Устройство для сборки сердечника с корпусом электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: электротехника, технология изготовления электрических машин. Сущность изобретения: в хвостовике дорна для установки сердечника в корпус выполнен кольцевой паз, в котором размещаются один из торцов сердечника и лобовая часть его обмотки. При этом хвостовик привода дорна в процессе установки сердечника контактирует с другим торцом последнего, что исключает искажение формы и размеров внутренней поверхности сердечника и замыкание его листов на его наружной поверхности . 1 ил.

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1)s Н 02 К 15/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4735667/07 (22) 14.07.89 (46) 30.03.92. Бюл. М 12 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт Научно-производственного объединения "Кузбассэлектромотор" (72) М.А.Всяких и А.В.Сорокин (53) 621,313.44 (088.8) (56) Антонов М.В„Герасимова Л.С. Технология производства электрических машин. M.:

Энергоиздат, 1982, с. 361.

Одинцов Т.Л. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник. M.: Машиностроение, 1987, с. 176-184, Изобретение относится к технологии электромашиностроения, в частности к устройствам для сборки сердечников статора с корпусами электрических машин, преимуществен но свар н ыми.

Известно устройство для сборки сердечника статора с корпусом электрической машины, содержащее стол для центрирования корпуса по замкам и прессующую, головку для запрессовки сердечника в корпус.

Недостатком этого устройства является невысокое качество сборки статоров, так как оно не содержит инструментов или приспособлений для устранения погрешностей формы (от 1,5 — 2 мм) отверстия корпуса, возникающих в результате релаксации остаточных сварочных напряжений в материале корпуса, протекающей во время межоперационного транспортирования и пролеживания. При запрессовке этим устройством (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА С КОРПУСОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: электротехника, технология изготовления электрических машин.

Сущность изобретения: в хвостовике дорна для установки сердечника в корпус выполнен кольцевой паз, в котором размещаются один из торцов сердечника и лобовая часть его обмотки. При этом хвостовик привода дорна в процессе установки сердечника контактирует с другим торцом последнего, что исключает искажение формы и размеров внутренней поверхности сердечника и замыкание его листов на его наружной поверхности, 1 ил. сердечника статора в корпусе погрешности размера и формы отверстия корпуса вызывают искажение формы отверстия сердечника, Искажение формы и .размеров отверстия сердечника приводит к возникновению неравномерности воздушного зазора между статором и ротором, которая обусловливает снижение выходных энергетических и виброшумовых характеристик электродвигателей. Недостатком также является низкое качество сборки из-за замыкания листов сердечника íà его наружной поверхности, так как устройство не содержит каких-либо приспособлений для расширения отверстия корпуса перед запрессовываемым в него сердечником.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее дорн с хвостовиком и приводом.

Недостатком данного устройства является низкое качество сборки сердечникоВ

1723639 ко и сом из-за искажения фор- ровать и зафиксировать сердечник относимы и размера отверстия сердечника. Это тельно дорна, предотвр щ р д отв а ая а иальное объясняется тем, что конструкция, хвосто- перемещение сердечника относительно вика дорна не обеспечивает установку и дорна, падение сердечника с устройства и относительносердеч- 5 повреждение, т.е, это делает возможным ника и размещение лобовых частей внутри осуществить дорнование корпуса во время хвостовика, исключающее их повреждение, запрессовки в него сердечника. Установка из-за отсутствия конструк в р ктивных элементов хвостовика привода дорна с возможностью для этих целей. Кроме того, хвостовик при- контактирования с другим торцом сердечвода дорна не имеет возм озможности контакти- 10 ника позволяет передавать усилие от приворования с торцом сердечника, что да на сердечник, а через последний — на исключает передачу усилия ия с привода на торец хвостовика дорна, и, следовательно, бра" ом исключает воз- позволяет перемещать как сердечник, так и можность перемещения сердечника при дорн, т.е. возможно осуществить одновресборке с корпусом, Указанные недостатки 15 менно дорнование отверстия корпуса и законструкции устройства не позволяют во прессовку в него идущего за дорном время дорнования ос щ осуществить запрессов- сердечника, Такое выполнение сборки серку сердечника в корпус. к и с. Сборка,такимобра- дечника с корпусом позволяет исключить зом, должна производиться за две межоперационное пролеживание и трансоперации: сначала производится дорнова- 20 портирование корпусов между дорнованиние отверстия корпуса, з атем запрессовка в ем и запрессовкой в корпус сердечника, что него сердечника, Такое выполнение опера- приводит к исключению погрешностей разции сборки приводит к необходимости меж- мера и формы отверстия корпуса из-за реоперационного трансп т спортирования и лаксации остаточных напряжений, а это, в пролеживания сварных корпусов, во время 25 свою очередь к исключению погрешности которых отверстие корпуса приобретает ис- размера и формы внутренней поверхности кажения размера и формы вследствие ре- сердечника. лаксации остаточных напряжений. Предлагаемое устройство позволяет

