Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонних лиц. Цель - повышение надежности. Устройство содержит датчик 1 вибрации, подключенный через усилитель 2 и формирователь 3 импульса к входу первого ждущего мультивибратора 4, выход которого через усилитель 5 подключен к звуковому сигнализатору 6. Реле 7 времени выходом подключено к управляющему входу ключевого элемента 8, другой вход которого связан с выходом датчика 1 вибрации. Выход второго ждущего мультивибратора 9 через усилитель 10 подключен к входу исполнительного реле 11, замыкающий контакт которого включен между объединенными входами обоих ждущих мультивибраторов и одним из полюсов источника питания. Устройство позволяет надежно сформировать сигнал тревоги при попытках нарушить целостность транспортного средства при малой вероятности запуска устройства от помех в его входных цепях. 1 ил. & Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 В 60 R 25/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

О

О

О

О (21) 4789900/11 (22) 07.02.90 (46) 23.03.92. Бюл. М 11 (71) Опытно-конструкторское бюро "Параметр" (72) Ю. И. Коверга, В. Л. Болотов и И. В. Степанский (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1373606, кл. В 60 R 25/10, 1988.

Авторское свидетельство СССР

М 823194, кл. В 60 R 25/10, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонних лиц. Цель — повышение надежности. Устройство содержит датчик 1 вибрации, подключенный через усилитель 2 и формирователь 3 импульса к входу первого ждущего мультивибратора 4, выход которого через усилитель 5 подключен к звуковому сигнализатору 6. Реле 7 времени выходом подключено к управляющему входу ключевого элемента 8, другой вход которого связан с выходом датчика 1 вибрации.

В ыход второго ждущего мул ьтивибратора

9 через усилитель 10 подключен к входу исполнительного реле 11, замыкающий контакт которого включен между объединенными входами обоих ждущих мультивибраторов и одним из полюсов источника питания. Устройство позволяет надежно сформировать сигнал тревоги при попытках нарушить целостность транспортного средства при малой вероятности запуска устройства от помех в его входных цепях. 1 ил.

1720909

10

50

Изобретение относится к устройствам противоугонной сигнализации для транспортного средства и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонних лиц.

Известно противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее вибродатчик, состоящий из контактов, один из которых установлен на плоской пружине с грузом на свободном конце, подключенный к блоку формирования тревожного сигнала, выполненного на электронном таймере, коммутаторе и исполнительном элементе, и элемент индикации состояния контактов вибродатчика, оно снабжено элементом индикации состояния контактов вибродатчика, выполненным на светодиоде и подключенным параллельно входу блока формирования тревожного сигнала, а другой контакт вибродатчика выполнен на дополнительной пружине, один конец которой закреплен неподвижно, а другой раздвоен, и одна часть которого взаимодействует с кулачком, изменяющим зазор между контактами вибродатчика.

Недостатком устройства является необходимость предварительной установки контактов вибродатчика в разомкнутое состояние, так как иначе устройство не перейдет в режим охраны транспортного средства.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства, содержащее датчик вибраций, формирователь импульсов, включающий в себя ждущий мультивибратор на транзисторах, к выходу которого подключен усилительный элемент, в цепь питания датчика вибрации включен резистор, причем формирователь импульсов снабжен цепочкой из соединенных последовательно конденсатора и диода, включенной между точкой соединения датчика вибрации с резистором и базой входного транзистора ждущего мультивибратора, и переключающим транзистором, эмиттер которого соединен с точкой соединения конденсатора и диода цепочки, коллектор — с коллектором входного транзистора ждущего мультивибратора, а база — с шиной питания.

Недостатком этого устройства является отсутствие блокировки срабатывания на время, необходимое для выхода водителя и закрытие дверей.

Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства, содержащее датчик вибрации, связанный с входом перваго ждущего мультивибратора, выход которого через усилитель мощности подключен к звуковому сигнализатору, и ключевой элемент, снабжено вторым ждущим мультивибратором, исполнительным реле и реле времени, выход которого подключен к управляющему входу ключевого элемента, другой вход которого связан с выходом датчика вибрации, при этом выход второго ждущего мультивибратора связан с входом исполнительного реле, замыкающий контакт которого включен объединенными входами обоих ждущих мультивибраторов и одним из полюсов источника питания.

На чертеже приведена функциональная схема устройства противоугонной сигнализации для транспортного средства.

Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства состоит из последовательно соединенных бесконтактного датчика 1 вибрации, электронного усилителя 2 амплитуды сигнала датчика вибрации, преобразователя 3 синусоидального напряжения в прямоугольные импульсы, первого ждущего мультивибратора 4, первого усилителя 5 мощности, в выходную цепь которого включен звуковой сигнализатор 6. Первый вход ключевого элемента 8 подключен к реле 7 времени, второй вход ключевого элемента 8 — к выходу электронного усилителя 2. В последовательную цепочку соединены второй ждущий мультивибратор 9, второй усилитель 10 мощности 10 и исполнительное реле 11 с замыкающимися контактами 12. Причем выход преобразователя 3 подключен к входу второго ждущего мультивибратора 9 и х замыкающимся контактам 12 исполнительного реле 11.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания реле 7 времени посредством ключевого элемента 8 закорачивает выход электронного усилителя 2 на общий провод. Это обеспечивает блокировку противоугонного устройства на время, необходимое для выхода водителя из автомобиля и успокоения датчика вибрации. В качестве датчика 1 вибраций использован микроамперметр М4206 с пределом измерения 50-0-50 мкА, установленный стрелкой вниз, причем на конце стрелки укреплен груз весом 0,5 г для увеличения инерционности стрелки. После успокоения колебаний кузова автомобиля, вызванных выходом soдителя, реле 7 времени разблокирует выход

