Устройство разгрузки ротора центробежного насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано в разгрузочных устройствах ротора центробежного насоса. Цель изобретения состоит в повышении надежности и эффективности работы устройства путем обеспечения автоЮ 47 матической осевой разгрузки. Устройство содержит закрепленный на валу 1 разгрузочный поршень (П) 2, образующий с корпусом 4 радиальную щель 6. П 2 выполнен с полостью 9, в цилиндрической стенке П 2 выполнены радиальные сквозные отверстия 12. На валу 1 укреплено кольцо 14 из упругодемпферного пористого материала, образующее с внутренней цилиндрической поверхностью П 2 дросселирующую щель 17. Кольцо 14 может упираться в кольцевой упор 13и пружину 16. Навалу 1 установлены дистанционные втулки 18 и 19. Корпус 4 выполнен с выступом 5, образующим со стенкой П 2 радиальную щель 6. На поверхностях цилиндрической стенки П 2 выполнены винтовые канавки с разнонаправленными нарезками, препятствующие перетеканию жидкости из зоны высокого давления в зону низкого давления. 4 з. п. ф-лы, 3 ил. 6 21 fe
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (!() 1724949 А1 (я)5 F 04 D 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4819257/29 (22) 24.04.90 (46) 07.04.92. Бюл. М 13 (71) Самарский авиационный институт им, акад. С. П. Королева (72) Д. Е. Чегодаев, Ф. М. Шакиров, М. В. Кийкова, P. М. Арефулин, С. В. Осипов и В. Н, Самсонов (53) 621.671(088.8) (56) Патент Германии М 208381, кл. 59 в, 3, 1909.
Авторское свидетельство СССР
N. 1195065, кл. F 04 D 29/04, 1984. (54) УСТРОЙСТВО РАЗГРУЗКИ РОТОРА
ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА (57) Изобретение может быть использовано в разгрузочных устройствах ротора центробежного насоса. Цель изобретения состоит в повышении надежности и эффективности работы устройства путем обеспечения авто10 матической осевой разгрузки. Устройство содержит закрепленный на валу 1 разгрузочный поршень (П) 2, образующий с корпусом 4 радиальную щель 6. П 2 выполнен с полостью 9,.в цилиндрической стенке П 2 выполнены радиальные сквозные отверстия
12, На валу 1 укреплено кольцо 14 из упругодемпферного пористого материала, образующее с внутренней цилиндрической поверхностью П 2 дросселирующую щель
17. Кольцо 14 может упираться в кольцевой упор 13 и пружину 16. На валу 1 установлены дистанционные втулки 18 и 19, Корпус 4 выполнен с выступом 5; образующим со стенкой П 2 радиальную щель 6, На поверхностях цилиндрической стенки П 2 выполнены винтовые канавки с разнонаправленными нарезками, препятствующие перетеканию жидкости из зоны высокого давления в зону низкого давления. 4 з. и. ф-лы, 3 ил, 2f
1724949
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано для осевой разгрузки роторов турбомашин и центробежных насосов, Известно разгрузочное устройство ротора центробежного насоса, содержащее установленный в корпусе и закрепленный на валу разгрузочный поршень, образующий с корпусом дросселирующую щель.
Недостатком устройства является узость и фиксированность его рабочего диапазона по частоте вращения ротора, низкая работоспособность в условиях. осевой вибрации ротора.
Известно устройство разгрузки ротора от действия осевой силы, содержащее разгрузочный поршень, закрепленный на валу и образующий с корпусом радиальную щель, сообщающую зону высокого и низкого давления.
Недостатком устройства является низкая надежность устройства на нерасчетных режимах ротора в связи с соприкосновением роторных и статорных частей в результате избыточной деформации составляющих элементов, а также невысокие диссипативные и жесткостные свойства, обуславливающие невозможность эффективного гашения осевой вибрации ротора и ударных нагрузок, Целью изобретения является повышение надежности и.эффективности работы устройства путем обеспечения автоматической осевой разгрузки.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве, содержащем корпус и разгрузочный поршень, закрепленный на валу и образующий с корпусом радиальную щель, сообщающую зону высокого и низкого давления, разгрузочный поршень выполнен с полностью, открытой со стороны зоны высокого давления,, в цилиндрической стенке поршня выполнен ряд радиальных сквозных отверстий, равномерно размещенных по окружности, на валу укреплено кольцо из упругого пористого материала, наклоненное в сторону зоны высокого давления, расположенное в полости поршня и образующее с внутренней цилиндрической поверхностью последнего дросселирующую щель, а в плоскости, касательной к отверстиями со стороны торцовой стенки поршня, размещен кольцевой упор для упругого пористого кольца. Корпус выполнен с выступом, образующим с внутренней поверхностью цилиндрической стенки поршня радиальную щель, а с его торцовой поверхностью — промежуточную камеру, Упругое пористое кольцо подпружинено относительно глухого торца поршня, а на валу
50 установлены дистанционные втулки, расположенные по обе стороны основания упругого пористого кольца, На поверхностях цилиндрической стенки поршня, образующих с корпусом радиальные щели, выполнены винтовые канавки с разнонаправленными нарезками, препятствующие перетеканию жидкости из зоны высокого давления в зону низкого давления.
