Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортных дорог, откосов и морских берегов от размыва. Устройство для защиты откосов и берегов от размыва выполнено в виде гибкого мата, состоящего из каменных блоков. Блоки снизу и сверху обжаты разрезанными по продольной оси утилизированными автопокрышками , обращенными разрезанными сечениями к блоку. Блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт. Блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса дорожного полотна, соединены между собой длинными тросами,а в верхних рядах - короткими тросами. Маты расположены с противололожных сторон дорожного полотна, а тросы перекинуты через него. 1 з.п.ф-лы, 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 02 В 3/12

1 M ,О Э

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4809513/15 (22) 13.02.90 (46) 07.04.92. Бюл. М 13 (71) Алма-Атинский архитектурно-строительный институт (72) Ж.Б.Байнатов, В.А.Каро-Мадэ, Б.И,Филипченко и Л.Ж.Щербакова (53) 627.52(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР N

883228, кл. Е 02 В 3/12, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ БЕРЕГОВ

И ОТКОСОВ ОТ РАЗМЫВА И ОПОЛЗНЕЙ (57) Изобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортИзобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортных дорог, откосов и морских берегов от размыва речными и селевыми паводками.

Цель изобретения — упрощение изготовления конструкции мата, повышение устойчивости блоков на опрокидывание и сдвиг.

Предлагаемое устройство для защиты берегов и откосов о размыва и оползней включает гибкие маты, выполненные из каменных блоков, обжатых снизу и сверху утилизированными полуавтопокрышками, разрезанными по продольной оси, обращенными разрезанными сечениями к блоку и соединенными между собой вертикальными хомутами, при этом блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт, кроме того блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса, со„„. Ж„„1724792 А1 ных дорог, откосов и морских берегов от размыва, Устройство для защиты откосов и берегов от размыва выполнено в виде гибкого мата, состоящего из каменных блоков.

Блоки снизу и сверху обжаты разрезанными по продольной оси утилизированными автопокрышками, обращенными разрезанными сечениями к блоку. Блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт. Блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса дорожного полотна, соединены между собой длинными тросами,а в верхних рядах — короткими тросами. Маты расположены с противоположных сторон дорожного полотна, а тросы перекинуты через него. 1 з.п,ф-лы, 9 ил. единены между собой длинными тросами, а в верхних радах — короткими тросами.

Длинные и короткие тросы, служащие для соединения каменных блоков, расположенных с противоположных сторон откоса, перекинуты через дорожное полотно.

На фиг.1 изображено устройство для защиты откосов железнодорожного полотна, вид в плане; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — блок с длинным тросом, общий вид; на фиг.4 — фрагмент конструкции верхних рядов мата из блоков, соединенных между собой хомутами и перемычками; на фиг.5 — разрезанные половины автопокрышки на фиг.б и 7 — блоки, образованные из двух и трех каменных глыб; на фиг.8— устройство для защиты откосов автомобильных дорог от размыва и.оползней, поперечный разрез; на фиг.9 — морской берег, укрепленный двухслойными матами для за1724792

55 щиты от всплесков воды, поперечный разрез. Гибкий мат 1 устройства для защиты откосов и берегов 2 от размыва и оползней состоит из каменных блоков 3, обжатых снизу и сверху утилизированными автопокрышками 4, разрезанными по продольной оси, обращенными разрезанными сечениями к блоку 3 и соединенными между собой вертикальными хомутами 5, при этом блоки 3 соединены между собой гибкими перемычками 6 и заглублены в грунт, кроме того блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса дорожного полотна 7, соединены между собой длинными тросами 8, а верхних рядах — короткими тросами 9.

При защите односкатных откосов и берегов морей для удержания гибких матов сдвигов используют сваи 10.

