Способ изготовления статора высокоскоростной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - повышение надежности высокоскоростной электрической машины путем снижения количества выделяемых из конструктивных элементов статора летучих продуктов. Для этого термовакуумная обработка (ТВО) осуществляется в несколько этапов. На первом этапе ТВО подвергаются все конструктивные элементы статора, а на каждом последующем - узел, полученный в результате предыдущей сборочной операции . При этом каждый этап ТВО осуществляют при постоянном остаточном давлении не выше 10 Па до достижений постоянной минимальной скорости газовыделения, а температура на каждом последующем этапе постепенно снижается и определяется из выражений Т|4Траб - I - (п +1) &, д д + д 2. где п - общее количество операций сборки статора; I - порядковый номер операции сборки или этапа термовакуумной обработки (ТВО); TI - температура ТВО на i-м этапе. Трабрабочая температура статора; дтемпературная погрешность проведения ТВО; 5i - погрешность поддержания температуры ТВО, обусловленная возможностями оборудования; дг - погрешность измерения температуры ТВО, обусловленная возможностями измерительных приборов . 3 ил. « te
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (!!) (ми Н 02 К 15/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{21) 4669437/07 (22) 30.03.89 (46) 23.03.92. Бюл. ЬЬ 11 (71) Научно-производственное объединение
"Ротор" (72) .В. И. Гуков, Б. И. Гафинов, Л. 0. Афиногенова, Л. А. Белькова, Б. М. Левин, В. M.
Островский и Н.H.Ðóäçìîâñêèé (53) 621.318(088.8) (56) Костромин В.Г. Бронин С.Б. Дагаев В.А. и др. Технология производства асинхронных двигателей: специальные процессы.—
М.: Энергоиздат. 1981, с. 31, 67-68, 194-195, 198-199. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ CTATOPA
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛ Е КТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышение надежности высокоскоростной электрической машины путем снижения количества выделяемых из конструктивных элементов статора летучих продуктов. Для этого термовакуумная обработка(ТВО) осуществляется в несколько
Изобретение относится к электротехнике и технологии изготовления электрических машин, главным образом высокоскоростных. и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ изготовления статора высокоскоростной электрической машины, . по которому изготовляют магнитопровод, электроизоляционные элементы. устанавливают их при укладке обмотки в паз ы, пропитывают обмотку. осуществляют механическую обработку статора. этапов. На первом этапе ТВО подвергаются все конструктивные элементы статора. а на каждом последующем — узел, полученный в результате предыдущей сборочной операции. При этом каждый этап ТВО осуществляют при постоянном остаточном давлении не выше 10 Па до достижениЪ постоянной минимальной скорости газовыделения, а температура на каждом последующем этапе постепенно снижается и определяется из выраженийТ СТрав- fl-(и+1))д, д-д1+ дз. где n — общее количество операций сборки статора; I — порядковый номер операции сборки или этапа термовакуумной обработки (ТВО); Т вЂ” температура ТВО íà i-м этапе, Трав. — рабочая температура статора; дтемпературная погрешность проведения З
ТВО: д — погрешность поддержания температуры ТВО, обусловленная возможностями оборудования; — погрешность .. измерения температуры ТВО, обусловленная возможностями измерительных приборов. 3 ил, Недостатком способа является низкая работоспособность подшипникового узла. связанная с наличием загрязнений его конденсируемыми продуктами газовыделения изоляционных элементов статора.
Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления статора высокоскоростной электрической машины, согласно которому изготовляют шихтованный магнитопровод. электроизоляционные элементы, устанавливают их при укладке обмотки в пазы, пропитывают, осуществляют
1721730 высокоскоростной электрической машины, Способ изготовления статора высокоскоростной электрической машины (фиг. 1 и
2) реализуют следующим образом.
Отдельно изготавливают магнитопро- 45 вад 2, набранный из пластин 3 магнитнамягкого материала, например сплава 50Н, закрепленный, например, посредством развальцавки на металлической втулке 4. Также отдельно изготавливают секции обмотки 50
5 путем намотки на шаблоны, изготавливают из электроизоляционной пленки, например полиимидной пленки, пазовую изоляцию 6 и торцовую изоляцию 7, После этого осуществляют первый этап 55 термовакуумной обработки (ТВО), на котором до начала сборки ТВО подвергают каждый конструктивный элемент, в данном случае магнитопровод 2 на втулке 4, и кажмеханическую и термовакуумную обработку окончательно изготовленного статора.
Недостатком такого способа является пониженная работоспособность подшипникавого узла, связанная с наличием остаточных загрязнений конденсируемыми летучими продуктами газовыделения, обусловленных отсутствием термовакуумной обработки деталей и узлов по сапрагяемым при сборке поверхностям.
