Подшипниковый узел вертикальной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель - повышение надежности в условиях знакопеременных сейсмических нагрузок. В корпусе 1 подшипникового узла размещена втулка 7 подпятника с упорным фланцем 8 и уплотнение 9. Уплотнение 9 расположено между корпусом 1 и фланцем 8 и имеет наружное кольцо 10, которое закреплено в корпусе. Внутри кольца размещено уплотняющее кольцо 11 с антифрикционным покрытием 17. Кольцо 11 имеет возможность осевого перемещения. В резьбовые отверстия кольца 10 ввернуты опорные втулки 13. Во втулках 13 выполнены глухие отверстия 15, в которых установлены пружины 16 сжатия. Это позволяет сохранить масляный слой между сегментами подпятника и нижним торцом упорного фланца. 2 з.п.ф-лы, 2 ил. Т,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 5/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 10 g
11 17
Фиг. 2 (21) 4758617/07 (22) 14.11.89 (46) 30.03.92. Бюл. М 12 (71) Научно-производственное объединение
"Уралэлектротяжмаш" им. В,И,Ленина (72) О.Л.Вербер, С.И.Жоров и Б.А.Розина (53) 621.313,04 (088.8) (56) Нейман З.Б. и др. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.—
М,: Энергия, 1974, с. 165, р, 15-1.
Электротехника. — M.: Энергоатомиздат,.
1983, М 5, с, 5, р. 2. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель — повышение надежности,, 42„„1723635 А1 в условиях знакопеременных сейсмических нагрузок. В корпусе 1 подшипникового узла размещена втулка 7 подпятника с упорным фланцем 8 и уплотнение 9. Уплотнение 9 расположено между корпусом 1 и фланцем
8 и имеет наружное кольцо 10, которое закреплено в корпусе. Внутри кольца размещено уплотняющее кольцо 11 с антифрикционным покрытием 17. Кольцо 11 имеет возможность осевого перемещения. В резьбовые отверстия кольца 10 ввернуты опорные втулки 13. Во втулках 13 выполнены глухие отверстия 15, в которых установлены пружины 16 сжатия. Это позволяет сохранить масляный слой между сегментами подпятника и нижним торцом упорного фланца. 2 з,п.ф-лы, 2 ил.
1723635
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в опорах скольжения высокооборотных вертикальных электрических машин, подвергающихся сейсмическим воздействиям.
Целью изобретения является повышение надежности в условиях знакопеременных сейсмических нагрузок.
На фиг, 1 изображен подшипниковый узел, разрез; на фиг, 2 — узел! на фиг. 1.
Подшипниковый узел вертикальной электрической машины состоит из корпуса
1, образующего камеру 2 смазки, на нижней опоре 3 которой размещены сегменты 4 подпятника и направляющий подшипник 5 скольжения. На валу 6 насажена втулка 7 подпятника, опирающаяся своим упорным фланцем 8 на сегменты 4. Камера 2 смазки заполнена маслом, Между направляющим подшипником 5 и упорным фланцем 8 втулки
7 расположено уплотнение 9, разделяющее камеры подпятника и направляющего подшипника 5. Уплотнение 9 имеет наружное кольцо 10, закрепленное неподвижно на корпусе 1, внутри его расположено уплотня ющее кольцо 11, имеющее возможность аксиального перемещения и зафиксированное в осевом направлении посредством штифта 12, Опорные втулки 13 ввернуты в резьбовые отверстия наружного кольца 10, а своим нижним концом размещены в глухих отверстиях 14 уплотнительного кольца 11. В опорных втулках 13 выполнены глухие отверстия
15, в которых находятся пружины 16 сжатия, Между нижним торцом опорных втулок 13 и дном отверстий 14 предусмотрен зазор "А".
По нижней поверхности уплотняющего кольца 11, прилегающей к верхнему торцу упорного фланца 8, выполнено антифрикционное покрытие 17.
При работе подшипникового узла вертикальной электрической машины вне воздействия сейсмических нагрузок упорный фланец 8 нижним торцом опирается на сегменты подпятника 4, К верхнему торцу упорного фланца 8 пружинами 16 прижато уплотняющее кольцо 11, при этом установленный при сборке зазор "А" между нижними торцами опорных втулок 13 и дном отверстий
14 сохраняется, Прижатием уплотнительного кольца 11 обеспечивается разделение камер смазки подпятника и направляющего подшипника 5. Этим исключается сброс смазки верхним торцом упорного фланца 8, вызванный действием центробежных сил, стабилизируется уровень масла в зоне направляющего подшипника 5 и обеспечивается его надежная работа.
При воздействии сейсмической нагрузки, направленной вверх, вал 6 с упорным фланцем 8 и прижатым к нему подпружиненным уплотнительным кольцом 11 перемещается вверх на величину зазора "А", равного, например, 0,1 мм. При этом уплот5 нительное кольцо 11 соприкасается с нижними торцами опорных втулок 13. При перемещении ротора вверх на величину "А", равную, например, удвоенной величине масляного слоя, не происходит необрати10 мых нарушений в масляном слое между сегментами 4 подпятника и нижним торцом упорного фланца 8, вызванных увеличением толщины масляного слоя до размера "А", По возвращении ротора в исходное положение
15 первоначальная толщина слоя и его грузонесущие свойства восстанавливаются, чем обеспечивается надежная работа подпятника в указанном режиме.
Использование предлагаемого подшип20 никового узла в высокооборотных вертикальных электрических машинах позволяет обеспечить их эксплуатационную надежность при воздействии сейсмических нагрузок, а также надежность работы направляющего
25 подшипника за счет стабилизации уровня масла.
Формула изобретения
1, Подшипниковый узел вертикальной электрической машины, содержащий кор30 пус с установленными на его нижней опоре сегментами подпятника, вал с втулкой подпятника, опирающейся своим упорным фланцем на упомянутые сегменты, направляющий подшипник в верхней части кор35 пуса, уплотнение, примыкающее к втулке и разделяющее камеры подпятника и направляющего подшипника, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности в условиях знакопеременных
40 сейсмических нагрузок, уплотнение установлено между корпусом и верхним торцом упорного фланца втулки и состоит из наружного кольца, закрепленного в корпусе, и уплотняющего кольца с антифрикцион45 ным покрытием, контактирующим с верхним торцом упорного фланца втулки, расположенного внутри наружного кольца с возможностью осевого перемещения, а по окружности наружного кольца установлены опорные
50 втулки с зазором относительно уплотняющего кольца, снабженные пружинами сжатия, сопрягающимися с уплотняющим кольцом.
2.Узел поп,1, отл ича ющи йс я тем, 55 что опорные втулки закреплены на наружном кольце уплотнения посредством резьбового соединения, 3, Узел по и. 1, отличающийся тем, что пружины сжатия размещены в глухих осевых отверстиях опорных втулок.
- 40
Составитель В. Петри
Редактор А. Маковская Техред М.Моргентал Корректор A. Осауленко
Заказ 1068 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,.101