Тренажер телеграфиста

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренировок путем определения формы слогов, передаваемых с наибольшей скоростью. Тренажер содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, блок 3 формирования кодовой информации, блок 4 дешифраторов , блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов, блок 9 изменения программы и блок 10 коммутации результатов ответа. Изобретение обеспечивает возможность отдельно фиксировать скорость передачи двухзначных слогов, начинающихся с согласной буквы, и отдельно - с гласной буквы, и трехзначных слогов. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1649590 (21) 4787317/24 (22) 30.01.90 (46) 23,03.92. Бюл, f4 11 (72) Н.И.Кудряшов, В.А,Кирюхин, В.B.Мухортов и А,К.Пронин (53) 681.3,071(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1649590, кл. G 09 В 13/02, 1989. (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения — расширение дидактических Ы, 1721621 А2 возможностей тренажера с повышением эффективности тренировок путем определения формы слогов, передаваемых с наибольшей скоростью. Тренажер содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, блок 3 формирования.кодовой информации, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов, блок 9 изменения программы и блок 10 коммутации результатов ответа. Изобретение обеспечивает возможность отдельно фиксировать скорость передачи двухзначных слогов, начинающихся с согласной буквы, и отдельно — с гласной буквы, и трехзначных слогов. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

1721621

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. ЬЬ 1649590.

Известен тренажер телеграфиста, содержащий блок динамического формирования вопросов, блок изменения программы, первый — четвертый входы и четвертый выход которого соединены с соответствующими выходами и с третьим входом блока динамического формирования вопросов соответственноо, последовательно включенн ые блок фррмирования кодовой информации, блок дешифраторов, блок шифраторов и блок предъявления учебной информации, управляющий вход которого соединен с пятым выходов блока динамического формирования вопросов, и последовательно включенные пульт телеграфиста, блок сравнения, второй групповой вход которого соединен с групповым выходом блока дешифраторов, и блок регистрации, второй вход которого соединен с первым выходом блока сравнения, первый выход— с первым входом блока динамического формирования вопросов, а второй и третий выходы — с пятым и шестым входами блока изменения программы, первый, второй и третий выходы которого подключены к соответствующим входам блока формирования кодовой информации, а выход пульта телеграфиста соединен с вторым входом блока динамического формирования вопросов, с третьим входом блока регистрации и с седьмым входом блока изменения программы.

Однако данный тренажер не позволяет выбрать оптимальный вариант обучения скоростной передаче (с минимальными затратами времени), так как не дает возможности определить, какие формы слогов передаются быстрее: начинающиеся с согласной или гласной, двухзначные или трехзначные слоги. Это сужает дидактические возможности тренажера, понижает эффективность тренировок.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренировок путем определения формы слогов (двухзначные с гласной или согласной, или трехзначные), передаваемых с наибольшей скоростью.

Цель достигается тем, что в тренажер телеграфиста введен блок коммутации результатов ответа, первый вход которого соединен с пятым выходом блока динамического формирования вопросов, второй — пя5

55 тый входы и первый — третий выходы — с соответствующими выходами и входами блока регистрации соответственно, а шестой вход — с выходом пульта телеграфиста, причем блок коммутации результатов ответа содержит последовательно включенные элемент запрета, информационный вход которого является первым входом блока, а управляющий вход соединен с выходом второго элемента ИЛИ, входы которого являются соответственно четвертым и пятым входами блока, элемент И, второй вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, первый, второй и третий входы которого являются соответственно вторым, третьим и шестым входами блока, счетчик, установочный вход которого соединен с шестым входом блока и группу из трех элементов И, первые входы которых соединены с соответствующими выходами счетчика, вторые входы — с первым входом блока, а выходы являются соответствующими выходами блока.

