Транспортная шина для нижней конечности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения - повышение надежности иммобилизации конечности при многоескольчатых переломах бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине. Устройство содержит планки 1,2, обойму 3, фиксатор 4, подстопник 5, корсет 6с плоскими планками, карманы , ремни 34, Конструкция шины позволяет жестко зафиксировать конечность при транспортировке больного 6 з.п. ф-лы, 9 ил„
СООЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (g1)g А 61 F 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬС ГВУ
3 0 ii> g
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМИ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ .СССР
1 (21) 4795289/14 (22) . 26.02.90 (46) 07.04.92. Бюл. У 13 (75) И.Л.Ротков (53) 615. 472 (088. 8) (56) Ortopedic Equipment Compani
InC USA, 1964, р. 1.67. (54) ТРАНСПОРТНАЯ МИНА ДЛЯ НИЖНЕЙ
КОНЕЧНОСТИ (57) Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения » повы- .
„„SU„„1724218 А 1 шение надежности иммобилизации конечности при многооскольчачъх переломах бедра за счет обеспечения. жесткой фиксации конечности по всей длине.
Устройство содержит планки 1, 2, обойму 3, фиксатор 4, подстопник 5, корсет 6 с плоскими планками, карманы, ремни 34. Конструкция шины позво-. ляет жестко зафиксировать конечность при транспортировке больного Ь з,п. ф-лы, 9 ил.
3 172
Изобретение относится к медицине, конкретнее к травматологии, и может быть использовано для транспортной иммобилизации нижних конечностей, в основном — при переломах бедра.
° Целью изобретения является повышение надежности иммобилизации конечности при многооскольчатых переломах бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине.
На фиг. 1 изображена транспортная шина в положении при иммобилизации нижней конечности, общий вид; на фиг. 2 - основание шины, вид сбоку; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг, 4 - узел I на фиг. 2; на фиг.5— вид Б на фиг. 4; на фиг. 6 — фиксатор коленного сустава в аксонометрической проекции; на фиг. 7 - корсет в развернутом положении; на фиг. 8.— разрез В-В на фиг. 7; на фиг. 9— схема воздействия на иммобилизуемую конечность при ее вытяжении.
Транспортная шина содержит основание, состоящее из неподвижной 1 и подвижной 2 планок, выполненных из дерева и соединенных между собой с возможностью взаимного. продольного, перемещения посредством двух охватывающих их обойм 3.
На подвижной планке 2 установлен с возможностью продольного перемеще- . ния фиксатор 4 коленного сустава в согнутом положении конечности и шар нирно соединенный с планкой 2 подI стопник 5. Шина снабжена устройством для фиксации голени, бедра и таза, выполненным в виде охватывающего их по всему периметру, кроме нижней части голени, тканевого корсета 6, армированного продольными плоскими планками 7 из гибкого и упругого ма териала (например, из пластмассы или листового металла). Корсет 6 соединен с неподвижной планкой 1 основания по-, средством накладного кармана 8 с упором планки 1 и его проксимальный торец. Карман 8 помещен на охватывающий.таз проксимальной.части 9 корсета, которая выполнена с возможностью: фиксации области таза, поясницы и грудной клетки. В местах соприкосновения корсета 6 с боковыми поверхнос-;
Ю тями конечности в зоне тазобедренного и коленного суставов для возможности сгибанин корсета вместе. с ногой пациента армируюшие планки 7 разделены по длине на отрезки 10 со свободными
4218 промежутками 11 на корсете между ними, В то ж время не разделенные по длине планки 7 корсета; прилегающие к передней и задней лов грхностям1 таза, бедра и голени, предохраняют мышцы и нервно-сосудистые пучки конечности от сдавливания при затягивании корсета 6 ремнями 34, а костные отломки бедра — от поперечного смещения; эти же планки не препятствуют необходимому сгибанию конечности в коленном и тазобедренном суставах при ее иммобилизации, так как планки расположены.на конечности плашмя и обладают достаточной гибкостью.
Длину промежутков 11 между отрез ками 10 планок 7 выбирают так, чтобы один и тот же корсет можно было ис20 пользовать для иммобилизации конечностей пациентов разного роста, соответственно имеющими разные расстояния между тазобедренными и коленными суставами.
25 Подстопник 5 снабжен устройством
I для его жесткого закрепления на подвижной планке 2, выполненным в виде шарнирно соединенной с планкой 2 и охватывающей планке и подстопник с
30 зазорами 12 относительно их боковых поверхностей П-образной проволочной скобы 13, которая снабжена поперечным стержнем 14, взаимодействующим с нижней скошенной поверхностью 15
35 подстопника 5 при его повороте в положение для фиксации стопы и прижимающему подстопник к нижнему торцу
16 подвижной планки 2, причем нижний конец скобы 13 выполнен в виде руко10 ятки 17 для захвата кистью руки обслуживающего медработника. Для удобства транспортирования шины в нерабочем состоянии предусмотрена возможность установки подстопника 5 и скобы 13 в транспортное положение Ь (mr.. 4).