Целью изобретения является повышение надежности электрической машины путем снижения количества летучих продуктов, выделяемых электроизоляционными элементами. . Указанная цель достигается тем, чта термовакуумную обработку (TBO) осуществляют в несколько этапов, на первом из которых до начала сборки ей подвергают каждый конструктивный и изоляционный элемент статара, а на каждом последующем — узел, полученный в результате предыдущей сборочной операции, при этом каждый этап термавакуумной обработки асуществляют да достижения постояной минимальнай скорости газовыделения летучих продуктов при постоянном остаточном давлении не выше 10 Па и температуре„превышающей рабочую температуру статора не более, чем на и+ 1 — i ступеней, где и — общее число сборочных операций; i — номер сборочной операции, а размер ступени д равен сумме абсолютных погрешностей поддержания температуры ТВО (д1) и ее измерения (Й).
На фиг. 1 показан статор высокоскоростной электрической машины; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — диаграмма изменения температур термовакуумной обработки в процессе изготовления статора
40 дый изоляционный элемент статора, в данном случае пазовую и торцовую изоляцию 6 и 7. ТВ0 на первом и последующих этапах производят до достижения минимальной постоянной скорости газовыделения при остаточном давлении не выше 10 Па, Максимальну о температуру ТВО на первом этапе выбирают равной или не превышающей
Т1 = Траб + (и + 1) д где Т1 — максимальная температура íà первом этапе ТВО (до сборочных операций); и — общее количество операций сборки статора; д — температурная погрешность проведения TBO.
Температурная погрешность проведения ТВО складывается из абсолютной суммарной погрешности д1 поддер>кания температуры ТВО, обусловленной возможностями оборудования, и абсолютной суммарной погрешности д2 изл1ерения температуры ТВО, обусловленной возможностями измерительных приборов (фиг. 3) д=д1+ д2
Дпя магнитоправода микромашины из сплава 50Н и изоляционных элементов из попиимидной пленки выбирают при рабочей температуре Траб = 100 С,. количество сборочных операций n = 3, ä1 = 15 С. д 2 =
5 С максимальную температуру ТВО на первом этапе T1 = 180 С (с учетом допусков на точность регулирования температуры 165180 С).
При каждом последующем этапе ТВО подвергают узел, полученный в результате предыдущей сборочной операции, при этом максимальную .температуру ТВО снижают на величину д.
После первого этапа ТВО укладывают в пазы 8 магнитоправода 2 пазовую изоляцию
6, укладывают обмотку 5, например. из провода ПЭТВ-2, закрывают "коробочку" пазовой изоляции 6, устанавливают клинья 9. формуют лобовые части обмотки 5.
Перед пропиткой производят вторую
ТВО, например, 145- 160 С.
Затем производят пропитку обмотки 5 статора, например, лаком КО-916 и сушку обмотки с целью полимеризации прапиточного состава, после чего производят ТВО, например, при 125-140 С.
После установки на статор металлических кожухов 10. кольца 11 и их соединения с втулкой 4 и между собой перед сборкой статора в корпус. электрической л1ашины производят третью, заключительную TBO— например при температуре 105-120 С. превышающей Траб = 100 С.
1721730
Реализация способа изготовления статора высокоскоростной электрической машины позволяет повысить работоспособность подшипникового узла и надежность электрической машины путем снижения количества конденсируемых летучих продуктов газовыделения статора., Формула изобретения
Способ изготовленйя статора высокоскоростной электрической машины, согласно которому изготовляют магнитопровод, изоляционные элементы, устанавливают их в пазы, пропитывают, осуществляют механическую и термовакуумную обработку статора. отличающийся тем,что,с целью повышения надежности электрической машины путем снижения количества летучих продуктов, выделяемых изоляционными элементами, термовакуумную обработку осуществляют в несколько этапов, на первом из которых до начала сборки ей подвергают каждый конструктивный и изоляционный элемент статора, а на каждом последующем этаne — узел, полученный в результате предыдущей сборочной операции, при этом каждый этап термовакуумной обработки осуществляют до достижения постоянной
5 минимальной скорости газовыделения летучих продуктов при постоянном остаточном давлении не выше 10 Па и температуре Tl, определяемой из выражения
TI Трддф (! (n + 1)) д, 10 д=д + др, где n — общее количество операций сборки статора;
I — порядковый номер операции сборки или этапа термовакуумной обарботки (TBO);
15 Тр в — рабочая температура статора; д — температурная погрешность проведения ТВО; д > — погрешность поддержания температуры ТВО. обусловленная возможностя20 ми оборудования, д — погрешность измерения температуры ТВО, обусловленная возможностями измерительных приборов.
1721730
Фиа 2
Составитель 6.Левин
Техред М.Моргентал
Редактор СЯекарь
Корректор Э.Лойчакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина. 101
Закаэ 960 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/б