Способ прокатки листов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к прокатному производству, может быть использовано при прокатке листов и полос. Цель способа - повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации , перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относите л ь- . ным обжатием Ј в пропуске, определяемым по математической формуле. Способ позволяет повысить качество листов путем уменьшения кривизны головной части раската и плоскостности. 2 з.п., 1 ил., 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 21 В 1/38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЬЭ о

О 4

1 (21) 4787403/27 (22) 30.01.90 (46) 15;04.92. Бюл. hh 14 (71) Донецкий политехнический институт и

Производственное объединение "Новокраматорский машиностроительный завод" (72) B.Ñ,Ãîðåëèê, В.И.Пономарев, А.Я.Писаренко, А.В,Дубейковский, В.А.Переходченко, А,B.Ôåoôèëàêòoâ и Е,А,Гладчук (53) 621,771.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 894944, кл, В 21 В 1/38, 1979, Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке листов и полос.

Известен способ прокатки листов, включающий прокатку листов в валках неравного диаметра, причем валок меньшего диаметра выполнен неприводным.

Недостатком этого способа является невозможность корректировки формы полосы, возникающая вследствие отключений параметров процесса прокатки от заданных.

Наиболее близким к изобретению является способ прокатки листов, включающий деформацию раската парой валков; вращающихся с неодинаковыми окружными скоростями. При этом в процессе прокатки определяют износ валков, а соотношение скоростей увеличивают пропорционально величине их износа к ширине листа.

Недостатками .этого способа являются неоптимальное соотношение скоростей.. Ж„, 1726078 А1 (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ (57) Изобретение относится к прокатному производству, может быть использовано при прокатке листов и полос. Цель способа— повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации, перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относительным обжатием е в пропуске, определяемым по математической формуле. Способ позволяет повысить качество листов путем уменьшения кривизны головной части раската и плоскостности. 2 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл. валков с точки зрения воздействия на качественные показатели прокатываемых листов (показатели служебных. свойств и формы) и нестабильность задаваемого соотношения скоростей валков в нестационарных процессах прокатки (захват, выброс раската).

Целью изобретения является повышение качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и формы (снижение амплитуды неплоскостности) путем оптимизации скоростных и деформационных параметров очага деформации.

Поставленная цель достигается тем, что перед пропуском измеряют толщину раската Н, а прокатку ведут с относительным обжатием я в пропуске. определяемым по формуле

1726078

50 — -- — 1- —----г = (l,9...2.1) !- -- — — (1 2 — + 1 ) 1) / Н по

Hm2 Р (1) где Н,h — толщина раската до и после пропуска соответственно;

R — радиус рабочих валков, m — относительная длина очага дефорации, соответствующая характерным точкам функции дv р=- (а1+ а2 — ) m з1п (аз m), (2)

V где р — кривизна переднего конца раската; дv v1 v2

---- -- 2 — — -- — относительная раэV V) +V2 ность окружных скоростей ведущего V> и ведомого v2 валков;

2 4 LH h l

m =-- — — относительная длина

H+h очага деформации; а, а2, а3 — эмпирические коэффициенты, зависящие от параметров раската и особенности технологии прокатки и равные соответственно а = 0...2,2: а2 = 0,45...0,15; а3 =

=-1,57...2,03, Для уменьшения кривизны головной части раската путем минимизации разности скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков прокатку ведут с относительным обжатием E соответствующим величинам параметра т,, обращающим в нуль функцию (2). Для улучшения механических свойств и плоскостности раската путем максимизации продольных напряжений в очаге деформации прокатку ведут с относительным обжатием г:, соответствующим величине параметра

mo, обращающим в нуль первую производную функции (2). При этом разность скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков либо минимальна, либо максимальна, что позволяет получать минимальную кривизну передней части раската в первом случае и минимальную неплоскостность раската во втором случае. Помимо этого, во втором случае вследствие наличия максимальных продольных напряжений в очаге деформации улучшаются механические свойства прокатываемых листов.