Блоки изготавливают в карьерах или из природных материалов — каменных валунов, извлекаемых из селевых отложений

I или из горного ущелья, составляющим блока я вля ются утилиэи рова нные замкнутые полуавтопокрышки 4 разных диаметров, которыми обхватывают каменный блок и соединяют, напрягая их между собой, не менее тремя хомутами 5. Между двумя полуавтопокрышками, обращенными разрезанными сечениями одна к другой, устанавливают одну или несколько каменных глыб, подобранных из условия устойчивости на один блок.

Предварительно место установки каждого блока уплотняется под выступы камней таким образом, чтобы полуцилиндрическая поверхность полуавтопокрышки равномерно опиралась на поверхность откоса.

Для образования гибкого мата блоки устанавливают устойчиво и плотно в ряд и соединяют между собой через автопокрышки, напрягая гибкими перемычками на уровне верхней полуавтопокрышки.

Блоки, расположенные в противоположных низовых зонах откосов, соединены между собой длинными тросами 8, перекинутыми через дорожное полотно, причем тросы охватывают блок по периметру среднего сечения, включая и хомуты для надежного закрепления. Блоки, расположенные в верхах противоположных откосов, соединены между собой короткими тросами 9. Блоки, соединенные длинными тросами 8, выполняют две функции: во-первых, поддерживают блок, расположенный вдольтроса bio откосу, от сдвига, во-вторых, являются частью гибкого мата, т.е. защищают откос от размыва.

Блоки, соединенные короткими тросами 9, исключают опрокидывание и сдвиги верхних рядов блоков и не допускают уплот5

40 нения их в ряд, тем самым разгружая длинный трос 8.

Удар паводков, селевых потоков и морских волн непосредственно воспринимаются блоками, при этом поверхность защищаемых откосов не претерпевает никаких внешних изменений, так как массы мата из тяжких блоков поглощают и отражают размывную силу удара.

При систематическом и импульсном воздействии паводков на берег каменные блоки погружаются собственным весом на дно, описывая очертания размыва, таким образом исключается появление обнаженных поверхностей откосов, Шероховатость и вертикальные. сквозные щели, образованные при стыковке блоков, способствуют лучшему гашению напора набегающих волн и снижению ее наката на откос, т.е, происходит интенсивная диссинация (рассеивание) энергии потока воды, в результате чего исключается размыв. Преимуществами каменных блоков, снабженных полуавтопокрышками и соединенных между собой в ряд хомутами, перемычками, длинными и короткими тросами, являются высокая степень проницаемости, определяющая повышенных волногасящий эффект, устойчивое положение блоков и гибких матов, что позволяет увеличить крутизну откосов морских берегов и дорожных полотен.

Кроме того, для дополнительного повышения устойчивости блоков на сдвиг нижние ряды матов заглублены в грунт, Строительство гибких матов ведут с установкой в зоне низовых откосов блоков, присоединенных длинными тросами, затем к ним, опирая остальные блоки в направлении троса, образуют ряды, соединенные между собой перемычками, и после завершения монтажа всех блоков их последние ряды в верхах откосов соединяют между собой короткими тросами, перекинутыми через дорожные полотна.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней, включающее гибкие маты, выполненные из каменных блоков, расположенных рядами параллельно бровке откоса и соединенных между собой тросами, закрепленными на верхней кромке откоса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения изготовления его конструкции и повышения устойчивости блоков на опрокидывание и сдвиг, каменные блоки снизу и сверху обжаты утилизированными автопокрышками, продольно разрезанными по протекторной части, об1724792

55 ращенными разрезанными сечениями к блоку и соединенными между собой вертикальными хомутами, при этом блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт откоса, кроме того блоки в рядах, расположенных в низовой зоне откоса, соединены между собой длинными тросами, а в верхних рядах — короткими тросами.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения возможности защиты сооружения с двухсторонним

5 расположением откосов, маты расположены на противоположных откосах сооружения, а длинные и короткие тросы, служащие для соединения каменных блоков, перекинуты через гребень сооружения.

1724792

1724792

50

Составитель Г.Цветкова

Техред М.Моргентал Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö

Редактор Е.Харина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1155 Тираж Подписное

ВНИИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5