расположены в одной плоскости, перпендикулярной к оси ведомого вала, и выполнены из взаимно подпружиненных двух частей, установленных в отверстиях ведомого вала так, что одни их части упираются в поверхности наружного диаметра приводных шлиц переставного комбинированного хвостовика, а другие части — в поверхности дна продольных пазов на внутренней зубчатой поверхности муфты переключения, причем суммарная длина обеих частей фиксаторов равна полуразности расстояния между противолежащими поверхностями продольных пазов и величиной наружного диаметра приводных шпиц переставного хвостовика, а на поверхности двух противолежащих приводных шлиц переставного хвостовика выполнены углубления для размещения концов фиксаторов, обеспечивающих возможность включения зубчатой муфты и фиксации ее во включенном и нейтральном положениях.
1720904
1720904
1720904
50
Составитель В. Яковлев
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М. Шароши
Редактор В, Данко
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 919 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5