Экспериментально установлено, что зависимость кривизны переднего конца раската от разности скоростей валков и относительной длины очага деформации имеет вид, изображенный на чертеже и описываемый уравнением (2), где

1 — при разности скоростей валков дн!ч =0;

2 — при разности скоростей валков дч/V < О, 5

3 — при разности скоростей валков дч/ч >0. дч

Функция р == f (— -, m) имеет периодичеV ский характер: существуют точки гп1, m3, mg, когда она экстремальна, и точки m2 к m4, обращающие ее в нуль. Если прокатку вести в окрестностях этих точек, можно путем и рокатки с неодинаковыми скоростями валков получить наибольшее повышение качества прокатных листов за счет улучшения их механических свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и формы (уменьшение амплитуды неплоскостности), Если прокатку вести в окрестностях точек m> v п, то из-эа компенсации разности скоростей валков обратной по знаку разностью напряжений раскат из валков выходит прямолинейно. Если же прокатку вести в окрестностях точек m), m3 и л 5, то здесь разность скоростей выхода металла со стороны ве„"ущего и ведомого валков, равная сумме разности скоростей валков и разности опережений, максимальна.

В очаге деформации возникают максимальные продольные напряжения, способствующие улучшению механических свойств (ударной вязкости и относительного удлинения) и уменьшению амплитуды неплоскостности раската.

Эмпирические коэффициенты а, а2, аз в формуле (2) зависят от режима нагрева сл ябов, работы гидросбива, и ревы шени я уровня прокатки надуровнем станинных роликов и т.д, и характерны для каждого стана.

Эксперименты, проведенные на ряде ТЛС позволяют рекомендовать укаэанные пределы этих коэффициентов для прокатки раскатов толщиной 250 — 10 мм, Пример 1, На ТЛС 3000 MК им Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях скоростной асимметрии (см, таблицу), Перед пропуском измеряли толщину раската и затем выполняли прокатку с относительным обжатием я в пропуске, определяемым по формуле (1), при величине относительной длины очага деформации, соответствующей характерным точкам функции (2). В результате прокатка в пропуске протекала со скоростными и деформационными параметрами очага деформации, позволившими повысить качество прокатных листов эа счет улучшения их служебных свойств (ударная вязкость и относительное удлинение) и формы (уменьшение амплитуды неплоскостности), Г1 р и м е р 2, На ТЛС 3000 МК им.Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях, аналогичных приведенным B npu1726078 мере 1. Прокатку вели с относительным обжатием я, соответствующим величинам параметра т9 функции (1), обращающим в нуль функцию (2), что позволило минимизи- 5. ровать разницу скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков и уменьшить тем самым кривизну головной части раската (см. таблицу). В черновой клети прокатку вели с относительным об- 10 жатием е, соответствующим величине параметра mo в окрестности точки mz, в . чистовой клети — с относительным обжатием, соответствующим величине параметра

mp в окрестности точек mz или mp (см, чер- 15 теж). В результате был обеспечен ровным передний конец раската, Пример 3. На ТЛС 3000 МК им.Ильича прокатывали штрипсы из стали 09Г2БТ в условиях, аналогичных приведенным при- 20 мере 1. Прокатку вели с относительным обжатием е, соответствующем величинам параметра mo функции (1), обращающим в нуль первую производную функции (2), что позволило улучшить механические свойства 25 и плоскостность раскатов путем максимизации напряжений в очаге деформации (см. таблицу).

В черновой клети стана прокатку вели с относительным обжатием е, соответствую- 30 щим величине параметра в,9 в окрестности точки ml, а в чистовой клети — с относительным обжатием, соответствующим величине параметра пь в окрестности точки гпз или m6 (см. чертеж). 35

Формула изобретения

1. Способ прокатки листов, включающий деформацию раската с управляемым 40 рассогласованием скоростей валков, о т л ич а ю шийся тем, что. с целью повышения качества прокатываемых листов за счет улучшения их служебных свойств и формы путем оптимизации скоростных и деформа- 45 ционных параметров очага деформации, перед деформацией раската измеряют его толщину Н, а сам раскат в пропуске деформируют с относительным обжатием е, определяемым по формуле

