Компенсационная катушка электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: компенсационная катушка содержит пазовые части 1, лобовые части 2, места 4 перехода пазовых частей в лобовые. Изоляция катушки состоит из корпусной 5, покровной 6 и витковой 7, Витковая изоляция 7 выполнена из непрерывных прокладок по всему периметру катушки . Места 4 перехода пазовых частей в лобовые выполнены в виде конусообразного профиля. Лобовые части состоят из двух прямолинейных участков, образующих между собой тупой угол. Прокладки витковой изоляции в вершине тупого угла имеют надрез . 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 КЗ/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4674301/07 (22) 04,04.89 (46) 30.03.92. Бюл. hL 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (72) Н.Ф,Принцевский (53) 621.313,04 (088.8) (56) Находкин М.Д. и др. Проектирование тяговых электрических машин. — М.: Транспорт, 1976, с, 94-95.

Там же, с. 333. (54) КОМПЕНСАЦИОННАЯ КАТУШКА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ .Ж » 1723631 А1 (57) Сущность изобретения: компенсационная катушка содержит пазовые части 1, лобовые части 2, места 4 перехода пазовых частей в лобовые. Изоляция катушки состоит из корпусной 5, покровной 6 и витковой

7, Витковая изоляция 7 выполнена из непрерывных прокладок по всему периметру катушки, Места 4 перехода пазовых частей в лобовые выполнены в виде конусообразного профиля. Лобовые части состоят из двух прямолинейных участков, образующих между собой тупой угол. Прокладки витковой изоляции в вершине тупого угла имеют надрез. 3 ил.

17236.31

Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции в сравнении с прототипом заключается в снижении затрат на изготовление катушки, поскольку в качестве витковой изоляции используются прокладки из стеклотекстолита, пленкосинтокартона и т,д„стоимость которых в 1,5-2 раза ниже стоимости применяемой в насто5 ящее время ленточной изоляции, Трудоемкость установки таких прокладок также ниже. Кроме того, в предлагаемой конструкции будет уменьшен расход изоляционных материалов при наложении витковой изоляции.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин, содержащих компенсационную обмотку.

Известна компенсационная катушка, 5 содержащая прямолинейные пазовые и отформованные по радиусу лобовые части, а места их перехода выполнены в виде цилиндрического профиля, На катушку наложена корпусная и покровная изоляции. Для изо- 10 лирования витков одного от другого на каждый виток по всему периметру или через один накладывается с нахлестом изоляционная лента. Для исключения витковых замыканий достаточно было бы изоляцион- 15 ного промежутка только между витками, но поскольку наложенный изоляционный материал охватывает все поперечное сечение проводника, то такая конструкция с точки зрения расхода изоляционных материалов 20 является нерациональной. Наложение витковой изоляции выполняется вручную, что требует многократного перекладывания изоляционного ролика из одной руки в другую и поэтому трудоемко.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является компенсационная катушка, содержащая указанные выше конструктивные элементы, но ее витковая изоляция выполнена составной, а 30 именно; на прямолинейных пазовых частях между витками уложены прямолинейные изоляционные прокладки, а на остальной части (50 3 на каждый виток или через один наложена внахлестку изо- 35 ляционная лента.

Затраты на изготовление такой катушки остаются высокими, так как стоимость материала ленточной изоляции в 1,5 — 2 раза выше стоимости материала прокладок, 40

Целью изобретения является снижение затрат на изготовление катушки.

Указанная цель достигается тем, что в компенсационной катушке электрической машины, содержащей лобовые и прямоли- 45 нейные пазовые части, места перехода прямолинейных пазовых частей в лобовые, а также витковую, корпусную и покровную изоляцию, причем витковая изоляция на прямолинейных пазовых витках состоит из 50 прямолинейных прокладок, лобовые части выполнены в виде прямолинейных участков, образующих между собой тупой угол, места перехода пазовой части в лобовые— в виде конусообразного профиля, причем 5 витковая изоляция лобовых частей и мест перехода состоит из прямолинейных прокладок, выполненных как одно целое с прокладками прямолинейных участков, с надрезом в вершине тупого угла, На фиг, 1 изображена одна ветвь катушки, вид в плане; на фиг. 2-ее лобовые части; на фиг. 3 — место перехода прямолинейной пазовой части в прямолинейный участок лобовой части, поперечный разрез.

Катушка содержит прямолинейные пазовые части 1, прямолинейные участки лобовых частей 2, образующих тупой угол 3, места перехода 4 прямолинейных пазовых частей 1 и прямолинейных участков лобовых частей 2, выполненные в виде конусообразного профиля, корпусную 5, покровную 6 и витковую 7 прокладочную изоляцию по всему периметру, ее надрез 8 в вершине тупого угла 3.

В качестве конкретного примера предлагается компенсационная катушка тягового двигателя НБ-418К6 для магистрального электровоза ВЛ80С производства НЭВЗ, которая намотана из меди 4,4 35 мм и состоит из трех аналогичных ветвей. После намотки меди на приспособлении, закрепленном на станке, на. прессе формуют лобовые части катушки с помощью двух специальных пуансонов, профиль рабочей поверхности которых выполнен в виде двух прямоугольных участков, образующих тупой угол. Намоточное приспособление в местах перехода пазовых частей в лобовые имеет конусообразный профиль, по которому в процессе намотки и формовки выполняют аналогичный профиль самой катушки. Полученная конструкция обеспечивает установку витковой прокла-. дочной изоляции между витками по всему ее периметру. В лобовых частях прокладки дополнительно надрезают в вершине тупого угла. В качестве материала для витковой изоляции может быть использован, например, стеклотекстолит или пленкосинтокартон толщиной 0,3 — 0,5 и шириной 35 мм, После установки прокладок на катушку накладывают корпусную изоляцию из ленты

ЛСЭК-5-СПЛ 0,1 30 и покровную из ленты

ЛЭ С 0,2 35.

1723631

45

Составитель Н. Принцевский

Редактор А. Маковская Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Кравцова

Заказ 1068 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Компенсационная катушка электрической машины, содержащая лобовые и прямолинейные пазовые части, места перехода прямолинейных пазовых частей в лобовые, а также витковую, корпусную и покровную изоляции, причем витковая изоляция на прямолинейных пазовых частях состоит из прямолинейных прокладок, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью снижения затрат на изготовление, лобовые части выполнены в виде двух прямолинейных участков, образующих между собой тупой угол, места перехода пазовой части в лобовые — в виде

5 конусообразного профиля, причем витковая изоляция лобовых частей и мест перехода состоит из прямолинейных прокладок, выполненных как одно целое с прокладками прямолинейных участков, с надрезом в вер10 шине тупого угла.