Способ прокатки листов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к прокатному производству, может быть использовано при прокатке листов и полос. Цель способа - повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации , перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относите л ь- . ным обжатием Ј в пропуске, определяемым по математической формуле. Способ позволяет повысить качество листов путем уменьшения кривизны головной части раската и плоскостности. 2 з.п., 1 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 21 В 1/38
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЬЭ о
О 4
1 (21) 4787403/27 (22) 30.01.90 (46) 15;04.92. Бюл. hh 14 (71) Донецкий политехнический институт и
Производственное объединение "Новокраматорский машиностроительный завод" (72) B.Ñ,Ãîðåëèê, В.И.Пономарев, А.Я.Писаренко, А.В,Дубейковский, В.А.Переходченко, А,B.Ôåoôèëàêòoâ и Е,А,Гладчук (53) 621,771.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 894944, кл, В 21 В 1/38, 1979, Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке листов и полос.
Известен способ прокатки листов, включающий прокатку листов в валках неравного диаметра, причем валок меньшего диаметра выполнен неприводным.
Недостатком этого способа является невозможность корректировки формы полосы, возникающая вследствие отключений параметров процесса прокатки от заданных.
Наиболее близким к изобретению является способ прокатки листов, включающий деформацию раската парой валков; вращающихся с неодинаковыми окружными скоростями. При этом в процессе прокатки определяют износ валков, а соотношение скоростей увеличивают пропорционально величине их износа к ширине листа.
Недостатками .этого способа являются неоптимальное соотношение скоростей.. Ж„, 1726078 А1 (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ (57) Изобретение относится к прокатному производству, может быть использовано при прокатке листов и полос. Цель способа— повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации, перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относительным обжатием е в пропуске, определяемым по математической формуле. Способ позволяет повысить качество листов путем уменьшения кривизны головной части раската и плоскостности. 2 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл. валков с точки зрения воздействия на качественные показатели прокатываемых листов (показатели служебных. свойств и формы) и нестабильность задаваемого соотношения скоростей валков в нестационарных процессах прокатки (захват, выброс раската).
Целью изобретения является повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и формы (снижение амплитуды неплоскостности) путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации.
Поставленная цель достигается тем, что перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относительным обжатием я в пропуске. определяемым по формуле
1726078
50 — -- — 1- —----г = (l,9...2.1) !- -- — — (1 2 — + 1 ) 1) / Н по
Hm2 Р (1) где Н,h — толщина раската до и после пропуска соответственно;
R — радиус рабочих валков, m — относительная длина очага дефорации, соответствующая характерным точкам функции дv р=- (а1+ а2 — ) m з1п (аз m), (2)
V где р — кривизна переднего конца раската; дv v1 v2
---- -- 2 — — -- — относительная раэV V) +V2 ность окружных скоростей ведущего V> и ведомого v2 валков;
2 4 LH h l
m =-- — — относительная длина
H+h очага деформации; а, а2, а3 — эмпирические коэффициенты, зависящие от параметров раската и особенности технологии прокатки и равные соответственно а = 0...2,2: а2 = 0,45...0,15; а3 =
=-1,57...2,03, Для уменьшения кривизны головной части раската путем минимизации разности скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков прокатку ведут с относительным обжатием E соответствующим величинам параметра т,, обращающим в нуль функцию (2). Для улучшения механических свойств и плоскостности раската путем максимизации продольных напряжений в очаге деформации прокатку ведут с относительным обжатием г:, соответствующим величине параметра
mo, обращающим в нуль первую производную функции (2). При этом разность скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков либо минимальна, либо максимальна, что позволяет получать минимальную кривизну передней части раската в первом случае и минимальную неплоскостность раската во втором случае. Помимо этого, во втором случае вследствие наличия максимальных продольных напряжений в очаге деформации улучшаются механические свойства прокатываемых листов.