С атем запрессовывается также исключить замыкание листов сердечСердечник статора затем в это искаженное отверстие корпуса, что 30 ника на его наружной поверхности, так как приводит к искажению формы и размера дорн находится впереди сердечника по наотверстия сердечника. правлению запрессовки, вследствие чего

К борки статоров при исполь- сердечник запрессовывается в предвариачество с рки м отве стие зовании данного устройства низко также тельно расширенное дорном р из-за возникновения замыкания листов сер- 35 корпуса, дечника на его наружной поверхности, вследствие раздельного выполнения дорно- На чертеже изображена конструкция вания корпуса и запрессовки в него сердеч- устройства для сборки сердечника статора с ника, так как при запрессовке сердечника в корпусом электрической машины. ко пус расширение отверстия ерстия последнего 40 Устройство содержит стол 1, на котором ни дорном, ни каким-либо другим устройст- устанавливается и центрируется на нем по замкам корпус 2 электрической машины, вом не производится.

Целью изобретения является повыше- хвостовик 3 привода дорна, дорн с калиства сборки сердечника статора с рующей частью 5, покрытой твердосплав ом путем исключения искажения 45 ным материалом. Дорн р щ р ние качества н4 азме ен и и корпусом и формы и размера внутренней поверхности сборке впереди сердечника 6 р .

6 стато а. В сердечника и замыкания его листов на на- хвостовике 7 дорна выполнен кольцевой ружной поверхности. паз 8 для размещения лобовой части обУказанная цель достигается тем, что в мотки статора. Диаметр хвостовика дорна устройство для сборки сердечника с корпу- 50 выполнен меньшим наименьшего пресом, содержащем дорн с xBocTQBNKoM и при- дельного размера отверстия корпуса на водом, в хвостовике дорна выпал а выполнен 2 — 3 мм, а длина хвостовика выбрана такольцевой паз для установки одного торца кой, что при запрессовке сердечника в коранн ю ин вся калибрующая сердечника и лобовых частей его обмотки, а пус на заданную длину хвостовик привода дорна им имеет возмож- 55 часть дорна оказывается внутри полости ность контактирования с другим то м торцом стола 1, благодаря чему после запрессовки дорн опускается в эту полость, льцевого паза в хвостоВыполнение кольцевого и Кроме того, устройство содержит гидровике дорна позволит предохр едохранить обмотку систему (не показана) привода прессующей от повреждения при ри дорновании, сцентри- головки 3 (хвостовика 3).

1723639

Устройство работает следующим обра- меры, значительно выходящие из пределов поля допуска, будут получены в пределах