1720909 электронного усилителя 2 и устройство переходит в режим охраны. При попытке постороннего лица открыть двери, снять какую-либо деталь с автомобиля в обмотке микроамперметра наводится ЭДС синусоидальной формы. Амплитуда сигнала на выходе датчика вибраций составляет 4-5 мВ, Этой амплитуды недостаточно для запуска ждущих мультивибраторов 4 и 9, собранных на микросхемах транзисторно-транзисторной логики (TTJl) серии КМ155. Логические уровни ТТЛ микросхем составляют: напряжение логического нуля не более 0,4 В; напряжение логической единицы не менее 2,4 В.

Для того, чтобы привести величину выходного сигнала датчика вибраций в соответствие с требованиями, предъявляемыми к входным сигналом ТТЛ микросхем, в устройство введены электронный усилитель 2 амплитуды и преобразователь 3. Усилитель

2 усиливает амплитуду синусоидального сигнала датчика вибраций, а преобразователь усиливает сигнал в логические уровни, соответствующие входным сигналам ТТЛ микросхем. Поскольку усилитель 2 имеет регулировку усиления с помощью резистора, то это позволяет в широких пределах регулировать чувствительность устройства. Импульсы с выхода преобразователя 3 запускают первый ждущий мультивибратор

4, на выходе которого формируется импульс калиброванной длительности. Первый усилитель 5 мощности усиливает калиброванный импульс до величины, достаточной для включения звукового сигнализатора 6 с подачей звукового сигнала. Длительность звучания сигнала тревоги равна длительности калиброванного импульса первого ждущего мультивибратора 4.

Поскольку при работе автомобильного сигнала вибрационного типа наводятся очень сильные помехи во входных цепях первого ждущего мультивибратора 4, то после окончания формирования импульса он не сможет выключиться, а будет перезапускаться помехой. Поэтому для устранения действия помехи были введены второй ждущий мультивибратор 9, второй усилитель 10 мощности и исполнительное реле 11 с замыкающимися контактами 12.

Эти дополнительно введенные элементы работают следующим образом.

При попытке нарушения целостности транспортного средства сигнал с датчика 1 вибраций усиливается усилителем 2 и через преобразователь 3 запускает одновременно оба ждущих мультивибратора 4 и 9. Поскольку длительность импульса ждущего мультивибратора 9 больше длительности импул ьса ждущего мул ьтивибратора 4, то по

5 усилителя 2 не может перезапустить ждущий мультивибратор 4 и вследствие этого

55 окончании формирования выходного импульса мультивибратором 4 его вход будет закорочен контактами 12 исполнительного реле 11. При этом сигнал помехи с выхода он выключится. Это приведет к выключению сигнала тревоги (звукового сигнализатора

6). После выключения звукового сигнала помеха на входах ждущих мультивибраторов исчезнет..При отсутствии помех на входе ждущий мультивибратор 9 выключится по окончании формирования выходного импульса. При этом обесточится исполнительное реле 11, которое разомкнет свои контакты 12, тем самым разблокировав входы обоих ждущих мультивибраторов. При повторных попытках нарушения целостности автомобиля процесс повторится в изложенном порядке. 8 момент окончания выходного импульса ждущего мультипликатора 4,а следовательно, выключения звукового сигнала входные цепи обоих ждущих мул ьтивибраторов будут заблокированы контактами 12 исполнительного реле 11.

Вследствие этого в отрезок времени от окончания импульса ждущего мультивибратора 4 до окончания импульса ждущего мультивибратора 9 устройство не будет воспринимать сигнала от датчика колебаний, но указанный отрезок времени сделан очень малым (от десятых долей секунды до одной секунды), и за указанный промежуток времени трудно будет найти устройство сигнализации и отключить его, т,е. сигнал тревоги будет подан вторично.

Учитывая указанные факторы, следует само устройство, а также его выключатель, устанавливать скрытно в потайных местах, чтобы затруднить его обнаружение злоумышленником.

Применение такого бесконтактного датчика вибрации устраняет необходимость предварительной установки датчика в нейтральное положение при стоянке автомобиля на неровной или наклонной площадке.

Технические преимущества позволят повысить целостность личного и государственного транспортных средств, предотвратить угон автомашин, вскрытие багажника, капота, а также снятия колес и других частей автомашины. Изобретение обеспечивает и такой моральный фактор, как спокойствие граждан за сохранность личного автотранспорта.

Формула изобретения

Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства, содержащее датчик вибрации, связанный с входом

1720909

15

30

40

Составитель Л. Зуевская

Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Редактор В. Данко

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 первого ждущего мультивибратора, выход которого через усилитель мощности подключен к звуковому си гнал изатору, и ключевой элемент, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вторым ждущим мультивибратором, исполнительным реле и реле времени, выход которого подключен к управляющему входу ключевого элемента, другой вход которого связан с выходом датчика вибрации, при этом выход второго ждущего мультивибратора связан с входом исполнительно5 го реле, замыкающий контакт которого включен между объединенными входами обоих ждущих мультивибраторов и одним из полюсов источника питания.