Привод тормозного компрессора тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к локомотивостроению и касается конструкций привода вспомогательных агрегатов. Цель изобретения - снижение энергозатрат. Привод тормозного компрессора содержит планетарную передачу 1, содержащую коронную шестерню 2, связанную с водилом 3, солнечной шестерней 4, сателлитами 5, а также с корпусом 6 сателлитов, валом 7 отбора мощности, устройством 8 фиксации коронной шестерни,устройством 9 фиксации корпуса, диском 10, фланцами 11 и 12. валом 12 компрессора и промежуточным валом 14. 3 ил.

726291 А1 (si>s B 60 К 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. 4 (Ы 1Я ! О

Д !

1 (21) 4702411/11 (22) 08,06,89 (46) 15,04,92, Бюл. N. 14 (71) Производственное объединение "Луганский тепловозостроительный завод" им.

Октябрьской революции" (72) И.Н.Волобоев и И.И.Черкасова (53) 625.282 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1512820, кл, В 60 К 25/02, 1986. (54) ПРИВОД ТОРМОЗНОГО КОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗА (57) Изобретение относится к локомотивостроению и касается конструкций привода вспомогательных агрегатов. Цель изобретения — снижение энергозатрат. Привод тормозного компрессора содержит планетарную передачу 1, содержащую коронную шестерню 2, связанную с водилом

3, солнечной шестерней 4, сателлитами 5, а также с корпусом 6 сателлитов, валом 7 отбора мощности, устройством 8 фиксации коронной шестерни, устройством 9 фиксации корпуса, диском 10, фланцами 11 и 12. валом

12 компрессора и промежуточным валом 14.

3 ил.

1726291

Изобретение относится к локомотивостроению и касается конструкции привода вспомогательных агрегатов локомотивов, в частности тормозного компрессора тепловоза. 5

Известен привод тормозного компрессора, состоящий из электродвигателя постоянного тока и соединительной муфты, особенностью которого является работа компрессора с постоянной производитель- 10 ностью независимо от режима работы дизеля, Недостатками этого привода являются низкая производительность из-за ограничения по мощности (питающего электродвига- 15 тель постоянного тока) вспомогательного генератора, низкая надежность этого электродвигателя, большая масса и габариты, низкая надежность пусковой электросхемы и большие затраты мощности на непрерыв- 20 ную работу компрессора, Известен привод тормозного компрессора тепловоза, состоящий из вала отбора мощности и соединительной муфты, для которого характерна постоянная жесткая 25 связь компрессора и дизеля, вследствие чего компрессор, имеющий расчетную максимальную производительность при номинальной частоте вращения коленвала дизеля, имеет низкую производительность 30 при холостых и низких частотах вращения дизеля, не обеспечивающую потребности в сжатом воздухе тормозной системы в особенности большегрузного состава. а также больше затраты мощности на непрерывную 35 работу компрессора.

Известен также привод тормозного компрессора тепловоза, содержащий управляемую муфту, связывающую вал компрессора с валом отбора мощности дизеля, 40 который снабжен питаемым от генератора тепловоза электродвигателем перемен ного тока, связанным с валом компрессора.

Привод повышает производительность на холостых и низких частотах вращения 45 дизеля, Вместе с тем ему присущи следующие недостатки: большие затраты мощности на непрерывную работу компрессора (из-за 50 невыключаемости), что приводит к ухудше-. нию эксплуатационных характеристик привода; сверхпредельная частота вращения якоря электродвигателя, снижающая моторесурс; громоздкость привода, занимающе- 55 го большую площадь подкузовной части на раме тепловоза, за счет больших габаритов электрических машин; большая масса привода, как неизбежный факт при применении электрических машин..Цель изобретения — снижение энергозатрат.

Поставленная цель достигается тем, что привод тормозного компрессора тепловоза содержит передаточный механизм, связывающий вал отбора мощности дизеля с валом компрессора, передаточный механизм включает планетарную передачу, солнечная шестерня которой закреплена на промежуточном валу, соединенном с валом компрессора и несущим посредством подшипниковых опор корпус с закрепленными на нем салеллитами, через водило связанными с валом отбора мощности, коронную шестерню с устройством фиксации корпуса относительно промежуточного вала.

Предлагаемый привод отличается наличием передаточного механизма, включающего в себя планетарную передачу, солнечная шестерня которой закреплена на промежуточном валу, соединенном с валом компрессора и несущим посредством подшипниковых опор корпус с закрепленными на нем сателлитами, через водило связанными с валом отбора мощности, коронную шестерню с устройством фиксации корпуса относительно промежуточного вала.

Выполнение в приводе тормозного компрессора тепловоза передаточного механизма. который включает планетарную передачу, солнечная шестерня которой закреплена на промежуточном валу, соединенном с валом компрессора и несущим посредством подшипниковых опор корпус с закрепленными на нем сателлитами, через водило связанным с валом отбора мощности, коронную шестерню с устройством фиксации ее относительно рамы передаточного механизма и устройство фиксации корпуса относительно промежуточного вала, позволит обеспечить систему тормоза нужной производительностью и давлением во всем диапазоне частот вращения дизеля (особенно при холостых и малых частотах вращения), снизить энергозатраты путем отключения приводного вала дизеля от ко. ленчатого вала компрессора.

