Способ возведения монолитного цементобетонного дорожного и аэродромного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: строительство цементобетонных покрытий дорог и аэродромов. Сущность изобретения: на шероховатую поверхность основания дороги укладывают бетонное покрытие и выполняют швы сжатия путем вибропогружения в свежеуложенный бетон эластичной ленты, ширина которой равна толщине покрытия. Ленту выполняют с прямоугольными выемками, равными половине толщины покрытия, иод углом наклона к продольной оси, равным ctg a Kh/B, где К - коэффициент, дифферен цированный в зависимости от категории дороги; h - толщина покрытия; В - ширина покрытия. Расстояние между швами сжатия равно 17-20 толщинам покрытия. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 01 С 11/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4722984/33 (22) 24.07.89 (46) 15.04.92. Бюл. ¹ 14 (71) Научно-производственное объединение
"Дорстройтехника" (72) В.П. Корюков (53) 625.7/8 (088.8) (56) Инструкция по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
ВСН 139 — 80, M.; 1980, с, 11- 13.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1330229, кл. Е 01 С 11/04, 1986. (54) СПОСОБ В038 ЕДЕ НИЯ МОНОЛ ИТНОГО ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ДОРОЖНОГО И
АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ
Изобретение относится к строительству цементобетонных покрытий дорог и аэродромов.
Цель изобретения — повышение продольной устойчивости цементобетонного покрытия за счет предотвращения эксцентриситета приложения продольной силы и снижения трудоемкости производства работ.
На фиг. 1 представлена дорожная конструкция, продольный разрез; на фиг. 2— эластичная лента с прямоугольными выемками, погружаемая в свежеуложенный цементобетон в швах сжатия; на фиг. 3- схема цементобетонного покрытия, вид в плане; на фиг. 4.— схема погружения эластичной. ленты с прямоугольными выемками в свежеуложенное покрытие, стадии выполнения.
Способ осуществляют сле ;ующим образом.
Для обеспечения повышенной шероховатости основания в него втапливают дроб„„ Ы„„1726630 А1
2 (57) Использование: строительство цементобетонн ых покрытий дорог и аэродромов. Сущность изобретения: на шероховатую поверхность основания дороги укладывают бетонное покрытие и выполняют швы сжатия путем вибропогружения в свежеуложенный бетон эластичной ленты, ширина которой равна толщине покрытия. Ленту выполняютс прямоугольными выемками, равными половине толщины покрытия, нод углом наклона к продольной оси, равным
ctg а = Kh/B, где К вЂ” коэффициент, дифференцированный в зависимости от категории дороги; h — толщина покрытия;  — ширина покрытия. Расстояние между швами сжатия равно 17-20 тол щинам покрытия. 4 ил, леные каменные материалы или последние проходы катка при уплотнении основания производят специальными катками (решетчатыми, кулачковыми и др.) Затем на полученную поверхность основания 1 укладывают цементобетонное покрытие 2 без швов расширения. Швы 3 сжатия устраивают íà расстоянии 17 — 20 толщин покрытия под наклоном к продольной оси дороги 4 без создания прорези вибропогружением в свежеуложенный бетон эластичной ленты 5 переменной ширины, выполненной с прямоугольными выемками. Минимальная толщина и упругие свойства ленты обеспечивают передачу продольных усилий в швах сжатия при расширении цементобетона под воздейс1 вием высоких положительных температур IiG всему поперечному сечению покрытия без эксцентриситета. Погружение эластичной ленты выполняют виброножом 6 специальной формы, соответствующей конфигура1726630 — 37,5 мм
55 ции ленты. В результате усадки бетона в ослабленном сечении над лентой 7 и под ней возникают трещины. Длина полосы ленты 8 одинаковой ширины, равной толщине покрытия h, составляет 10 см и ленты 9, равной половине толщины покрытия h/2—
100 см. Такое чередование различной степени ослабления покрытия в швах сжатия наряду с повышенным сцеплением между основанием и покрытием обеспечивает с одной стороны одновременное срабатываwe всех швов, а с другой — способствует взаимосвязи плит, передаче нагрузки с одной плиты на другую. Это наряду с малыми длинами плит (17-20h) позволяет добиться незначительного раскрытия швов сжатия при усадке бетона (менее 3 мм), а следовательно, предупреждает засорение швов, что при высоких положительных температурах обеспечивает компенсацию расширения бетона имеющимися зазорами в швах сжатия. Длина плиты менее 17h нецелесообразна из-за повышенной трудоемкости работ, а также ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей покрытия, При длине плиты более. 20h ухудшается работа швов сжатия, вследствие повышения ширины их раскрытия из-за усадочных температурных деформаций появляется возможность их засорения и снижения продольной устойчивости покрытия.
