Способ определения температуры застывания дизельного топлива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: контроль качества при производстве и эксплуатации топлив. Сущность изобретения: пробу топлива пропускают через адсорбент, который затем последовательно промывают гексаном и ацетоном, взятыми в количестве 1-1,1 см и 1,3-1,4 см3 на 1 см3 топлива соответственно. Замеряют оптическую плотность смеси гексановой и ацетоновой вытяжек и определяют температуру застывания топлива по формуле Тзэст - KlnD, где К - эмпирический коэффициент (К 22,8), D - оптическая плотность смеси. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 6 01 N 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4810335/25 (22) 04.04,90 (46) 30.03.92, Бюл. N.. 12 (72) А.Ф.Авзалов, А.Н.Литвиненко и

Д.А.Маньшев (53) 543.226 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 742779, кл. С 01 Н 25/02, 1980.

ГОСТ 20287-74. Метод определения температуры застывания. — В кн: Нефтепродукты, Методы испытаний, п.1 M.: Изд-во

Стандартов, 1977, с.307-311. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАСТЫВАНИЯ ДИЗЕЛ Ь НОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано при заводском контроле качества, приеме топлив на нефтебазах и в научно-исследовательской работе.

Известен способ определения температуры застывания нефти и нефтепродуктов, заключающийся в определении на фиксированной частоте в диапазоне 500 — 5000 Гц зависимости диэлектрической проницаемости от температуры при нагревании застывшего продукта, определении максимального значения диэлектрической проницаемости, Нахождении температурного коэффициента диэлектрической и роницаемости в интервале температур на 5 — 15 С ниже температуры, соответствующей максимальному значению диэлектрической

„„5U„„1723508 А1 (57) Использование: контроль качества при производстве и эксплуатации топлив. Сущность изобретения: пробу топлива пропускают через адсорбент, который затем последовательно промывают гексаном и ацетоном, взятыми в количестве 1 — 1,1 см и

1,3 — 1,4 см на 1 см топлива соответственно.

Замеряют оптическую плотность смеси гексановой и ацетоновой вытяжек и определяют температуру застывания топлива по формуле t3QQ7 = — KlnD, где К вЂ” эмпирический коэффициент (К = 22,8), 0 — оптическая плотность смеси. 1 з.п.ф-лы, 1 табл. проницаемости продукта и вычисления температуры застывания по формуле.

Данному способу присущ ряд недостатков: сложность аппаратурного оформления, необходимость использования хладагента (углекислоты) для охлаждения пробы до температуры застывания. Для измерения диэлектрической проницаемости используется дорогая аппаратура, способ продолжителен, измерения проводятся при высоких частотах электрического тока.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения температуры застывания нефтепродуктов, в котором температуру застывания определяют в пробирках при постепенном охлаждении нагретого продукта по моменту потери им подвижности при наклоне пробирки.

Недостатками данного способа являются большая продолжительность анализа (бо1723508 лее 120 мин), сложность аппаратурного оформления (прибор ЛТЗ, термостат, баллон с углекислотой, устройства для отбора и хранения углекислоты, штатив и др.), необходимость использования дорогостоящих приборов и большого количества реактивов.

Цель изобретения — сокращение време ни определения, упрощение и удешевление способа.

Поставленная цель достигается согласно предлагаемого способа путем отбора и подготовки пробы топлива, при этом пробу топлива пропускают через адсорбент, который затем последовательно промывают гексаном и ацетоном, смешивают гексановую и ацентоновую вытяжки и замеряют оптическую плотность смеси, по которой судят о температуре застывания, В качестве адсорбента используют силикагель марки МСК, количество гексана и ацетона для промывки берут соответственно }— - 1,1 см и 1,3 — 1,4 см на 1 см топлива, з з з а температуру застывания определяют по формуле заст = К InD, где К вЂ” эмпирический коэффициент (К=22,8); D — оптическая плотность смеси.

Способ осуществляют следующим образом.

В фильтровальную воронку ПОР-160 засыпают 5+0,1 r силикагеля МСК, взятого мерником с последующим выравниванием

его поверхностного слоя. На слой силикагеля накладывают фильтровальную бумагу.

Затем 20 смз дизельного топлива заливают в воронку и пропускают через адсорбент (силикагель). После пропускания топлива адсорбент последовательно промывают гексаном и ацетоном. Гексана для промывки берут 20-22 см (т.е. 1,1 — 1,2 см на 1 см з з з топлива), а ацетона 26 — 28 см (т.е.1,3-1,4 з см на 1 см топлива). При этом гексановую и ацетоновую вытяжки собирают в один и тот же чистый стакан, где происходит их смешение. Далее гексано-ацетоновую вытяжку помещают в кювету и замеряют оптическую плотность известными методами, например на ФЭК.

В качестве раствора сравнения используют смесь гексана и ацетона в соотношении 1:1, Температуру застывания дизельного

5 топлива определяют по формуле

1заст = K InD где К вЂ” эмпирический коэффициент (К=22,8);

10 0 — оптическая плотность смеси.

Определение температуры застывания дизельных топлив проведено известным и предлагаемым способом, Экспериментальные данные приведены в таблице.

15 Применение изобретения позволяет по сравнению с прототипом значительно упростить приборное оформление в процессе определения температуры застывания, сократить время анализа в 20-24 раза и уде20 шевить способ B 9 раз.

Формула изобретения

2, Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве адсорбента используют силикагель марки МСК, количество гексана

40 и ацетона для промывки беоут соответственно 1 — 1,1 см и 1,3 — 1,4 см на 1 см топ3 3 лива, а температуру застывания определяют по формуле тзаст = -K I AD, 45 где К вЂ” эмпирический коэффициент (К =

22,8);

D — оптическая плотность смеси.

1. Способ определения температуры за25 стывания дизельного топлива путем отбора и подготовки пробы топлива, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью сокращения времени определения упрощения и удешевления способа, пробу топлива пропускают

30 через адсорбент, который затем последовательно промывают гексаном и ацетоном, смешивают гексановую и ацетоновую вытяжки и замеряют оптическую плотность смеси, по которой судят о температуре за35 стывания, 5

1723508

Составитель А.Авзалов

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор А.Долинич

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1061 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР . 113035, Москва„Ж 35, Раушская наб., 4/5