Антифрикционная многослойная ткань
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к текстильной промышленности, касается тканей технического назначения, предназначенных для снижения трения в опорах скольжения, и позволяет повысить прочность ткани и срок службы. Лицевой слой ткани включает антифрикционные, например политетрафторэтиленовые, нити, а изнаночный - фрикционные. Раппорт ткани по основе и/или утку образует чередующиеся зоны большей и меньшей елейности. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 D 03 D 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4714611/12 (22) 24.07.89 (46) 15.04.92. Бюл. Рв 14 (71) Ленинградское производственное ватное объединение "Труд" (72) А.Д..Ковалев, П.Е,Михайлов, О.М.Киселев, А.А.Погорелова, С.А.Назаренко, В.И.Федин, А.Н.Могильный, Н.Н.Лысенко и
Л.М.Зубко (53) 677.061 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 907094, кл. D 03 D 11/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР
М 1423645, кл. D 03 D 11/00, 1987, Авторское свидетельство СССР
N 1664911, кл. D 03 D 11/00, 13,04.89.
Изобретение относится к текстильной промышленности и касается тканей технического назначения, обладающих антифрикционными свойствами, предназначенных в основном для использования в строительстве в качестве покрытия трущихся поверхностей опорных частей мостов, зданий и других крупногабаритных конструкций и сооружений. Антифрикцион ная многослойная ткань может применяться в опорных частях мостов и любых других искусственных сооружений для компенсации тепловых, механических или сейсмических воздействий.
Цель изобретения — повышение прочности ткани и срока службы.
На фиг. 1 схематически изображена антифрикционная ткань с 8 слоями в зонах большей слойности и с 4 слоями в зонах меньшей слойности (режутся нити основы), разрез; на фиг. 2 — то же, с 4 слоями в зонах (54) АНТИФРИКЦИОННАЯ МНОГОСЛОЙНАЯ ТКАНЬ (57) Изобретение относится к текстильной промышленности, касается тканей технического назначения, предназначенных для снижения трения в опорах скольжения, и позволяет повысить прочность ткани и срок службы, Лицевой слой ткани включает антифрикционные, например политетрафторэтиленовые, нити, а изнаночный— фрикционные. Раппорт ткани по основе и/или утку образует чередующиеся зоны большей и меньшей слойности. 3 ил, большей слойности и 2 слоями в зонах меньшей слойности (режутся нити основы); на фиг, 3 — то же, с 4 слоями в зонах большей слойности и одним слоем в зонах меньшей слойности (режутся нити основы).
Согласно фиг. 1 антифрикционная многослойная ткань состоит из чередующихся зон повышенной и пониженной слойности, Уточные нити 1,2 лицевого слоя — политетрафторэтиленовые 33,3 текс х 3 х 3.
Уточные нити 3-12 промежуточных и изнаночного слоев — полиэфирные (лавсановые)
84 текс х 3. Основные нити 13,14 всех слоев — полиэфирные (лавсановые) 84 текс х 3.
Зоны повышенной слойности содержат 8 слоев, зоны меньшей слойности — 4 слоя.
Таким образом, соотношение количества слоев зон большей и меньшей слойности равно 2:1. Слои в зонах меньшей слойности расположены в плоскостях, находящихся
1726587 между слоями зон большей слойности.
Таким образом, слои в зонах меньшей слойности в этом примере расположены в плоскостях, находящихся между первым и вторым слоями, зоны большей слойности — 5 между третьим и четвертым, между пятым и шестым, между седьмым и восьмым, считая от лицевого слоя.
Согласно фиг. 2 антифрикционная многослойная ткань также состоит из эон боль- 10 шей и меньшей слойности, чередующихся между собой. В многослойной ткани уточные нити 15, 16 лицевого слоя — политетрафторэтиленовые {полифеновые) 33,3 текс х 3 х 3, уточные нити 17-20 промежуточных и 15 изнаночного слоев — полиимидные (аримидТ) 29,4 текс х 3 х 5, основные нити 21 всех слоев — стеклонить 10,7 текс х 4 х 4. Зоны повышенной слойности содержат 4 слоя, зоны меньшей слойности — 2 слоя. Таким об- 20 разом, соотношение количества слоев зон большей и меньшей слойности 2:1.
Согласно фиг, 3 антифрикционная ткань имеет зоны повышенной слойности с 4 слоями и зоны меньшей слойности с одним 25 слоем. Таким образом, соотношение количества слоев зон большей и меньшей слойности 4:1.
Основные нити 22 лицевого слоя — политетрафторэтиленовые линейной плотно- 30 сти 33,3 текс х "- x 5. Основные нити 23,24 промежуточных слоев — аримидные линейной плотности 29,4 текс х 3 х 5. Основные нити 25 изнаночного слоя — аримидные 29,4 текс х 3 х 5, Уточные нити 26 всех слоев — 35 аримидные линейной плотности 29,4 текс х
3 х 5.
В качестве антифрикционных нитей могут быть использованы не только политетрафторэтиленовые, но и нити иэ материала 40 с низким коэффициентом трения. Изнаночный слой может включать любые фрикционные нити.
Чередующиеся эоны большей и меньшей слойности могут включать раппорт по 45 утку, или по основе, или по основе и утку одновременно, Использование предлагаемой антифрикционной ткани может осуществляться тремя способами — путем изготовления ткани из композиционного 50 волокнистого материала, пропитанного связующим; путем приклеивания изнаночного слоя к подложке; путем расплавления лавсановых нитей изнаночного слоя и скрепления ткани с подложкой при затвердевании расплава одновременно с прижатием ткани к подложке. При использовании предлагаемой антифрикционной ткани или композиционного материала на ее основе нагрузку контртела воспринимают зоны большей слойности. Наличие зон меньшей слойности снижает площадь рабочего контакта с контртелом, повышает давление и, следовательно, снижает коэффициент трения.
Кроме того,в зонах меньшей слойности образуются пустоты, заполняемые смазкой, наносимой на рабочую поверхность антифрикционного материала или образующейся из частиц политетрафторэтилена, отделяющихся при трении от уточных нитей
1,2 лицевого слоя. Тем самым создается резерв антифрикционного вещества, используемого при истирании политетрафторэтилена в лицевом слое в зонах повышенной слойности. В результате повышается износостойкость материала, Технико-экономические преимущества предлагаемой антифрикционной многослойной ткани состоят в расширении ее технологических возможностей. Создается возможность изготовления высокорельефной ткани, упрощается технология изготовления ткани. Ткань повышенной рельефности имеет при малых нагрузках более низкий коэффициент трения. Антифрикционная ткань и изготавливаемые на ее основе композиционные материалы обладают повышенными демпфирующими свойствами и более иэносостойки.
Формула изобретения
Антифрикционная многослойная ткань, содержащая лицевой слой, включающий антифрикционные нити, изнаночный и/или промежуточный слои, включающие лавсановые или капроновые нити, и имеющая в пределах раппорта зоны разной толщины, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности и срока службы, зоны разной толщины образованы участками с большим или меньшим количеством слоев, при этом участки с большим количеством слоев имеют их четное количество, а слои участков с меньшим количеством слоев расположены между слоями участков с большим количеством слоев.
1726587
1726587
1726587
Составитель Н. Самарина
Редактор А. Маковская Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Шароши
Заказ 1253 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101