На фиг. 1 показан привод, разрез; на фиг.2 — видА на фиг. 1; на фиг. 3 — диаграмма изменения производительности компрессора типа КТ-7 во всем диапазоне частоты вращения дизеля.

Приводтормозного компрессора содержит планетарную передачу 1, состоящую из коронной шестерни 2, связанной с водилам

3, солнечной шестерней 4, сателлитами 5, а также с корпусом 6 сателлитов, валом 7 отбора мощности, устройством 8 фиксации коронной шестерни, устройством 9 фиксации

1726291

15

30

55 корпуса, диском 10, фланцами 11 и 12, валом 13 компрессора и промежуточным валом 14.

Привод работает следующим образом.

При отсутствии воздуха (необходимого давления) в устройстве фиксации коронной шестерни 8 и устройстве 9 фиксации корпуса, крутящего момента и вращения от вала отбора мощности 7 валу компрессора не передается, При подаче воздуха давлением 0,55 — 0,6

МПа в устройстве фиксации коронной шестерни 8, корпус которого связан с неподвижной частью тепловоза, коронная шестерня 2 (в связи со сцеплением фрикционных накладок муфты с барабанной частью) затормаживается (останавливается), а крутящий момент от вала отбора мощности

7 будет передаваться: через водило 3, сателлиты 5, солнечную шестерню 4 промежуточному валу 14, фланцам 11 и 12 и валу 13 компрессора.

В результате вал компрессора 13 будет вращаться с частотой, равной пкомпр. = пдвс. аусат.ш. (для примера на диаграмме, фиг. 3, ico .m." взято равным 2,1).

На таком режиме целесообразно использовать привод в диапазоне частот вращения = 350 — 540 м .

При подаче воздуха того же давления в устройство фиксации корпуса 9 происходит сцепление фрикционных накладок муфты с барабанной частью корпуса сателлитов 6 (из-за сблокированности работы устройств фиксации коронной шестерни и корпуса системой автоматического переключения) муфта устройства фиксации коронной шестерни 8 освобождается от внутреннего воздушного давления, т,е, освобождает коронную шестерню 2, которая будет свободно вращаться на этом режиме с частотой вращения, равной 1кор ш, солн.ш 1

2,1

Таким образом, после включения устройства 9 фиксации корпуса передача крутящего момента происходит от вала 7 отбора мощности водилу 3, корпусу сателлитов 6, диску 10, фланцам 11, 12 и валу компрессора 13 с оборотностью, равной частоте вращения дизеля, На таком режиме целесообразно использовать привод в диапазоне частот вращения = 540 — 1000 м

Предлагаемый привод также обеспечивает зарядку тормозной системы тепловоза: в случаях, когда в тормозной системе тепловоза отсутствует давление, что исключает включение муфт (тепловоз был в отстое, ремонте, и др. случаи) для первичной зарядки системы до давления р 0,55 — 0,6 МПа внутри корпуса сателлитов 6 имеются два диаметрально расположенных выступа 15 с отверстиями, также диаметрально и соосно рассположенными нарезным отверстиям болтов 16, скрепляющих фланцы 11, 12 с диском 10. На этот случай два штатных болта 16 выворачиваются, а вместо них вворачиваются временные удлиненные с цилиндрической частью на конце, которой они входят в отверстия выступов, т.е. образуют двухпальцевую муфту, способную передать крутящий момент компрессору и первично зарядить систему тормоза воздухом.

После зарядки системы до 0,55 — 0,6 МПа эти спецболты при остановленном дизеле демонтируются и заменяются штатными 16.

Таким образом, предлагаемый привод позволяет повысить частоту вращения вала компрессора (как показано на диаграмме, фиг, 3) на холостых и малых частотах вращения вала дизеля и по сравнению с приводом аналогичного назначения (прототип) предлагаемый привод обеспечивает снижение энергозатрат, исключает сверхп редел ьные частоты вращения в элементах конструкции привода, обеспечивает снижение объемной массы и уменьшение габаритов по длине

400 — 410 мм вместо 1400 мм, Формула изобретения

Привод тормозного компрессора тепловоза; содержащий передаточный механизм, связывающий вал отбора мощности дизеля с валом компрессора, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения энергозатрат, передаточный. механизм включает в себя планетарную передачу, солнечная шестерня которой закреплена на промежуточном валу, соединенном с валом компрессора и несущим посредством подшипниковых опор корпус с закрепленными на нем сателлитами, через водило связанными с валом отбора мощности, коронную шестерню с устройством фиксации ее относительно рамы передаточного механизма и устройство фиксации корпуса относительно промежуточного вала.

1726291

Puz. 2

ЗИ ЗБ ЧЧ5жи 535580 бзО ь« Ь 72017085 860 90 Б5 000

J! f1 ð"Ь (Л49)

"3 8 2 3 955 Зоей И вЂ” ГЪ К0ИПРЕССОРа прИ pg6 пл, р

Фцъ, 3

Составитель И.Волобоев

Тех ред M. Ìîð ãåíòàë Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Редактор А.Долинич

Заказ 1238 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1О1