Величину предлагаемого перемещения бетонных плит при высоких положительных температурах можно определить по зависимости атЬТ Е где а < — коэффициент температурного расширения бетона, a = 10
A T — величина повышения температуры покрытия по отношению к температуре во время бетонирования, принимаем
AT - — 30oC;
Š— модуль упругости бетонного покрытия, Е = 3 . 10 кг/см; р — объемный вес бетона, р = 0,024 кг/см; ,и — коэффициент трения между покрытием и основанием, принимаем,и = 1,5;
Ы—
2 24 16 1,5
Протяженность участка дороги, на котором предполагается перемещение плит и трение покрытия по основанию равны
30 3 105 10»
0,0024 1,5
Тогда общая величина сжатия бетона вследствие усадки и ползучести составит
М=(ф у+ P )L где j3 — коэффициент усадки, Р у = 10 ;
/4- коэффициент ползучести, Pn=
=3 10
Коэффициенты усадки и ползучести приняты в зависимости от величины и продолжительности изменения температуры
М=(10 4+3 10 ) 25 10 =100мм.
Так как величина расширения бетона (A I = 37,5 мм) значительно меньше значения сжатия бетона, включающем раскрытие швов сжатия (М- 100 мм), поэтому очевидно, что при повышении температуры воздуха на 30 произойдет только частично закрытие швов сжатия и будет обеспечена продольная устойчивость покрытия.
Устройство швов сжатия под углом наклона к продольной оси дороги, равном ctg а = Kh/8, способствует разложению продольной силы, возникающей при высоких положительных температурах при перемещении плит и вступлении их в контакт, на составляющие, что значительно снижает напряжения в бетонном покрытии.
В экстремальных ситуациях, если такие возникнут, произойдет не подъем и разрушение плит, а незначительное их смещение в сторону друг относительно друга по линии шва.
Величина коэффициента К дифференцирована в зависимости от категории дороги и изменяется в пределах от 4 до 8. Для дороги 1 категории К = 8, 11 = 7; III = 6; 1Ч =. 5;
Ч = 4. Например, для дороги IV категории с шириной проезжей части 6,0 м и толщиной
5 0.15 бетонного покрытия 15 см ст9 а =
6,0
=0,125, а а-82О.
Предлагаемый способ возведения бетонных дорожных покрытий позволяет по сравнению с прототипом получить следующие технико-экономические преимущества: за счет отказа от устройства швов расширения и обеспечения продольной устойчивости бетонного покрытия снижается трудоемкость производства работ; одновременно благодаря отсутствию прорезей в швах сжатия и швов расширения повышаются транспортно-эксплуатационные показатели дороги.
Формула изобретения
Способ возведения монолитного цементобетонного дорожного и аэродромного покрытия, включающий укладку на основание бетонного покрытия и выполнение швов сжатия с упругой прокладкой, о т л и1726630 ч а ю щийс я тем, что, с целью повышения продольной устойчивости цементобетонного покрытия за счет предотвращения эксцентриситета приложения продольной силы и снижения трудоемкости производства работ, бетонное покрытие укладывают на шероховатую поверхность основания, а швы сжатия выполняют путем вибропогружения в свежеуложенный бетон покрытия эластичной ленты, ширина которой равна толщине покрытия, при этом лента выполмена с прямоугольными выемками, равными половине толщины покрытия,под углом наклона к продольной оси, равным .
etg а- Kh/В, 5 где К вЂ” коэффициент, дифференцированный в зависимости от категории дороги;
h- толщина покрытия;
 —. ширина покрытия, причем расстояние между швами сжатия равно 17-20 тол10 щинам покрытия.
1726630
Составитель О,Голубкина
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Л,Бескид
Редактор Ю.Середа
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1255 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5