Экспериментально установлено, что зависимость кривизны переднего конца раската от разности скоростей валков и относительной длины очага деформации имеет вид, изображенный на чертеже и описываемый уравнением (2), где
1 — при разности скоростей валков дн!ч =0;
2 — при разности скоростей валков дч/V < О, 5
3 — при разности скоростей валков дч/ч >0. дч
Функция р == f (— -, m) имеет периодичеV ский характер: существуют точки гп1, m3, mg, когда она экстремальна, и точки m2 к m4, обращающие ее в нуль. Если прокатку вести в окрестностях этих точек, можно путем и рокатки с неодинаковыми скоростями валков получить наибольшее повышение качества прокатных листов за счет улучшения их механических свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и формы (уменьшение амплитуды неплоскостности), Если прокатку вести в окрестностях точек m> v п, то из-эа компенсации разности скоростей валков обратной по знаку разностью напряжений раскат из валков выходит прямолинейно. Если же прокатку вести в окрестностях точек m), m3 и л 5, то здесь разность скоростей выхода металла со стороны ве„"ущего и ведомого валков, равная сумме разности скоростей валков и разности опережений, максимальна.
В очаге деформации возникают максимальные продольные напряжения, способствующие улучшению механических свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и уменьшению амплитуды неплоскостности раската.
Эмпирические коэффициенты а, а2, аз в формуле (2) зависят от режима нагрева сл ябов, работы гидросбива, и ревы шени я уровня прокатки надуровнем станинных роликов и т.д, и характерны для каждого стана.
Эксперименты, проведенные на ряде ТЛС позволяют рекомендовать укаэанные пределы этих коэффициентов для прокатки раскатов толщиной 250 — 10 мм, Пример 1, На ТЛС 3000 MК им Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях скоростной асимметрии (см, таблицу), Перед пропуском измеряли толщину раската и затем выполняли прокатку с относительным обжатием я в пропуске, определяемым по формуле (1), при величине относительной длины очага деформации, соответствующей характерным точкам функции (2). В результате прокатка в пропуске протекала со скоростными и деформационными параметрами очага деформации, позволившими повысить качество прокатных листов эа счет улучшения их служебных свойств (ударная вязкость и относительное удлинение) и формы (уменьшение амплитуды неплоскостности), Г1 р и м е р 2, На ТЛС 3000 МК им.Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях, аналогичных приведенным B npu1726078 мере 1. Прокатку вели с относительным обжатием я, соответствующим величинам параметра т9 функции (1), обращающим в нуль функцию (2), что позволило минимизи- 5. ровать разницу скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков и уменьшить тем самым кривизну головной части раската (см. таблицу). В черновой клети прокатку вели с относительным об- 10 жатием е, соответствующим величине параметра mo в окрестности точки mz, в . чистовой клети — с относительным обжатием, соответствующим величине параметра
mp в окрестности точек mz или mp (см, чер- 15 теж). В результате был обеспечен ровным передний конец раската, Пример 3. На ТЛС 3000 МК им.Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях, аналогичных приведенным при- 20 мере 1. Прокатку вели с относительным обжатием е, соответствующем величинам параметра mo функции (1), обращающим в нуль первую производную функции (2), что позволило улучшить механические свойства 25 и плоскостность раскатов путем максимизации напряжений в очаге деформации (см. таблицу).
