Способ гидроабразивной обработки сквозных каналов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к ультразвуковой гидроабразивной обработке деталей и может быть использовано в машиностроительной и других отраслях народного хозяйства . Цель изобретения - повышение производительности труда при обработке каналов деталей. Это достигается тем, что при обработке сквозных каналов 8 деталей 7 на обрабатываемую поверхность подают под избыточным давлением рабочую среду и возбуждают в ней импульсные колебания за счет прокачки жидкости через внутренние каналы ротора и статора 1, установленные с возможностью совмещения. При этом в качестве ротора берут обрабатываемую деталь 7, статор выполняют с каналами, поперечные сечения которых идентичны поперечным сечениям каналов обрабатываемой детали, а рабочую среду подают со стороны статора. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 24 С 3/06
ГОСУДАР СТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ пРи Гкнт сссР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Рабочая среда
Рабочая среда
Фиг 7
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4771218/08 (22) 18.12.89 (46) 30.03.92. Бюл. N. 12 (71) Тамбовский институт химического машиностроения (72) В.M. Червяков, М.А, Промтов, Ю.В. Воробьев, В.Н. Поляков, В.И. Жеребятьев и
Н,H. Чернецкий (53) 621.924.93(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1558654, кл, В 24 С 3/06, 1988. (54) СПОСОБ ГИДРОАБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ СКВОЗНЫХ КАНАЛОВ (57) Изобретение относится к ультразвуковой гидроабразивной обработке деталей и может быть использовано в машинострои„„SU, Ä 1722802А1 тельной и других отраслях народного хозяйства, Цель изобретения — повышение производительности труда при обработке каналов деталей. Это достигается тем, что при о6работке сквозных каналов 8 деталей 7 на обрабатываемую поверхность подают под избыточным давлением рабочую среду и возбуждают в ней импульсные колебания за счет прокачки жидкости через внутренние каналы ротора и статора 1, установленные с возможностью совмещения, При этом в качестве ротора берут обрабатываемую деталь 7, статор выполняют с каналами, поперечные сечения которых идентичны поперечным сечениям каналов обрабатываемой детали, а рабочую среду подают со стороны статора. 2 ил.
1722802
Изобретение относится к области ультразвуковой гидроабразивной обработки деталей и может быть использовано в Машиност йительной и других отраслях народного хозяйства.
Известен способ гидроабразивной обработки сквозных каналов, выполненных в деталях, при котором рабочую среду подают под избыточным давлением на обрабатываемую поверхность и возбуждают в ней импульсные колебания эа счет прокачки жидкости через внутренние каналы ротора и статора, Недостатком этого способа является то, что рабочая среда вынуждена проходить пассивный путь в канале статора, где теря-. ется часть акустической энергии и, следовательно, наблюдается невысокая производительность обработки..
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ гидроабразивной обработки сквозных каналов, выполненных в деталях, при котором детали устанавливают непосредственно в выполненные в статоре посадочные полости и ось канала статора совмещают с осью обрабатываемого канала. Установка деталей в статоре позволяет повысить эффективность обработки, однако энергия, затрачиваемая на обработку, используется не полностью.
Цель изобретения — повышение производительности труда при обработке каналов, выполненных в деталях.
Цель достигается тем, что при обработке сквозных каналов, выполненных в деталях, на обрабатываемую поверхность подают под избыточным давлением рабочую среду и возбуждают в ней импульсные колебания за счет прокачки жидкости через внутренние каналы ротора и статора, установленные с возможностью совмещения, причем в качестве ротора берут обрабатываемую деталь, статор берут с каналами, поперечные сечения которых идентичны поперечным сечениям -каналов обрабатываемой детали, а рабочую среду подают со стороны статора.
На фиг, 1 изображен роторный аппарат, реализующий способ; на фиг, 2 — примеры конфигураций обрабатываемых деталей.
Роторный аппарат состоит из статора 1 с каналами 2 и патрубками 3 входа рабочей среды, корпуса 4 с патрубками 5 выхода
- среды, В корпусе 4 установлен вал 6 с установленной на нем деталью 7 с обрабатываемыми каналами 8.
Роторный аппарат работает следующим образом.
Рабочая среда подается в аппарат через входной патрубок 3, проходит через каналы статора 2 и обрабатываемые каналы 8 в детали 7 и выводится из аппарата через выход5 ной патрубок 5.
Вследствие вращения обрабатываемой детали 7, которая выполняет функцию ротора, обрабатываемые каналы 8 периодически совпадают с каналами статора 2. В обраба10 тываемых каналах возбуждаются импульсы давления и разрежения, вызывающие интенсивную акустическую кавитацию в каналах деталей. Высокая степень.турбулизации потока ввиду большой скорости движения
15 жидкости в обрабатываемых каналах, вызванная не только прокачкой среды через каналы, но и вращением самой детали, инициирует также гидродинамическую кавитацию в каналах детали. Кроме того, на
20 обрабатываемую поверхность канала действует не только промодулированный поток гидроабразивной среды, но и ударное воздействие потока и абразивных частиц, вызванное пересечением потока
25 обрабатываемыми каналами. На абразивную частичку потока будут постоянно действовать движущая сила потока, центробежная и кориолисова силы. Поддействием этих сил частица будет двигаться
30 вихреобраэно по всейдлине обрабатываемого канала ротора. В силу этого время пребывания частички в обрабатываемом канале увеличивается за счет увеличения траектории движения. Следовательно, частичка
35 гидроабразивного потока сможет обрабатывать большую поверхность канала. Все эти факторы повышают эффективность обработки, а следовательно, и производительность труда. Особенно этот способ
40 эффективен при обработке деталей с большим количеством каналов малого поперечного сечения, так какобработке могут подвергаться сразу все каналы, имеющиеся в детали.
45 Проведено сравнение способа гидроабразивной обработки сквозных каналов с базовым способом обработки. В качестве типового технологического процесса взят процесс удаления клея с поверхности кана50 лов, выделяющегося при склеивании пакета магнитопровода, производимый вручную на заводе "Прогресс" г. Мичуринск. Эффективность процесса обработки характеризуется наличием и величиной бугорков клея, выдав55 ленного в каналы пакета магнитопровода, при прижиме пластин друг к другу.
Некоторые результаты проверки сведены в таблицу.
B результате испытаний установлено, что способ обработки повышает производи1722802
Составитель M.Тромтов
Техред М. Моргентал Корректор В.Гирняк
Редактор О. Спесивых
Заказ 1026 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тельность труда на 20 — 30 $ в среднем по сравнению с базовым способом гидроабразивной обработки сквозных каналов.
По сравнению с прототипом данный способ позволяет более полно использовать затрачиваемую энергию, абразивные частицы совершают сложное движение вследствие дополнительно. воздействующих на них сил. Это повышает эффективность обработки, а следовательно, и производительность труда, Формула изобретения
Способ гидроабразивной обработки сквозных каналов, выполненных в деталях, при котором на обрабатываемую поверх- ность подают под избыточным давлением рабочую среду и возбуждают в ней импульсные колебания за счет прокачки жидкости
5 через внутренние каналы ротора и статора. установленные с возможностью совмещения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности обработки, в качестве ротора берут обрабатывае10 мую деталь, статор берут с каналами, поперечные сечения которых идентичны поперечным сечениям каналов обрабатываемой детали, а рабочую среду подают со сторбны статора.