Устройство для контроля технического состояния дизельного двигателя внутреннего сгорания транспортного средства по топливно-экономическим показателям в условиях эксплуатации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: устройство содержит два тахометрических датчика 1,2, два блока 3,4 преобразования сигналов датчиков , два пиковых детектора ПДК 13, 14, компаратор 15 напряжения, генератор 16 линейно-возрастающего напряжения, дифференцирующий усилитель 17, пороговое устройство 18, триггер 19 измерения, элемент И 20, генератор 21 образцовой частоты , счетчик 22, индикатор 23, кнопку 24. Каждый блок 3, 4 преобразования сигналов датчика содержит усилитель 5 (6), формирователь 7 (8), одновибратор 9 (10), фильтр 11
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) ((() ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4837853/06 (22) 21.03.90 (46) 07.04.92. Бюл. М 13 (71) Ленинградский сельскохозяйственный институт (72) B.Ï.Êñåíîôîíòîâ, А.В,Колчин, B.Ï,Oñèпов, Л.А.Тарасова, Ю,А,Сапожников и
Ж,К,Тайбаса ров (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Заявка Франции М 2448710, кл. G 01 F 9/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ТОП(я)з G 01 М 15/00, G 01 F 9/00
ЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ (57) Сущность изобретения: устройство содержит два тахометрических датчика 1, 2, два блока 3, 4 преобразования сигналов датчиков, два пиковых детектора ПДК 13, 14, компаратор 15 напряжения, генератор 16 линейно-возрастающего нап ряжения, дифференцирующий усилитель 17, пороговое устройство 18, триггер 19 измерения, элемент И 20, генератор 21 образцовой частоты, счетчик 22, индикатор 23, кнопку 24.
Каждый блок 3, 4 преобразования сигналов датчика содержит усилитель 5 (6), формирователь 7 (8), одновибратор 9 (10), фильтр 11 (12) низких частот. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.
1725084
Цель изобретения — повышение досто- 25
35
50
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для диагностирования двигателя внутреннего сгорания.
Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к предлагаемому является устройство, состоящее из двух тахометрических датчиков, один из которых устанавливается в магистрали подачи топлива, а другой — в магистрали его возврата в бак, двух блоков преобразования сигналов датчиков, дифференцирующего устройства и блока. Устройство позволяет получить удельный расход на единицу пройденного расстояния.
Недостатком известного устройства является то, что его работа не связана с режимом работы двигателя и результаты измерения расхода зависят от условий движения транспортного средства. Кроме того, для оценки экономичности транспортного средства необходимо проехать определенное расстояние, что связано с дополнительными затратами времени. верности оценки и снижение затрат времени на определение технического состояния двигателя по топливно-экономическим параметрам. На чертеже представлена схема устройства.
Устройство состоит из двух датчиков 1 и
2 тахометрического типа (один для установки во всасывающей магистрали топливного насоса, второй — в магистрали возврата иэлишков топлива в бак), двух блоков преобразования сигналов датчиков 3 и 4, состоящих из усилителей 5 и 6, формирователей 7 и 8, одновибраторов 9 и 10 и фильтров 11 и 12 нижних частот. К выходам блоков преобразования подключены пиковые детекторы 13 и 14. Сигналы с пиковых детекторов поступают на входы компаратора 15 напряжения и генератора 16 линейно-возрастающего напряжения, Выход блока 3 преобразования через дифференцирующий усилитель 17 и пороговое устройство 18 соединен с первым входом триггера 19 измерения, второй вход которого соединен с компаратором напряжения. Выход триггера измерения соединен с вторым входом генератора линейно-возрастающего напряжения и первым входом схемы И 20. Второй вход схемы И соединен с выходом генератора 21 образцовой частоты. Выход схемы И соединен через счетчик 22 с индикатором
23. В устройстве предусмотрена кнопка 24, подключенная к пиковым детекторам 13 и
14 и счетчику 22.
Устройство работает следующим образом.
Тахометрический датчик 1 расхода устанавливается в магистраль всасывания топливного насоса двигателя, а датчик 2 — в магистраль слива излишков топлива в бак.
