Силовая установка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано в системах наддува двигателей внутреннего сгорания для очистки проточных частей турбины и компрессора. Силовая установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, турбокомпрессор 2 с газоприемным патрубком турбины 3 и воздуховпуекным патрубком компрессора 4, водотрубный котел 5 с пароводяным 6 и водяным 7 барабанами. Двигатель 1 внутреннего сгорания и турбокомпрессор 2 выполнены охлаждаемыми водой. Канал 8 системы охлаждения двигателя подключен к камерам 9 и 10 рубашки водяного охлаждения турбокомпрессора 2.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л F 02 В 39/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Л (61) 1615412 (21) 4819078/06 (22) 01.03.90. (46) 07.04.92. Бюл. М 13 (71) Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства и Находкинская база активного морского рыболовства (72) P Д. Кантор, B. А, Шурига, С. Н. Зиборов, В. И. Левчук и В. Я. Кухаренко (53) 621.436.13.052(088.8) (56) Межерицкий А, Д. Турбокомпрессоры систем наддува судовых дизелей. — Л.: Судостроение, 1986, с. 206.
Авторское свидетельство СССР
N 1615412, кл, F 02 В 39/16, 1988;
„„. Ж„„1724911 А2 (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение может быть использовано в системах наддува двигателей внутреннего сгорания для очистки проточных частей турбины и компрессора. Силовая установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, турбокомпрессор 2 с газоприемным патрубком турбины 3 и воздуховпускным патрубком компрессора 4, водотрубный котел 5 с пароводяным 6 и водяным 7 барабанами, Двигатель 1 внутреннего сгорания и турбокомпрессор 2 выполнены охлаждаемыми водой. Канал 8 системы охлаждения двигателя подключен к камерам 9 и 10 рубашки водяного охлаждения турбокомпрессора 2.
1724911
К входу канала 8 подсоединен насос 11, который всасывающим патрубком связан с расширительной цистерной 12. B воздуховпускном патрубке компрессора и газоприемном патрубке турбины установлены распылители 13 и 14 моющей жидкости, каждый из которых выполнен в виде активного сопла 15, подключенного к источнику пара от пароводяного барабана 6, и пассивИзобретение относится к двигателестроению, в частности к системам очистки проточных частей турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, и является усовершенствованием установки по авт. св. N 1615412.
Известна система промывки, содержащая канал подачи нагретой воды из емкости, соединенной трубопроводом с нагнетательным патрубком турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания.
Система обладает недостатком — используемая вода имеет малую моющую способность из-за низкой скорости подачи.
Известна силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания, водотрубный котел, турбокомпрессор наддува с установленными во впускных патрубках распылителями моющей воды, соединенными с пароводяным и водяным барабанами.
Установка обладает недостатком— вследствие охлаждения воды в трубопроводе ее необходимо удалять, что усложняет эксплуатацию установки во время очистки, Кроме того, трубопровод вследствие сущег ственной протяженности обладает значительной металлоемкостью.
Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации при очистке проточной части турбокомпрессора и снижение металлоемкости, Поставленная цель достигается тем, что в силовой установке, содержащей двигатель внутреннего сгорания и турбокомпрессор наддува с газоприемным патрубком турбины и воздуховпускным патрубком компрессора, их систему охлаждения, водотрубный котел с водяным и пароводяным барабанами, в газоприемном патрубке турбины и воздуховпускном патрубке компрессора ус тановлены распылители моющей среды, каждый из которых выполнен в виде эжектора с концентрично установленными активными и пассивными соплами и с каналами выпуска пароводяной смеси, акного сопла 16, подключенного к источнику воды от рубашки водяного охлаждения турбокомпрессора. Использование пароводяной смеси для очистки проточных частей турбины и компрессора позволяет уменьшить время очистки и расход воды на очистку, что уменьшает попадание воды в цилиндры двигателя и улучшает условия эксплуатации. 1 ил. тивное сопло каждого эжектора подключено к пароводяному барабану, пассивное сопло каждого эжектора соединено с выходным патрубком системы охлаждения турбокомп5 рессора.
Отличие заключается в том, что пассивное сопло каждого эжектора соединено с выходным патрубком системы охлаждения.