На фиг.1 представлена структурная схема тренажера; на фиг.2 — функциональная схема блока регистрации; на фиг.3 — функциональная схема блока динамического формирования вопросов; на фиг.4 — функциональная схема блока изменения программы; на фиг,5 — функциональная схема блока коммутации результатов ответа; на фиг.6— временныедиаграммы, поясняющие работу тренажера.

Тренажертелеграфиста содержит пульт

1 телеграфиста, блок 2 сравнения, блок 3 формирования кодовой информации, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов, блок 9 изменения программы и блок 10 коммутации результатов ответа.

Блок 7 регистрации содержит счетчик 11 числа правильных ответов, счетчик 12 числа ответов, первый и второй элементы И 13 и

14, элемент 15 запрета, элемент ИЛИ 16, индикаторы 17 и 18 "Результат" и "Стоп" соответственно, первый-третий таймеры

19-21. Блок 8 динамического формирования вопросов включает счетчик 22, одновибратор 23, генератор 24 импульсов, элемент 25 запрета, элемент И 26, первый — третий элементы ИЛИ 27 — 29 и первый и второй элементы 30 и 31 задержки, Блок 9 изменения программы содержит первый и второй триггеры 32 и 33, первый— третий элементы И 34 — 36, и первый и второй элементы ИЛИ 37 и 38. Блок 10 коммутации

: езультатов ответа включает элемент 39 запрета, элемент И 40, счетчик 41, группу эле1721621

55 ментов И 42, 422, 42з и элементы ИЛИ 43 и 44.

Тренажер работает следующим образом.

Включают питание. Запускается генератор 24, При нажатии кнопки "Пуск" (не показана) импульс с выхода пульта 1 (фиг.ба) поступает на обнуляющий вход счетчика 41, установив его в исходное положение, на обнуляющие входы счетчиков 11 и 12, установив их в исходное состояние, на входы начальной .установки таймеров 1921, установив последние в начальное положение, на вход триггера 33, установив его в нулевое положение, через элемент ИЛИ

37 — на вход триггера 32, обеспечив появление единичного потенциала на его первом выходе, который прикладывается к третьему входу элемента И 35, через элемент ИЛИ

29 — на обнуляющий вход счетчика 22; установив последний в исходное положение, а через элемент ИЛИ 28 — на вход одновибратора 23, запустив последний (фиг.бб).

Импульс пуска, приложенный к входу элемента ИЛИ 43, поступает на вход элемента И 40, на который также подан единичный потенциал с выхода элемента И 40 (фиг.бг), сформированный задержанным импульсом с выхода элемента 31 (фиг,бд), поступит на счетный вход счетчика 41, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к первому входу элемента И 42> (фиг.бе1).

Импульс с выхода одновибратора 23 (фиг.66), поступающий на вторые входы элементов И 34 — 36, обеспечит прохождение импульсов высокой частоты с выхода генератора 24 через элементы И 34 и 35 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3, а поданный через элемент 31 на управляющий вход элемента 25 включит свечение индикаторов на блоке 6, По окончании передачи импульса с выхода одновибратора 23 на соответствующих выходах дешифраторов блока 4 появятся единичные потенциалы, соответствующие данному случайному состоянию счетчиков блока 3, которые поступают на соответствующие входы шифраторов блока 5 и на соответствующие входы второй группы блока 2.

Кодовые комбинации соответствующих букв, согласной и гласной, с выходов шифраторов блока 5 поступят на входы индикаторов блоха 6. Единичный потенциал с выхода элемента 25 (подача единичного импульса с выхода элемента 31 прекращена), подаваемый на управляющий вход блока 6

{фиг.6в), высветит на индикаторах слог из двух букв, например, ЛА, который обучае5

50 мый должен воспроизвести на клавиатуре, а приложенный к второму входу элемента

И 42 обеспечит появление на выходе последнего единичного потенциала, который поступит на вход запуска таймера 19.

Таймер 19 начинает отсчет времени (фиг.бж1). Обучаемый, восприняв слог ЛА, воспроизводит его первую букву Л, ударяя пальцем руки по соответствующему клавишу (не показано).