Запускается двигатель, Турбинки датчиков
1 и 2 под действием потоков топлива вращаются с угловой скоростью, пропорциональной объемному расходу топлива, проходящего по магистрали всасывания и магистрали слива соответственно, На выходе датчиков образуются последовательности электрических импульсов синусоидальной формы с изменяющейся в зависимости от расхода частотой и амплитудой.
Электрические импульсы с датчиков 1 и
2 поступают в блоки 3 и 4 преобразования сигналов соответственно, где они усиливаются усилителями 5 и 6, формируются формирователями 7 и 8, калибруются по длительности и амплитуде одновибраторами 9 и 10 и усредняются фильтрами 11 и 12 нижних частот, Напряжение с выходов блоков преобразования сигналов датчиков поступает на входы пиковых детекторов 13 и
14, которые осуществляют хранение максимальных значений напряжения. Одновременно напряжение с выхода первого блока
3 преобразования поступает на вход дифференцирующего усилителя 17, а с него на пороговое устройство 18, которое вырабатывает электрический импульс напряжения в момент спада напряжения на выходе блока 3, обусловленного началами действия регулятора частоты вращения дизеля (измерение максимального расхода топлива в режиме свободногз разгона коленчатого вала) или сокращением потребления топлива при остановке дизеля (измерение расхода топлива на холостом ходу). Этот импульс поступает на вход триггера 19 измерения, который переходит в "единичное" состояние, запуская генератор 16 линейновозрастающего напряжения, открывая схему И
20. С генератора 21 образцовой частоты через схему И 20 на счетчик 22 начинают поступать импульсы образцовой частоты.
Напряжение на выходе генератора 16 линейновозрастающего напряжения начинает линейно возрастать от значения, поступившего с пикового детектора 14 (соответствует расходу топлива во всасывающей магистрали топливного насоса). Как только величины этих напряжений сравняются, компаратор
15 напряжения дает сигнал на вход триггера
19 измерения и переводит его в исходное состояние, "Нулевой" потенциал, поступивший на вход схемы И 20, прекращает поступление импульсов с генератора 21 образцовой частоты на счетчик 22. Количество импульсов, поступившее в счетчик 22, 1725084
35
45
Составитель В.Ксенофотов
Редактор В.Бугренкова Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т.Малец
Заказ 1170 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 пропорционально времени линейного возрастания напряжения, соответствующего расходу в линии возврата до напряжения, соответствующего расходу во всасывающей магистрали, т.е. разности этих расходов, и 5 таким образом, представляет измеряемый расход топлива (л/ч).
Формула изобретения
1. Устройство для контроля технического состояния дизельного двигателя внутрен- 10 него сгорания транспортного средства по топливно-экономическим показателям в условиях эксплуатации, содержащее два датчика расхода топлива, один из которых установлен во всасывающей магистрали 15 топливного насоса, а другой — в магистрали слива топлива в бак, два блока преобразования сигналов датчиков, каждый из которых подключен к выходу соответствующего датчика, и индикатор, отличающееся 20 тем, что, с целью повышения достоверности оценки и снижения затрат времени, устройство дополнительно содержит два пиковых детектора, компаратор напряжения, генератор линейновоэрастающего напряжения, 25 дифференцирующий усилитель, пороговое устройство, триггер, схему И, генератор образцовой частоты, счетчик с управляющим входом и кнопку сброса, причем первый вход компаратора напряжения через первый пиковый детектор связан с выходом первого блока преобразования, а второй вход компаратора подключен к выходу генератора линейновоэрастающего напряжения, один вход которого соединен через второй пиковыйдетектор с выходом второго блока преобразования, а другой с выходом триггера измерения, первый вход которого через последовательно включенные дифференцирующий усилитель и пороговое устройство связан с выходом первого блока преобразования, а второй вход — с выходом компаратора напряжения, первый вход схемы И соединен с выходом триггера измерения, а второй вход — с выходом генератора образцовой частоты, выход схемы И соединен с входом счетчика,-выход которого подключен к индикатору, а вторые выходы пиковых детекторов через кнопку сброса связаны с управляющим входом счетчика.
2. Устройство по п.1. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждый блок преобразования сигнала датчика выполнен в виде последовательно соединенной цепочки, состоящей из усилителя, формирователя, одновибратора и фильтра низких частот.