Предварительно выбирают величину допуска (так как диаметр калибрующей чадиаметра калибрующей части дорна, не сти дорна выполнен в пределах поля допуменьшей заданного наибольшего предель- ска на диаметр отверстия корпуса). азмера наружной поверхности сер- 5 Поэтому сердечник, вводимый в предварии имвпе е и дечника статора и не большей заданного тельно прокалиброванноеидущи в р д наибольшего предельного размера отвер- дорном отверстие корпуса, воспринимает стия корпуса. Например, при сборке стато- значительно меньшие его погрешности, что а взрывозащищенного электродвигателя приводит к значительному повышению точВ180, сердечник которого имеет наруж- 10 ности размера и формы отверстия сердечмм наибольшии ника. После запрессовки сердечника 6 на ный диаметр 32 Ф8;89 мм (наибольший заданную ину отверстия корпуса 2 от пупредельный размер наружной поверхно- тевого пере ючателя подается электричести — 327,073 мм), а отверстие корпуса ий сигнал на остановку прессующей имеет диаметр 327-0,0 мм (наибольший 15 головки 3 и подъем ее в крайнее верхнее предельный размер — 327,15мм), величи- положение ну диаметра калибрующей части дорна Дорн 4 при запрессовке сердечника в выбирают в пределах 327,073 — 327,15 мм. корпус на заданную длину опускается в поНапРимер, принимают эту величинУ Равной лость стола 1. Собранный статор снимают

32712 мм.затем коРпУс2собиРаемогоста- 20 со стола 1, дорн 4 извлекают из полости тора электродвигателя устанавливают на последнего. цикл закончен. стол 1 устройства, центрируя корпус по зам- Таким образом, предлагаемое устройстковым поверхностям. Дорн 4 устанавлива- во позволяет значительно повысить точют свеРхУ на тоРец коРпУса 2, вводЯ ность отверстия сердечника в собранном заходнУючастьдоРна вотвеРстие коРпУса. 25 статоре, так как приводит к уменьшению

На торец хвостовика дорна устанавливают погрешностей отверстия корпуса, полученсердечник 6, центрируя его внутренней ных им не только после изготовления, но повеРхностью Ilo бУРТИКУ хвостовика. По- и после межоперационного пролеживасле этого прессующую головку 3 штоком ния и транспортирования к месту сборки гидроцилиндра ее привода начинают пе- 30 с сердечником статора. Снижение неравноремещать вниз, Усилие от прессующей го- мерности воздушного зазора в электродвигал в овки 3 через сердечник 6 передается теле из-за повышения точности отверстия о доРнУ 4, ДоРн 4, двигаЯсь впеРеди сеРдеч- сердечника статора составляет 10, что ника, калибрует поверхность отверстия приводит к повышению КПД электродвигакорпуса 2, исправляя его погрешности. 35 TBIISI на 0 15 p

При этом в тех поперечных сечениях по Кроме того, повышаются выходные

Алине о верстиЯ коРпуса, гДе диаметр энергетические характеристики электроотвеРстиЯ имеет величину, входЯщую в двигателя за счет снижения потерь, обуспределы его поля допуска (-о,ОЯ или (327+оЯ или ловленных задиРами и наволакиванием ся от нее деформа- 40 листов сердечника статора друг на друга по незначительно отличается от нее, деформаия б ет и угой. После дорнования раз- наружной поверхности сердечника при запрессовке его в корпус, так как сердечник ме ы отве стия восстановятся, В тех же зап ессовывается в предварительно распоперечных с попе ечных сечениях, где погрешность ди- запр ширенное впереди идущим дорном отвераметра отверстия велика и деформация отверстия корпуса превышает величину 0,2 Р 45 стие корпуса. при данном диаметре кал рующеи части и ко и сом электрической машины, содержапосле о нования диа- корпу о ее о н с хвостовиком и приводом, о т л имет отве стия корпуса равен величине щеедорн схв ю ей части о на. В ча- 50 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения д а етра алибрующеи асти дорна. В а в личиной иамет а ния формы и размера внутренней поверхностности ля ко п са статора электродвии и кото ой происхо- сти сердечника и замыкания листов на его верхности в хвостовике дорна ефо ми ование,являет- наружнои пов

55 выполнен кольцевой паз для установки одся величина 326,47 мм и меньше, т.е. после ного торца сердечника и лобовых частей его обмотки а хвостовик привода дорна имев полу е р пол ченные п и его изготовлении в предевозможность . контактирования с другим лах допуска, сохранят свою величину, а разторцом сердечника.

1723639

Составитель М. Всяких

Редактор Т. Лазоренко Техред М.Моргентал Корректор М, Кучерявая

Заказ 1068 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбина- "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101