Если обучаемый правильно определил клавишу, то при ударе импульс с замкнутого контакта микровыключателя поступит на соответствующий вход блока 2, обеспечив появление на его первом выходе импульса правильного ответа, который подается на вход счетчика 11, зафиксировав правильный ответ, и через элемент. ИЛИ 16 — на вход счетчика 12, зафиксировав очередной ответ, Импульс с выхода элемента 16 подается также на счетный вход счетчика 22, отметив ответ на первую букву слога, Сразу же за первой буквой слога обучаемый воспроизводит вторую букву А. Работа элементов устройства аналогична описанному выше. Нажатие второй буквы слога вызовет появление импульса на втором выходе счетчика 22, который через элементы И

26 и ИЛИ 27 поступит на входы элемента 30 и элемента ИЛИ 28. Импульс с выхода элемента 28 запустит одновибратор 23 (фиг.бб), импульс с выхода которого поступит на управляющие входы элементов И 34 — 36, обеспечив прохождение импульсов с выходов генератора 33 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3, формируя новый случайный слог, и через элемент 31 (фиг,6д) — на управляющий вход элемента

25; остановив счет времени таймером 19 (фиг.6ж1) и прекратив предъявление слога на индикаторах блока 6 (фиг,6в).

Задержанный импульс с выхода элемента 30 возвратит счетчик 22 в исходное положение. Появление нулевого потенциала на управляющем входе элемента 25 обеспечит высвечивание на индикаторах блока 6 нового слога (фиг.бв), например, РУ и подачу единичного потенциала (фиг.6ж1) с выхода элемента 42 блока 10 на вход запуска таймера 19, продолжив отчет времени ответа (на предъявление второго слога цикла).

Если обучаемый двадцать пять слогов подряд передал верно, то на первых выходах счетчиков 11 и 12 после воспроизведения второй буквы последнего слога появятся единичные импульсы, которые прикладываются к входам элемента И 13, Импульс с выхода элемента И 13 (фиг.бз) поступает на вход триггера 32, обеспечив появление на его втором выходе единичного