Фиксатор 4 коленного сустава, со-держащий охватывающую подвижную план50 ку 2,передвижную обойму 18, на которой шарнирно установлена П-образная скоба 19 с соединяющим ее концы 20 ремнем 21 для фиксации коленного сустава, снабжен устройством для его. жесткого закрепления на подвижной планке 2, выполненным в виде соединенного с установленной в шарнирах 22 обоймы 18 поперечиной 23 скобы 19 зубчатого упора 24, взаимодействующего
5 17 с плоскостью- планки 2 в положении при фи. с,.aции коленного сустава.
Неподвижная 1 и подвижная 2 планки основания снабжены устройством дпя их взаимной фиксации, выполненным в виде установленной в углублении 25 на,одной из боковых сторон планки .1 зубчатой рейки 26, зубья которой имеют обращенные.в проксимальном направлении наклонные плоскости 27 и обращенные в дистальном направлении перпендикулярные.к продольной оси планок 1 и 2 основания плоскости 28, и шарнирно установленного на охватывающей планки 1. и 2 и закрепленной к планке 2 обойме 3 подпружиненного фик сатора 29 с пружиной 30 и с зубом 31, имеющим наклонную и перпендикулярную к продольной оси планок 1 и 2 осйования плоскости 32 и 33, взаимодей.ствующие соответственно с плоскостями 27 и 28 зубьев рейки 26.
Корсет 6 снабжен вторым накладным карманом 8, расположенным напротив первого кармана на противоположной поверхности корсета (фиг. 8), что дает возможность использования одного и того же корсета как для правой, так и для левой конечности.
Корсет 6 и подстопник 5 снабжены. ремнями 34 для крепления на туловище и конечности пациента.
Для устранения латерального смещения проксимального отломка бедра при высоких переломах неподвижная планка.1 основания B зоне тазобедренного сустава снабжена широким ремнем
35, дополнительно фиксирующим охваченную корсетом 6 область таза. Фиксация корсетом области поясницы и грудной клетки осуществляют с применением поясного ремня 36.
Шину используют следующим образом.
Соединяют основание шины с корсетом 6 установки неподвижной планки 1 в карман 8 корсета, укладывают шину с развернутым корсетом на плоскость, укладывают пациента спиной на корсет так, чтобы промежутки 11 между отрезками 10 планок 7 были расположены у тахобедренного и коленного суставов иммобилизуемой конечности и охватывали боковые поверхности этих суставов при .фиксации конечности корсетом. За- тем обертывают туловище и конечность пациента корсетом 6 и фиксируют его. ремнями 34, а тазовую область дополнительно фиксируют к основанию шины ремнем 35, что при высоких переломах
Как показано на фиг. 9,. при вытяжении конечности, например, на вели. чину f на это расстояние перемещают планку 2 с зафиксированным на ней
4с подстопником 5 и фиксатором 4 коленного сустава на это же расстояние перемещается стопа пациента (из положения с в положение с ) и коленный сустав (из положения d в положение
50 d ) . Тазобедренный сустав остается в неизменном положении е, так как он зафиксирован корсетом 6 на неподвижной планке 1. Таким образом, расстояние
ed между тазобедренным и коленным суставами после вытяжения увеличивается на величину f (так как коленный сустав перемещается в положение d ), I и бедро иммобилизованнай конечности . фиксируется в растянутом положении;
24? 18 6 бедра обеспечивает надежную фикса цпю прокснмальн.ого отломка. за счет устра- нения его латерального смещения. На
5 области поясницы и грудной клетки корсет фиксируют поясным ремнем 36.
Затем устанавливают подстопник 5 в положение фиксащш стопы и закрепляют его в этом положении скобой 13 к планке 2, поворачивая скобу за рукоятку 17 в положение а (фиг. 4), при этом стержень 14 скобы- 13 взаимодействует с нижней скошенной поверхностью 15 подстопника 5 и прижимает подстопник к нижнему торцу 16 планки 2. Перемещением планки 2 относительно неподвижной планки 1. и перемещением обоймы 18 с фиксатором 4 когенного сустава по планке 2 устанавлива20 ют подстопник 5 и фиксатор 4 соответственно у стопы и коленного сустава пациента. Затем поворачивают скобу
19 фиксатора 4 в положение для фиксаци коленного сустава, показанное
25 на фиг. 1 и 6, укладывают конечность на ремень 21 и закрепляют ремнем область коленного сустава в согнутом положении конечности. При этом зубча. тый упор 24 вдавливается в верхнюю
30 плоскость деревянной планки 2 и на-дежно фиксирует фиксатор 4 от продольного перемещения. Фиксируют стопу пациента ремнями 34 к подстопнику 5, после чего производят вытяжение конечности за рукоятку 17 скобы 13, при
35 этом. подвижная планка 2 перемещается вместе с зафиксированной на ней голенью пациента в дистальном направлении.
