Сердечник статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. Ротор турбогенератора содержит вентиляционные каналы. В месте выхода газа в зазор расположены радиальные насадки со струйными насосами. Благодаря тому, что насадки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежных сил и снабжены пружинами, прижимающими струйные насосы к поверхности невращающегося ротора, обеспечивается достижение цели. 2 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 1/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗО БР ЕТ ЕНИЯ М И ОТКР ЫТИ ЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4683992/07 (22) 24.04.89 (46) 23.03.92. Бюл. Гч. 11 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С,М. Кирова (72) Ю.А. Дегусаров, А,В. Матвеев и Г.Б. Пинский (53) 621.313.713(088.8) (56) Домбровский В,В. и др. Проектирование гидрогенераторов, ч. 2, Энергия, Л.:

1968, с. 55, рис, 30, Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция, Энергия. Л. 1967, с. 21. рис. 2 — 21.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции сердечников статоров электрических машин,.в первую очередь крупных машин, где торцовые магнитные потоки (краевой эффект) наиболее ощутимо влияют на условия эксплуатации.

Цель изобретения — снижение местных потерь и нагрева сердечника.

На фиг. 1 показана часть сердечника статора электрической машины с двумя крайними ступенчатыми пакетами; на фиг, 2часть сердечника статора с несколькими ступенчатыми пакетами.

Сердечник статора 1 (см. фиг, 1) состоит из отдельных пакетов, разделенных между собой радиальными вентиляционными каналами 2. Крайний пакет 3 с внешней торцовой стороны сердечника 1 выполнен со ступеньками 4. Кроме того, крайний пакет дополнительно выполнен со ступеньками 5 также и с внутренней торцовой стороны. обращенной к второму пакету 6, таким обра„„Я „„1721712 А1 (54) СЕРДЕЧНИК CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения — повышение надежности. Ротор турбогенератора содержит вентиляционные каналы, В месте выхода газа в зазор расположены радиальные насадки со струйными насосами. Благодаря тому, что насадки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежных сил и снабжены пружинами, прижимающими струйные насосы к поверхности не вращающегося ротора, обеспечивается достижение цели.

2 ил, зом, что воздушный зазор 7 между ротором

8 и крайним пакетом 3 увеличивается от середины этого пакета к его торцовым поверхностям. Второй пакет 6 с торцовой стороны, обращенной к крайнему пакету 3, выполнен со ступеньками 9, На фиг, 2 показан сердечник статора 1. состоящий также из пакетов, разделенных радиальными вентиляционными каналами 2. Крайний пакет 3, как и на фиг. 1, выполнен со ступеньками 4 с внешней торцовой стороны сердечника 1 и ступеньками 5 с внутренней торцовой стороны, обращенной к второму пакету 6. Этот второй пакет 6 в свою очередь также имеет ступеньки 9 со стороны крайнего пакета 3 аналогично конструкции по фиг, 1. Кроме того, второй пакет 6 выполнен со ступеньками 10 на торцовой поверхности, обращенной к третьему пакету 11, таким образом, что воздушный зазор 7 между ротором 8 и вторым пакетом 6 увеличивается от середины этого пакета к его торцовым поверхностям.

Третий пакет 11 с торцовой стороны, обра1721712 щенной ко второму пакету 6, выполнен со ступеньками 12. Все ступеньки 4, 5, 9, 10, 12 выполняются путем установки в местах их расположения позиционных сегментов, изготовленных либо из основных путем их обрезки со стороны расточки, либо путем штамповки с использованием специальных штампов, Выбор конструкции определяется в каждом конкретном случае для отдельного типа машины в зависимости от того, насколько велик ожидаемый краевой эффект и какие другие меры борьбы с ним предусматриваются в электрической машине.

При работе электрической машины со ступеньками не только с торцов сердечника статора, но также и на внутренних торцовых поверхностях первых, вторых и третьих пакетов магнитный поток в их зонах распределяется более равномерно; каждая ступенька принимает на себя часть этого потока, создающего местный краевой эффект. Поэтому максимальная плотность магнитного потока существенно ниже и, следовательно, плотность вызываемых им вихревых токов в плоскости отдельных сегментов также ниже, а в конечном счете ниже плотность потерь. Кроме того, ступеньки увеличивают местные магнитные сопротивления, что также уменьшает величину магнитного потока на участках, лежащих вдоль расположения ступенек в пакетах. Эти два обстоятельства вместе снимают высокую

5 плотность местных потерь, обусловленных краевым эффектом, Технико-экономический эффект предложенного решения связан с возможностью исключения аварий статора, связанных с распрессовкой сердеч10 ника и повреждением изоляции обмотки, соприкасающейся с активной сталью, в результате повышенных нагревов. В результате этого увеличивается срок службы изоляции обмотки статора.

Формула изобретения

Сердечник статора электрической машины, шихтованный из сегментов и состоящий из разделенных радиальными

20 вентиляционными каналами пакетов, пакеты, обращенные к торцам, выполнены ступенчатыми с увеличением толщины пакетов к периферии, отличающийся тем, что, с целью снижения местных потерь и нагрева

25 сердечника, ступенчатость выполнена на сторонах пакетов, обращенных к радиальным вентиляционным каналам, а у крайнего пакета — и на его внешней стороне.

1721712

30

40

Составитель А.Воинов

Техред М,Моргентал Корректор М.Шароши

Редактор Т.Шагова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 959 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5