1721621 потенциала, и через элемент ИЛИ 43 и эле- вход триггера 32, обеспечив появление на мент И 40 — на счетный вход счетчика 41, его первом выходе единичного потенциала, обеспечив появление единичного потенци- который прикладывается к входу элемента ала, и через элемент ИЛИ 43 и элемент И 40 — И 35, т.е, в третьем цикле на индикаторах на счетный вход счетчика 41, обеспечив по- 5 блока 6 предъявляются слоги из трех букв, явление единичного потенциала на выходе Нулевой потенциал с второго триггера последнего(фиг.6е2), Единичный потенциал 33 подается на вход элемента И 26, заблос выхода триггера 32 через элемент ИЛИ 38 кировав прохождение второго импульса с подается на вход элемента И 36, а нулевой первого выхода счетчика 22 и обеспечив потенциал с первого выхода триггера 32 — 10 подачу третьего импульса с его второго вына вход элемента 35. Обучаемому в следую- хода на вход элемента ИЛИ 27, т,е. смена щем цикле будут предъявлены слоги, начи- слогов производится после воспроизведенащиеся с гласной буквы, например ЮТ. ния третьей буквы, Единичный потенциал с второго выхода счет- После воспроизведения последнего чика 41 поступит на вход элемента И 42г, 15 слога третьего цикла на третьем выходе подготовив цепь для запуска таймера 20. счетчика 12 появится единичный потенциал, Если обучаемый при передаче в первом который поступит на управляющий вход цикле допустил ошибку, то после воспроиз- элемента 32, заблокировав его выход, и на ведения второй буквы двадцать пятого сло- вход индикатора 18 "Стоп", предупредив га на выходе элемента И 13 единичный 20 обучаемого об окончании цикла. потенциал не появится, так как на первом Использование тренажера при обучевыходе счетчика 11 — нулевой потенциал. нии телеграфистов расширяет дидактичеОбучаемому во втором цикле будут ские возможности тренажера и повышает предъявлены двухзначные слоги, начинаю- эффективность тренировок путем опредещиеся иеся с согласной буквы, т,е. все повторя- 25 ления формы (типа) слогов (двухзначные, ется, как в первом цикле. начинающиеся с согласной или гласПослепредъявлениядвадцатипятисло- ной буквы, или трехзначные), передагов во втором цикле на втором выходе счет- ваемых с наибольшей скоростью, Это чика 12 появится единичный потенциал, дает возможность руководителю (инсткоторый поступит на информационный вход 30 руктору) провести анализ показаний, сняэлемента15,науправляющийвходкоторого тых с таймеров 19-21 по окончании подан нулевой потенциал с второго выхода первичного тренажера, определить форму счетчика11, Единичныйпотенциалсвыхода слога, обладающего минимальным времеэлемента 15 поступит на управляющий вход нем для его передачи, и составить оптимальэлемента 39, предотвратив переход счетчи- 35 ную программу обучения телеграфиста, ка 41 во второе положение, и засветит котораяобеспечитдостижениесоответствутранспарант "Результат", предлагая обу- ющих результатов при минимальных вречаемому (руководителю) снять показания со менных затратах, счетчика 11 и таймера 19 и принять решение Формула изобретения о продолжении или прекращении трени- 40 1. Тренажер телеграфиста по авт, cs, N ровки. Возобновление тречировки осу- 1649590, отличающийся тем, что, с ществляется нажатием кнопки "Пуск" целью расширения дидактических возможна пульте 1. ностей тренажера, в него введен блок комЕсли обучаемый в первом и во втором мутации результатов ответа, первый вход циклах не допустил ошибок, то после sacr.— 45 которого соединен с пятым выходом блока роизведения второй буквы последнего сло- динамического формирования вопросов, ra второго цикла на вторых выходах второй, третий, четвертый и пятый входы и счетчиков 11 и 12 появятся единичные по- первый, второй итретий выходы — ссоответтенциалы, которые прикладываются к обо- ствующими выходами и входами блока региим входам элемента И 14 и к управляющему 50 страции соответственно, а шестой вход — с и информационному входам элемента 15, выходом пульта у телеграфиста. предотвратив загорание индикатора 17. 2.Тренажер по п,1, отл и ч а ю щи и с я

Единичный импульс с выхода элемента И 14 тем, что в нем блок коммутации результатов поступит на вход элемента ИЛИ 43, обеспе- ответа содержит элемент запрета, счетчик, чив появление единичного потенциала на 55 первый и второй элементы ИЛИ, первый, третьем выходе счетчика 41, на входтригге- второй и третий элементы И, выходы кора 33, осуществив появление единичного торых являются соответствующими выпотенциала на его первом выходе, который ходами блока, одни входы соединены с через элемент емент ИЛИ 38 подается на вход соответствующими выходами счетчика, а элемента И 36 и через элемент ИЛИ 37 — на «,ругие входы — с информационным входом

1721621

Фиг.2 элемента запрета и являются первым входом блока, и четвертый элемент И, выход которого подключен к тактовому входу счетчика, а первый и второй входы — соответственно к выходу первого элемента ИЛИ и выходу элемента запрета, управляющий вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, первый и второй входы первого элемента ИЛИ и первый и второй входы второго элемента ИЛИ являются соответственно вторым, третьим, четвертым и пятым

5 входами блока, а установочный вход счетчика и третий вход первого элемента ИЛИ являются шестым входом блока, 1721621 ф

1

3 б

Фиг.б

Редактор О. Хрипта

Заказ 954 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Й б г д

81

Ж 1

Составитель А, Карлов

Техред М,Моргентал Корректор M. Шароши

t

t

t

t