1724218
55 что необходимо,пля разведения костных ,отломков, При вытяжении конечности вместе с планкой 2 перемещается фиксатор 29 относительно зубчатой рейки 26 и в результате взаимодействия наклонной плоскости 32 зуба 31 с наклонными плоскостями 27 зубьев рейки 26 Фиксатор 29. отклоняется на шарнире обоймы 3 и прощелкивает, а при окончании вытяжении конечности плоскость 33 зуба 31 под воздействием пружины 30 на фиксатор 29 защелкивается на плоскости 28 соответствующего зуба рейки 26 и надежно Фиксирует между собой планки 1 и 2 при вытянутом в бедре положении конечности.
На этом иммобилизация конечности завершается, и пациент готов к транспортированию.
Формула изобретения
1. Транспортная шина для нижней конечности, содержащая основание, на котором установлен с воэможностью продольного перемещения Фиксатор для коленного сустава, шарнирно соединенные с основанием подстопник, механизм для фиксации голени бедра и таза и ремни крепления, отличающаяся тем, что, с целью повьипения надежности иммобилизации при многооскольчатых переломах. бедра за счет обеспечения жесткой фиксации конечности по всей длине при согнутом положении в коленном суставе, . механизм для фиксации голени, бедра и таза выполнен в виде тканевого корсета, армированного продольными плоскими упругими планками, которые в местах соприкосновения с боковыми поверхностями тазобедренного и коленного суставов разделены по длине на отрезки со свободными промежутками между ними.
2. Шина по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспе- чения надежной Фиксации проксимального отломка бедра при высоких пе1 реломах sa счет устранения его латерального смещения, основание шины в области тазобедренного сустава снабжено дополнительным ремнем.
3. Ннна.по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью уменьшения травматичности за счет исключения давления на подмышечную область, проксикальная часть поверхности корсета выполнена эквидистантно поверхностям таза, поясницы и грудной клетки.
4. Нина поп. 1, отличающ а я с я тем, что, с .целью исключения травматизацни голени при вытяжении по длине зафиксированной конечности, основание шины выполнено из соединенных между собой посредством двух охватывающих обойм неподвижной и подвижной планок, одна из которых установлена с возможностью перемещения, причем неподвижная планка соединена с корсетом в области для Фиксации тазобедренного сустава, а фиксатор коленного сустава и подстопник закреплены на подвижной планке и снабжены устройствами для их жестко го закрепления на планке при зафиксированном положении конечности..5; Б!ина по и. 1, о т л и ч а ю-. щ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения удобства обслуживания за счет упрощения конструкции шины, неподвижная планка основания соединена с корсетом посредством выполненного на корсете накладного кармана с упором в его проксимальный торец, устройство для жесткого закрепления на подвижной планкефиксатора коленного сустава, содержащего охватывающую эту планку передвижную обойму, на которой шарнирно ус, тановлена П-образная скоба с соединяющим ее концы ремнем для закрепления коленного сустава, выполнено в виде соединенного со скобой зубчатого упо/ ра для взаимоде;"-:ствия с плоскостью планки в положении при фиксации коленного сустава, при этом планки основания снабжены устройством для их взаимной фиксации, выполненным в виде установленной в углублении на одной из боковых сторон неподвижной планки зубчатой рейки, зубья которой имеют обращенные в проксимальном направлении наклонные плоскости и обращенные в дистальном направлении перпендикулярные к продольной оси основания плоскости, и шарнирно установленного на закрепленной к подвижной планке и охватывающей неподвижную планку обойме подпружиненного фиксатора с зубом, имеющим наклонную и перпендикулярную
1724218
13 к продольной оси основания плоскости, взаимодействующие с соответствующими плоскостями зубьев рейки.
6. Инна по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что устройство для жесткого закрепления подстопника выполнено в виде шарнирно соединен» ной с планкой и охватывающей ппанку и подстопник с зазорами относительно .их боковых поверхностей П-образной скобы, которая снабжена поперечным стержнем, взаимодействующим с нижней.скошенной поверхностью подстопника при его повороте в положение фиксации стопы, и прижимающим подстопник к нижнему торцу планки, причем нижний конец скобы выполнен в виде рукоятки для захвата кистью руки.
7. П1ина по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с. целью возможности применения как для правой, так и для левой конечности, корсет снабжен вторым накладным карманом, расположенным напротив первого кармана на противоположной стороне корсета.
1724218
1724? 18
1774218
Я г.В
ФЬг,9
Составитель В. Ваганов1
ТехРед А.Кравчук
Редактор Н.Рогулич
Коррек тор С. Шекмар
Заказ 1127 Тирах Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101