Это позволяет улучшить условия эксплуата10 ции в процессе очистки, особенно турбокомпрессоров дизелей в составе энергетической установки большой мощности.
В этом случае исключается подача хо15 лодной воды из трубопровода, соединяющего пассивное сопла с водяным барабаном (как в известной установке). Вода остается в трубопроводе по окончании очистки, так как его протяженность значи20 тельна в установках большой мощности.
Отличие позволяет уменьшить металлоемкость канала подачи моющей воды, так как потребуется труба, соединяющая выходной патрубок системы охлаждения компрес25 сора, очень малой длины. При этом в соединяющей трубе вода на работающем двигателе всегда будет нагрета до температуры 70-90 С и с паром образует моющую смесь достаточно высокой температуры.
30 На чертеже показана принципиальная схема силовой установки.
Силовая установка содержит двигатель
1 внутреннего сгорания, турбокомпрессор 2 с газоприемным патрубком турбины 3 и воз35 духовпускным патрубком компрессора 4 и водотрубный котел 5 с пароводяным 6 и водяным 7 барабанами. Двигатель 1 внутреннего сгорания и турбокомпрессор 2 выполнены охлаждаемыми водой, Канал 8
40 системы охлаждения двигателя 1 подключен к камерам 9 и 10 рубашки водяного охлаждения турбокомпрессора 2. К входу канала 8 подсоединен насос 11, который всасывающим патрубком связан с расшири45 тельной цистерной 12. В воздуховпускном патрубке компрессора 4 и газоприемном
1724911
30
Составитель Н,Лапушкин
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Шевкун
Редактор Н.Тупица
Заказ 1161 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при. ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 патрубке турбины 3 установлены распылители 13 и 14 моющей жидкости, каждый из которых выполнен в виде эжектора с активным 15 и пассивным 16 соплами.
Пароводяной барабан 6 водотрубного котла 5 снабжен выпускным трубопроводом, разделенным на две ветви, одна из. которых подключена к активному соплу 15 распылителя 13, установленного в воздуховпускном патрубке компрессора 4, а другая подключена к активному соплу 15 распылителя 14, установленного в газоприемном патрубке турбины 3. Рубашка охлаждения турбокомпрессора 2 выполнена с выходным патрубком 17, который снабжен отверстием, собщенным с помощью трубопроводов с пасивными соплами 16 распылителей 13 и 14. К водотрубному.котлу
5 подведены трубопроводы питательной воды 18 и топлива 19, в выпускном трубопроводе пароводяного барабана 6 установлен запорный клапан 20, а в трубопроводах, соединяющих ответвление выходного патрубка 17 рубашки охлаждения турбокомпрессора 2 с пассивными соплами 16 каждого распылителя 13 и 14, установлены клапаны
21 и 22.
Силовая установка работает следующим образом.
Двигатель1 внутреннего сгорания отдает в системе охлаждения теплоту воде, которая затем подается насосом 11 через канал 8 в камеры 9 и 10 рубашки охлаждения турбокомпрессора 2. Проходя камеры 9 и 10, вода нагревается до температуры 70—
90 С и поступает в расширительную цистер50 ну 12. Одновременно в водотрубный котел 5 подается вода и топливо, осуществляется приготовление пара, Во время очистки турбины и компрессора открываются клапаны 21 и 22 и запорный
55 клапан 20. Пар поступает к активным соплам 15 распылителей 13 и 14, разгоняя поступающую через пассивные сопла 16 воду, и пароводяная смесь подается в проточные части турбины и компрессора.
По окончании очистки клапаны 21 и 22 и запорный клапан 20 закрываются.
Использование пароводяной смеси для очистки проточных частей позволяет уменьшить время очистки и расход воды на про5 мывку, что уменьшает попадание воды в цилиндры двигателя и улучшает условия эксплуатации.
Формула изобретения
10 Силовая установка по авт. св. К.
1615412, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, турбокомпрессор выполнен с рубашкой водяного охлаждения и выходной патрубок
15 этой рубашки выполнен с ответвлением, а пассивное сопло каждого эжектора подключено к ответвлению выходного патрубка рубашки водяного охлаждения турбокомпрессора.