В черновой клети стана прокатку вели с относительным обжатием е, соответствую- 30 щим величине параметра в,9 в окрестности точки ml, а в чистовой клети — с относительным обжатием, соответствующим величине параметра пь в окрестности точки гпз или m6 (см. чертеж). 35
Формула изобретения
1. Способ прокатки листов, включающий деформацию раската с управляемым 40 рассогласованием скоростей валков, о т л ич а ю шийся тем, что. с целью повышения качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформа- 45 ционных параметров очага деформации, перед деформацией раската измеряют его толщину Н, а сам раскат в пропуске деформируют с относительным обжатием е, определяемым по формуле
E= (1.9...2.1) ((1—
Н mo
+ 1), где Н вЂ” толщина раската до пропуска;
R — радиус рабочих валков:
m0 — относительная длина очага деформации, соответствующая характерным точкам функции
p= (а1+ а2 )m $1п(азm) (2) дч
V гдер- кривизна переднего конца раската, -1, Дч ч — vz — = 2 — относительная разV ч +vZ ность окружных скоростей ведущего (ч ) и ведомого (vz) валков; RН-1
m = 2 длина очага деформаH+Il ции;
h — толщина раската после пропуска; а, az, аз — эмпирические коэффициенты, зависящие от параметров раската и особенностей технологии прокатки и равные соответственно а = 0...2,2; az = 0,45...0,15; аз—
=1,57...2,03, 2. Способ поп.1, отли ча ющийс я тем, что, с целью уменьшения кривизны головной части раската путем минимизации разности скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков, прокатку ведут с относительным обжатием е, соответствующим величинам параметра во, обращающим в нуль функцию (2).
3. Способ поп.1, отл ича ю щийся тем, что, с целью улучшения служебных свойств и плоскостности раскатов путем максимизации продольных напряжений в очаге деформации, прокатку ведут с относительным обжатием е, соответствующим величинам параметра mo, обращающим в нуль первую производную функции (2).
1726078
8 о с z аьь з со з йо а и-т а е
O! X
z з
Z I- O!
IVY
0 Р 40 !
sk лzc! ч !! о.:ф л
1- а е о
Ф лв
I- Z
v s
l Y
v e е о
1- !.
v 3 оа в е
CI м
Ф
1
1
I l5
1 З
I i
1 Э т !ч
1
1 е х
Е Фс о л е в е а а3
z с в
1 Р!
I со м о
° !ч
\ л
МЪ CO с
1
1 I
1 1
1 I
1 !I 1
I lO
1 1
1 I
1 1
1 1
I 1!
1 I
I !
1
0!
1 IO
1
1
1 м !а. о
С3 а е м о а
1 !
I I
1
1 IO
I
II! ч
° - !ч
° \
° °
0О
I 1 ! 1
I 1.
I 1
«s з с z
I CZ X!! C Ф
m z
z а о с ее
1- с
1 и Ф о !
I Z <О т
1ОО
1 d IO
1 l0 l0 с л и
О! в
s e
Эр
I 1
z o, ауу
1
I !
1
I
I !
1 C
z
I lO
1 J
1 Э с
I
I
I
1 ! !
I 1
I Э
Ф O.
Ф
v z
I 3
I lO Ф Z
voz
1- z
xuz
1 ZZZ асс ! МФ
I Лею с о
v I- z
xyv лЗ х с ! л z z
1 1 l е !.
z <8
X З 1 ссс1ессо ввео леzз
1 !.
I I 1 I
I I 4I I ! и л и к
1 1 еООС1 и у о т м
1 Е 1 1
I а 11 X 1 Д Ио I ь ь н s в в в
z z д с с
x z X ф сч в в
Il с с
Ф Ф lO с Ф Ф е о о о е z
a. u а о
X Е X т т
1
1
I
1
1
I
1 !
I
1 !
1 !
1
I
1
1
1
1 !
I
1 !
1
1
I
I !
1
1
1
1
1 !
I
1 !
I !
I
1 о. х
Ф с
I l0 л
1 IO
I X
I 0I
I .Ф
1 д
1 Z
I 4!
1 о !
I Э х
1 I
I lO
1 Е о а с
1 а
I С
1 l0
1 I
I !0
1 !0
v а
1 X
1-
I g
I >0 о
1 Cl о с о ! и
I lO
1 X
I lO
I X ! Ф ! X а
1 hC
I
172б078
Редактор Н.Швыдкая
Заказ 1227 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
И б о б
Составитель Е. Гладчук
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л,Патай