E= (1.9...2.1) ((1—

Н mo

+ 1), где Н вЂ” толщина раската до пропуска;

R — радиус рабочих валков:

m0 — относительная длина очага деформации, соответствующая характерным точкам функции

p= (а1+ а2 )m $1п(азm) (2) дч

V гдер- кривизна переднего конца раската, -1, Дч ч — vz — = 2 — относительная разV ч +vZ ность окружных скоростей ведущего (ч ) и ведомого (vz) валков; RН-1

m = 2 длина очага деформаH+Il ции;

h — толщина раската после пропуска; а, az, аз — эмпирические коэффициенты, зависящие от параметров раската и особенностей технологии прокатки и равные соответственно а = 0...2,2; az = 0,45...0,15; аз—

=1,57...2,03, 2. Способ поп.1, отли ча ющийс я тем, что, с целью уменьшения кривизны головной части раската путем минимизации разности скоростей выхода металла со стороны ведущего и ведомого валков, прокатку ведут с относительным обжатием е, соответствующим величинам параметра во, обращающим в нуль функцию (2).

3. Способ поп.1, отл ича ю щийся тем, что, с целью улучшения служебных свойств и плоскостности раскатов путем максимизации продольных напряжений в очаге деформации, прокатку ведут с относительным обжатием е, соответствующим величинам параметра mo, обращающим в нуль первую производную функции (2).

1726078

8 о с z аьь з со з йо а и-т а е

O! X

z з

Z I- O!

IVY

0 Р 40 !

sk лzc! ч !! о.:ф л

1- а е о

Ф лв

I- Z

v s

l Y

v e е о

1- !.

v 3 оа в е

CI м

Ф

1

1

I l5

1 З

I i

1 Э т !ч

1

1 е х

Е Фс о л е в е а а3

z с в

1 Р!

I со м о

° !ч

\ л

МЪ CO с

1

1 I

1 1

1 I

1 !I 1

I lO

1 1

1 I

1 1

1 1

I 1!

1 I

I !

1

0!

1 IO

1

1

1 м !а. о

С3 а е м о а

1 !

I I

1

1 IO

I

II! ч

° - !ч

° \

° °

I 1 ! 1

I 1.

I 1

«s з с z

I CZ X!! C Ф

m z

z а о с ее

1- с

1 и Ф о !

I Z <О т

1ОО

1 d IO

1 l0 l0 с л и

О! в

s e

Эр

I 1

z o, ауу

1

I !

1

I

I !

1 C

z

I lO

1 J

1 Э с

I

I

I

1 ! !

I 1

I Э

Ф O.

Ф

v z

I 3

I lO Ф Z

voz

1- z

xuz

1 ZZZ асс ! МФ

I Лею с о

v I- z

xyv лЗ х с ! л z z

1 1 l е !.

z <8

X З 1 ссс1ессо ввео леzз

1 !.

I I 1 I

I I 4I I ! и л и к

1 1 еООС1 и у о т м

1 Е 1 1

I а 11 X 1 Д Ио I ь ь н s в в в

z z д с с

x z X ф сч в в

Il с с

Ф Ф lO с Ф Ф е о о о е z

a. u а о

X Е X т т

1

1

I

1

1

I

1 !

I

1 !

1 !

1

I

1

1

1

1 !

I

1 !

1

1

I

I !

1

1

1

1

1 !

I

1 !

I !

I

1 о. х

Ф с

I l0 л

1 IO

I X

I 0I

I .Ф

1 д

1 Z

I 4!

1 о !

I Э х

1 I

I lO

1 Е о а с

1 а

I С

1 l0

1 I

I !0

1 !0

v а

1 X

1-

I g

I >0 о

1 Cl о с о ! и

I lO

1 X

I lO

I X ! Ф ! X а

1 hC

I

172б078

Редактор Н.Швыдкая

Заказ 1227 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

И б о б

Составитель Е. Гладчук

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л,Патай