На фиг, 1 показано устройство разгрузки, продольный разрез, нерабочее положение; на фиг. 2 — то же, в рабочем режиме работы насоса; на фиг. 3 — то же, при нерасчетном режиме работы насоса.
Устройство содержит закрепленный на валу 1 разгрузочный поршень 2 с полостью, открытой в сторону рабочего колеса 3 насоса, помещенный в корпус 4 с выступом 5 с образованием радиальной щели 6 между корпусом и поршнем и промежуточной камеры 7 между корпусом и торцовой поверхностью поршня, сообщающих с полостью слива 8 кольцевую рабочую камеру 9, формируемую поршнем 2 и корпусом 4 и соединяемую с полостью нагнетания 10 дросселирующей щелью 11 постоянного сопротивления, В теле цилиндрической части поршня 2 выполнен ряд равномерно размещенных по окружности сквозных радиальных отверстий 12, сообщающих рабочую камеру 9 с полостью слива 8, по касательной плоскости к которым со стороны глухого торца 2 расположен кольцевой упор 13 для находящегося в рабочей камере 9 под отверстиями
12 кольца 14 из упругого пористого материала, Кольцо 14 жестко закреплено на втулке 15, установленной на валу 1, наклонено в сторону рабочего колеса 3 насоса, подпружиненос противоположной стороны относительно глухого торца поршня 2 упругим элементом 1б и образует с внутренней цилиндрической поверхностью поршня 2 дросселирующую щель 17 переменного сопротивления. Осевое положение втулки
15 с кольцом 14 относительно поршня 2 регулируется дистанционными втулками 18 и 19, последняя из которых образует с корпусом 4 входную дросселирующую щель 11.
На внешней и внутренней цилиндрических поверхностях поршня 2 вблизи незамкнутого торца выполнены винтовые канавки
20 и 21 с разнонаправленными нарезками, причем линия канавки 21 направлена от полости 8 в сторону промежуточной камеры 7, а линия канавки 20 — от камеры 7 в сторону рабочей камеры 9.
Устройство работает следующим образом, 1724949
При вращении ротора компонент из полости нагнетания 10 через входную дроссельную щель 11 постоянного сопротивления попадает в рабочую камеру 9 и разделяется на два потока. Первый проходит на слив в полость 8 по гидродинамическому тракту, состоящему из камеры 7 и щелей 6, при этом компонент по канавке 21 движется в сторону камеры 7, а по канавке
20 — в сторону камеры 9, чем достигается повышенное сопротивление перетечкам жидкости из камер 7 и 9 по этому каналу, Второй поток -через поры кольца 14 и дросселирующую щель 17, затем через радиальные отверстия 12 — на слив в полость 8.
Соотношение между величинами потоков обуславливает величину осевого усилия разгрузки и зависит от величин гидродинамических сопротивлений первого и второго каналов движения компонента, т.е. от длины осевых щелей 6 и находящихся в работе частей винтовых канавок 20 и 21, а также величины зазора 17, пористости кольца 14 и соотношения величин объемов камер 7 и 9.
Действующие на кольцо 14 центробежные силы стремятся, с одной стороны, уменьшить его наклон, а с другой — растянуть его. Вследствие этого и действующего на кольцо 14 перепада давления последнее деформируется, сжимая пружину 16, и занимает на рабочих оборотах положение, при котором величина зазора 17 уменьшается, а отверстия 12 не перекрыты (фиг. 2). В таком положении кольца 14, определяемом его жесткостью и жесткостью пружины 16, а также начальной осевой координацией кольца 14 относительно поршня 2, обеспечивается уравновешивание осевого усилия, возникающего на рабочем колесе 3 насоса, С ростом оборотов ротора на рабочем колесе 3 возникает прирост осевого усилия, сдвигающий ротор влево. В результате увеличивается длина щелей 6 и рабочей части винтовых канавок 20 и 21, что создает дополнительное сопротивление протоку компонента по первому каналу и способствует росту давления в камерах 7 и 9 и перепада давления на кольце 14.
