Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - снижение аэродинамического сопротивления и улучшение охлаждения. Статор электрической машины имеет сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник 3, разделенный на отсеки радиальными ребрами 5. В этих ребрах на стороне, обращенной к кожуху 6, выполнены окна 8, соединяющие соседние отсеки. Это снижает аэродинамическое сопротивление и улучшает охлаждение. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ
8 12
1Р
14
Я
17 (21) 4798489/07 (22) 02.03.90 (46) 07.04.92. Бюл. N 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) Н.А.Куцын, Ю.B.Ïîðøíåa и B.ß,Âoëoõ (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 375735, кл, Н 02 К 9/02, 1973.
Патент ФРГ М 956328, кл. 21 б 55/01, 1956.,,5U „„1725323 А1 (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления и улучшение охлаждения. Статор электрической машины имеет сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник 3. разделенный на отсеки радиальными ребрами 5. В этих ребрах на стороне, обращенной к кожуху 6, выполнены окна 8, соединяющие соседние отсеки.
Это снижает аэродинамическое сопротивление и улучшает охлаждение. 2 ил.
1725323
50
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.
Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления и улучшение 5 охлаждения.
На фиг. 1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
Статор электрической машины имеет 10 сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по его периметру трубчатый теплообменник 3, разделенный на отсеки 4 продольными радиальными ребрами 5, расположенными 15 между кожухом 6 теплообменника 3 и спинкой 7 сердечника 1. В продольных радиальных ребрах 5, на стороне, обращенной к кожуху 6, имеются вентиляционные окна 8, прилегающие к кожуху 6 и гидравлически 20 соединенные с отсеками 4 теплообменника
Теплообменник 3 имеет нижнюю 9 и верхнюю 10 зоны. Нижняя 9 и верхняя 10 зоны содержат соответственно входные 11 25 и 12 и выходные 13 и 14 участки. Продольные трубы 15 теплообменника 3 закреплены в его боковых плитах 16. Направление движения хладагента показано на фиг. 1, 2 стрелками. Лобовые части 17 обмотки ста- 30 тора расположены в камерах 18 этих лобовых частей.
При работе электрической машины выходящие из радиальных вентиляционных каналов 2 сердечника 1 струи потока хлада- 35 гента поступают на входной участок 11 нижней эоны 9 теплообменника 3, откуда одна часть струй потока хладагента направляется вдоль труб i 5 нижней зоны 9 к выходным ее участкам 13, другая часть поступает на 40 входной участок 12 верхней зоны 10 теплообменника 3 и далее вдоль труб 15 верхней зоны 10 направляется к выходным ее участкам 14, а третья часть попадает в вентиляционные окна 8. Из выходных участков 14 верхней зоны 10 теплообменника 3 и вентиляционных окон 8 струи потока хладагента поступают в выходные участки 13 нижней зоны 9 теплообменника 3, и далее через камеры 18 общей струей поток хладагента выходит из теплообменника 3 в камеры 18 на лобовые части обмотки статора, Проходное сечение вентиляционных окон в продольных радиальных ребрах теплообменника выбирается исходя из условия наименьших потерь на охлаждение и необходимого соотношения прохождения хладагента через нижнюю и верхнюю зоны теплообменника.
Таким образом, благодаря увеличению общей площади поперечного сечения теплообменника и выполнения его вентиляционного тракта с переменным проходным сечением снижается аэродинамическое сопротивление теплообменника и возрастает расход хладагента через электрическую машину, что существенно увеличивает интенсивность охлаждения внутреннего хладагента и лобовых частей обмотки статора.
Формула изобретения
Статор электрической машины, содержащий сердечник с радиальными вентиляционными каналами и размещенный в кожухе, распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник, разделенный на отсеки продольными радиальными ребрами, размещенными между кожухом и сердечником, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления и улучшения охлаждения в упомянутых ребрах на стороне, обра: .,енной к кожуху, выполнены Окна, соединяющие соседние отсеки.
1725323 иг. 2
Составитель.А. Воинов
Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец
Заказ 1182 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101