Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме. Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении. На шасси 1 пожарной маиины с кабиной 2 управления, содержащей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом , а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной опоры 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на-малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную мощность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется. 1 ил. i (Я

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ф Ю

РЕСПУБЛИК

{ ) А 6? С 3/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н AelOPCHOMV СИЧВТЕЛЬСТВ У

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

AO ИЭОВИЛЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ @Off СССР

f (21) 4822798/23 (22) 05. 04. 90 (46) 07.04.9.".. Бюл.- Р 13 (72) Е.Н.Понимасов, Я.С.Овчаренко и А.А.Богданов (53) 629.7.067.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 735264, кл. А 62 С 27/24, 3978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ НА АЭРОДРОМЕ (57) Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.

Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении.

„„SU„„1724275 A 1

На шасси 1 пожарной мапины с кабиной

2 управления, содержацей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом, а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной orropbr 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны co c>KRTblM газом через обратннй клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на .малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную моцность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется .

1 ил °

17?4275

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.

Известна пожарная машина, содержащая установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости 10 со сжатым газом и с порошковым составом ствол-пробойник для подачи огнетушацего вещества в очаг пожара.

Недостатком известной машины является низкая эффективность ее оборудо- 15 вания для тушения загоревшихся на аэродроме летательных аппаратов, особенно при проливах топлива.

Целью изобретения является повышение эдм ективности пожаротушения путем 20 обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при ту- . шении.

Эта цель достигается тем, что на шасси пожарной машины с кабиной управления, содержащей емкости со сжатым газом и с порошковым составом, а также ствол-пробойник, с помощью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине шасси, а баллоны со сжатым газом через 35 обратный клапан сообщены с компрес" сором авиадвигателя .

На чертеже представлено устройство для тушения пожара, вид сбоку.

Устройство содержит высокоманев40 ренное и высокоскоростное шасси 1 с кабиной 2 управления, например шасси автомобиля ГАЗ-66, емкости (баллоны) для сжатого воздуха 3 и для порошково" го состава 4; ствол-пробойник 5 для подачи образующегося при смешении газа с порошком огнетушацего вещества в очаг пожара, а также установленный на шарнирной опоре 6 газотурбинный авиадвигатель 7, система управления

50 работой которого размещена в кабине ?.

Авиадвигатель 7 имеет автономную топливную систему, подсоединенную к топливному баку 8. Г1арнирная опора 6 допускает воэможность поворот@. авиадвигателя в горизонтальной плоскости на угол до 70, а в вертикальной— до 30 . Компрессор авиадвигателя 7 через обратный клапан 9 сообщен с емкостями 3.

Устройство работает следующим образом.

При пожаре на месте стоянки самолета пожарная машина направляется с места базирования на место вызова.

В процессе движения водитель включает авиадвигатель 7 на малые обороты и при подъезде к очагу пожара, например разлившегося на поверхности аэродрома под самолетом авиатоплива, снижает скорость движения автомобиля, маневрируя им и авиадвигателем 7, направляет струю авиадвигателя на кромку площади горения и приступает к тушению, увеличивая обороты авиадвигателя до максимума. Высокоскоростная струя сбивает пламя и одновременно уносит топливо, осушивая поверхность, а также охлаждает зону горения и час- тично разбавляет ее негорючими компонентами входящими в газовый поток авиадвигателя.

Непосредственный процесс тушения длится, как правило, 10-20 с в зависимости от плоцади очага. Высокая скорость передвижения автомобиля и маневренность в сочетании с возможностью приводить пожарное оборудование в работу в процессе движения автомобиля позволяют прибыть пожарному расчету в составе .".-3 человек к аварийному самолету, приступить к тушению и ликвидировать пожар за нормативное время (1-1,5 мин), отведенное на эту операцию международной организацией по безопасности полетов (ИКАО), что повышает вероятность выживания застигнутого пожаром экипажа и пассажиров. Быстрота ликвидации пожара (в 2-3 раза быстрее, чем известные средства пожаротушения) способствует сохранению самолета и повышает живучесть авиационной техники, как показали исследования, в 2-6 раз.

При загорании внутри самолета или горении на небольших плоцадях розлива горючих и легковоспламеняюцнхся жидкостей (до 20-30 м ) автомобиль устанавливается на расстоянии 10-15 м от очага горения, оператор-пожарный открывает вентиль подачи газа из емкости 3 и с помощью газа, истекающего из баллонного отсека со скоростью порядка 80-1)0 м с и температурой на о выходе из ствола-пробойника 5 -20 С,, 17.".4?, 5

Составитель А. Гапоненко

Техред A.Kðàâ÷óê КорректорИ.Самборская

Редактор О.Ррковецкая

Заказ 1130 Тираж Подписное

НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 ликвидирует горение путем маневра стволом-пробойником 5 слева направо (при тушении розлива топлива) или по конфигурации выхпопного сопла (при

5 догорании там топлива), или же держа

его неподвижно при местном загорании внутри самолета, С целью повышения огнетутчащей эффективности в газовую струю авиа- 10 двигателя 7 может подаваться с помощью ствола-пробойника 5 из емкости 4 порошок, флегматизирующий процесс горения, при этом давление для вытеснения порошка обеспечивается компрессором авиадвигателя 7.

Преимуществами предлагаемого устройства являются: способность тушить пожары с ходу, не останавливаясь у объекта; возможность тушения одно- 20 временно горящих веществ и материалов:. топлива, магниевых и алюминиевых сплавов, установок, находящихся под напряжением (такой вид пожара наиболее характерный для самолетов); более высокая скорость тушения пожара розливов горючих и легковоспламеняющихся жицкостей (до 30 м /с и более), а также способность отклонения факела пожара практически на всей площади тушения за счет распространения газовой струи по поверхности аэродрома способность не только ликвидировать пожары, но и предотвращать предпосылки их возникновения 35 (удалять разлившиеся жидкости — ГСИ с поверхности аэродрома или с самолета, охлаждать. магниевые диски шасси при аварийной посадке самолетов);

40 тушение пожаров истекающих струй горючего; создание коридоров безопасности для эвакуации людей, что обеспечивает вывод людей под прикрытием газовой струи авиационного двигателя; высокая оперативность введения огнету" шатких веществ (в .".-3 раза превышающая существующую), так как такая операция, как боевое развертывание пожарного расчета у очага пожара (в. процентном отношении оно составляет 3 )503 от всего времени, отпускаемого для ликвидации пожара на самолете) у предлагаемой машины практически отсутствует (огнетушацее вещество подается с ходу).

Формула изобретения

Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме, содержащее установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и порошковым составом, ствол-прОбойник для подачи огнетушащего вещества в очаг пожара, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении, на шасси с помоцью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине управления шасси, а баллоны со сжатым газом сообщены через обратный клапан с компрессором авиадвигателя.