Увеличение действующих на кольцо 14 центробежных сил и сил давления жидкости сопровождается преодолением упругих сил пружины 16 и кольца 14 и вызывает дальнейшую деформацию последнего до упора— в осевом направлении — в торец 13. а в радиальном — во внутреннюю поверхность цилиндрической части поршня 2. При этом отверстия 12 перекрываются, и переток компонента из камеры 9 через отверстия 12 в полость 8 достигает минимума, обусловленного проводимостью пористой структу5
50 ры кольца 14 (фиг. 3). В результате давление в рабочей камере 9 и камере 7 быстро нарастает до величины, необходимой для компенсации прироста осевого усилия, действующего на ротор, и система приходит в равновесное состояние.
При наличии осевой вибрации ротора диссипация энергии его колебаний осуществляется при перетечках компонента через гидродинамические сопротивления в виде осевых дросселирующих щелей 11. 6 и 17 и пористой структуры кольца 14. Диссипация происходит также в упругодемпферном материале кольца 14 при его деформации колебательного характера под действием переменного перепада давления на нем, Величина и расположение диапазона частот вращения ротора, в котором эффективно работает устройство, зависит от упругодемпфирующих и гидродинамических свойств кольца 14 и его осевого расположения, регулируемого втулками 18 и 19, жесткости пружины 16, величины гидродинамических сопротивлений осевых щелей 6, 17 и 11, производительности винтовых канавок 20 и 21, объемов камер 7 и 9.
В случае действия на ротор нагрузки ударного характера последняя эффективно гасится за счет динамической жесткости.
Резкое смещение ротора влево вызывает скачки давления в камерах 7 и 9, причем скачок давления в камере 7 выше вследствие податливости кольца 14. При этом жидкость аккумулирует энергию осевого движения и затем диссипирует ее при протекании через гидродинамические сопротивления. Величина динамической жесткости зависит от конструктивных, гидродинамических и физических параметров, а именно объемов камер 7 и 9, жесткостей кольца 14 и пружины 16, гидродинамических сопротивлений щелей 6, 17 и 11, пористости и осевого расположения кольца 14, плотности и сжимаемости жидкости.
Таким образом, использование изобретения повышает надежность путем устранения возможности контакта статорных и роторных элементов и эффективность работы вследствие улучшения упругодемпфирующих характеристик, что позволяет устройству воспринимать не только статические, но и динамические нагрузки.
Формула изобретения
1. Устройство разгрузки ротора центробежного насоса, содержащее корпус и разгрузочный поршень, закрепленный на валу и образующий с корпусом радиальную щель, сообщающую зоны высокого и низкого давления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 1724949
2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что корпус выполнен с выступом, 21 7 2 8
Составитель Ф.Шакиров
Редактор И.Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор О.Ципле
Заказ 1163 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с целью повышения его надежности и эффективности работы путем обеспечения автоматической осевой разгрузки, разгрузочный поршень выполнен с полостью, открытой со стороны зоны высокого давления, в цилиндрической стенке поршня выполнен ряд радиальных отверстий, равномерно размещенных по окружности, на валуукреплено кольцо из упругодемпферного пористого материала, наклоненное в сторону зоны высокого давления, расположенное в полости поршня и образующее с внутренней цилиндрической поверхностью последнего дросселирующую щель, а в плоскости, касательной к отверстиям со стороны торцовой стенки поршня, размещен кольцевой упор для упругого пористого кольца. образующим с внутренней поверхностью цилиндрической стенки поршня радиальную щель, а с его торцовой поверхностью— промежуточную камеру.
5 3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ее с я тем, что упругое пористое кольцо подпружинено относительно глухого торца поршня.
4. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е е10 с я тем, что на валу установлены дистанционные втулки, расположенные по обе стороны основания упругого пористого кольца.
5. Устройство по п,2, отл и ч а ю щеес я тем, что на поверхностях цилиндриче.15 ской стенки поршня, образующих с корпусом радиальные щели, выполнены винтовые канавки с разнонаправленными нарезками, препятствующие перетеканию жидкости из зоны высокого давления в зону низкого дав20 ления.