Насос для перекачивания пульпы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить экономичность и долговечность путем устранения перетоков пульпы между рабочим колесом 5 и бронедисками Б 2,3 при одновременном обеспечении смазки и охлаждения подшипника б протечкой перекачиваемой среды. В заднем Б 3 выполнены сквозные осевые капиллярные каналы 8, а сам Б 3 установлен с возможностью осевого перемещения, уплотнен относительно корпуса 1 по периферии и подпружинен в направлении рабочего колеса 5. Вал 4 выполнен с двумя участками различного диаметра , разделенными уступом 10. Участок большего диаметра пропущен сквозь задний Б 3, а участок меньшего диаметра размещен в подшипнике, контактирующем торцом вкладыша 7 с уступом 10.2 з,п.ф-лы, 1 ил. ё VI го W о ю

СОЮЗ СОБЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) ((!) (5()5 F 04 0 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

flO ИЗОБР ЕТЕ НИ ЯМ И ОТКР ЫТИ ЯМ

ПРИ Г! НТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

77 (21) 4631521/29 (22) 06,01.89 (46) 23.03.92. Бюл, N 11 (71) Западно-Сибирский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института нефтяной промышленности (72) Э.Л. Щербаков, В.Н. Брызгалов, В.А.Крат,.Э.П.Котов, В.Д.Пирог и Д,В.Плюснин (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 597780, кл. F 04 D 7/04, 1976.

Авторское свидетельство СССР

N. 723221, кл. F 04 0 7/04, 1978. (54) НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ПУЛЬObl (57) Изобретение позволяет повысить экономичность и долговечность путем устранения перетоков пульпы между рабочим колесом 5 и бронедисками Б 2,3 при одновременном обеспечении смазки и охлаждения подшипника 6 протечкой перекачиваемой среды. В заднем Б 3 выполнены сквозные осевые капиллярные каналы

8, а сам Б 3 установлен с воэможностью осевого перемещения, уплотнен относительно корпуса 1 по периферии и подпружинен в направлении рабочего колеса 5. Вал 4 выполнен с двумя участками различного диаметра, разделенными ycrynoM 10. Участок большего диаметра пропущен сквозь задний Б 3, а участок меньшего диаметра размещен в подшипнике, контактирующем торцом вкладыша 7 с уступом 10. 2 з.п.ф-лы, 1 ил, 4

Ф

1721302

Изобретение относится к насосостроению, а именно к насосам необъемного вытеснения преимущественно для перекачки пульп, в том числе абразивосодержащих.

Цель изобретения — повышение экономичности и долговечности путем устранения перетоков пульпы между рабочим колесом и бронедисками при одновременном обеспечении смазки и охлаждения подшипника протечкой перекачиваемой среды.

На чертеже представлен насос для перекачивания пульпы, продольный разрез.

Насос для перекачивания пульпы содержит корпус 1, установленные в нем передний и задний бронедиски 2 и 3, вал 4, рабочее колесо 5 открытого типа и радиально-упорный подшипник 6 скольжения с вкладышем 7. охватывающий вал 4. В заднем бронедиске 3 выполнены сквозные осевые капиллярные каналы 8, а сам бро.недиск 3 установлен с возможностью осевого перемещения, уплотнен относительно корпуса 1 по периферии vi подпружинен в направлении рабочего колеса 5, например, пружиной 9 тарельчатого типа. Вал 4 выполнен с двумя участками различного диаметра, разделенными уступом 10..Участок бол ьшего диаметра и ропущен сквозь задний бронедиск 3, а участок меньшего диаметра размещен в подшипнике 6, контактирующем торцом вкладыша T с уступом 10. Рабочее колесо 5, вал 4, бронедиски

2 и 3 и вкладыш 7 подшипника 6 могут быть выполнены из материала повышенной твердости, например на основе карбида кремния. Рабочее колесо 5 и вал 4 могут быть выполнены в виде единой детали. На рабочих поверхностях подшипника 6 могут быть выполнены продольные канавки 11, сообщающие полость насоса с окружающей средой, Доводка и эксплуатация устройства осуществляются следующим образом.

Радиально-упорный подшипник 6 необ- ходимо приработать перед сборкой насоса, что позволяет практически исключить радиальный люфт вала 4. Возможное попадание твердых частиц пульпы в зазоры трущихся пар вал 4 — вкладыш 7 и бронедиски 2 и 3— рабочее колесо 5 не приводит к абразивному износу и выходу насоса из строя, так как твердость частиц реальных пульп значительно ниже твердости материала колеса 5, бронедисков 2 и 3, вкладыша 7 и вала 4. В этом случае пульпа выполняет функцию твердой смазки, прекращая дальнейший износ пар. При этом в процессе работы пары прирабатываются настолько, что зазоры практически исключены и в них возможно попадание лишь нескольких частиц пульпы..Интенсивная циркуляция пульпы в поло5 сти насоса эффективно смазывает и охлаждает трущиеся пары насоса, а фильтрующаяся через капиллярные каналы 8 бронедиска 3 жидкость пульпы протекает через продольные канавки 11 радиально-упорно10 ro подшипника 6, смазывает и охлаждает трущиеся поверхности; при этом наиболее эффективен режим работы, когда жидкость пульпы на выходе из насоса через подшипник 6 (т.е. утечка) не доведена в последнем

15 до температуры кипения. Материал на основе карбида кремния стоек к термоударам, которые являются причиной трещинообразования и разрушения деталей, а его теплопроводность порядка 33,6 Вт/м.град не способствует возникновению температур20 ных напряжений по объему детали.

Формула изобретения

1. Насос для перекачивания пульпы, содержащий корпус, установленные в нем передний и задний бронедиски, вал, рабочее

25 колесо открытого типа и радиально-упорный подшипник скольжения с вкладышем, охватывающим вал, о тл и ч а ю щи йс я тем, что, с целью повышения. экономичности и долговечности путем устранения перето30 ков пульпы между рабочим колесом и бронедисками при одновременном обеспечении смазки и охлаждения подшипника протечкой перекачиваемой среды, в . заднем бронедиске выполнены сквозные

35 осевые капиллярные каналы, а сам бронедиск установлен с возможностью осевого перемещения, уплотнен относительно корпуса по периферии и подпружинен в направлении рабочего колеса, вал выполнен с

40 двумя участками различного диаметра, разделенными уступом, при этом участок большего диаметра пропущен сквозь задний бронедиск, а участок меньшего диаметра размещен в подшипнике, контактирующем

45 торцом вкладыша с уступом, 2. Насос по п.1. отличающийся тем, что рабочее колесо, вал, бронедиски и вкладыш подшипника выполнены из материала повышенной твердости, при этом ра50 бочее колесо и вал выполнены в виде единой детали.

3. Насос по пп.1 или 2. о т л и ч а ю щ ий с я тем, что на рабочих поверхностях подшипника выполнены продольные канавки, 55 сообщающие полость насоса с окружающей средой.