Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытых горных работах. Цель изобретения - увеличение емкости отвала и снижение затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечении непрерывности процесса транспортирования . Вскрывают месторождение капитальной траншеей и проходят выездную траншею. Ширину основания траншей формируют не менее двойной ширины. Формируют в них трассу передвижения транспорта. В вы работное пространство отсекают вскрышные породы в направлении развития фронта горных работ. Капитальную и выездную траншеи перемещают в направлении фронта горных работ путем отсыпки в них породы и формированием в этих породах указанных траншей. При этом сначала породу отсыпают на половину ширины основания, а после сформирования на них трассы передвижения отсыпают породу на оставшуюся часть основания траншеи. После этого операции повторяют в аналогичном порядке. 5 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4758468/03 (22) 14.11.89 (46) 15.04.92. Бюл. М 14 (71) Государственный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и проектный институт угольной промышленности

СССР (72) Н,Н. Весел и И.М. Барсуков (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 951580, кл. Е 21 С 41/00, 1980.

Применение бестранспортной системы разработки на угольных разрезах. — М.;

ЦНИЭИуголь, 1971, с.31-33, рис.9. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытых горных работах. Цель изобретения — увеличение емкости отвала и снижеИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытых горных работах.

Наиболее близким к предлагаемому является способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающийся в проведении капитальной и выездной траншеи с дальнейшим развитием горных работ.

Для компенсации потерь отвальной емкости и последующей засыпки траншей требуется переэкскавация пород, из-за чего удлиняются сроки сдачи нарушенных зе мель в эксплуатацию. Кроме того, из-за оставления траншей на весь срок ЯЛ, 172б770 А1 ние затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечении непрерывности процесса транспортирования. Вскрывают месторождение капитальной траншеей и проходят выездную траншею. Ширину основания траншей формируют не менее двойной ширины. Формируют в них трассу передвижения транспорта. В выработное пространство отсекают вскрышные породы в направлении развития фронта горных работ. Капитальную и выездную траншеи перемещают в направлении фронта горных работ путем отсыпки в них породы и формированием в этих породах указанных траншей, При этом сначала породу отсыпают на половину ширины основания, а после сформирования на них трассы передвижения отсыпают породу на оставшуюся часть основания траншеи, После этого операции повторяют в аналогичном порядке. 5 ил. ос, эксплуатации карьера, его борта выполняются пологими, что еще более сокращает с емкость отвалов с отвальной стороны тран- О шеи и увеличивает объем вынимаемых вскрышных пород со стороны целика.

Цель изобретения -увеличение емкости — ъ отвала и снижение затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечении непрерывности процесса транспортирования.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающемуся в проведении капитальной и

1726770

50 выездной траншеи с.дальнейшим развитием горных работ, основание капитальной и выездной траншеи выполняют не менее двойной ширины, причем траншеи делят на две части, попеременно по каждой из которых осуществляют выдачу горной массы с одновременным наращиванием оставшейся части траншеи в сторону подвигания фронта работ, На фиг.1-4 представлена схема осуществления способа, вид в плане, на фиг,5-то же, сечение.

Способ осуществляется следующим образом. . Месторождение вскрывают капитальной траншеей 1 и проходят выездную траншею 2. Отрабатывают вскрышные породы и полезное ископаемое. Полезное ископаемое транспортируют по выездной и капитальной траншеям, Вскрышные породы перемещают в выработанное пространство карьера по направлению перемещения фронта горных работ. В укаэанных траншеях формируют трассу для передвижения транспорта. По мере отсыпки внутреннего отвала перемещают капитальную и выездную траншеи в направлении фронта горных работ путем отсыпки в них вскрышных пород и формированием в них капитальной 1 и выездной 2 траншей. Основание капитальной и выездной траншей формируют по ширине не менее двойной ширины обычной траншеи (части 3 и 4).

В одной половине, например 4, размещают транспортные коммуникации 5, по которым производят выдачу горной массы по мере отработки заходки 6. Одновременно производят отсыпку и наращивание соседней половины (части) 3 пустыми породами в сторону подвигания фронта работ. После отработки заходки 6 (фиг.1) и наращивания части 3 транспортные коммуникации 5 из этой половины (части) 4 переносят на нарощенную половину (часть) 3 траншеи (фиг.2), Ширина траншеи в основании для этого подбирается таким образом, чтобы каждая из ее частей обеспечивала размещение транспортных коммуникаций.

По мере отработки последующей заход5 ки 7 производят выдачу горной массы уже по части 3 и одновременно наращивают часть 4 (фиг.2). После выемки эаходки 7 процесс опять повторяют (фиг.3). По мере погашения траншей поверхность рекульти10 вируют, На момент доработки карьера капитальную 1 и большую часть выездной 2 траншеи засыпают и рекультивируют (фиг.4). Процесс их засыпки приведен на фиг,5, 15 Поскольку борта траншеи остаются незасыпанными на сравнительно короткий срок, их устойчивость обеспечивается заоткоской на более крутой, чем обычно, угол.

Формула изобретения

20 Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий проведение капитальной и выездной траншей с формированием нв ширину основания трассы для передвижения транспорта, 25 отработку и отсечку вскрышных пород в выработанное пространство в направлении перемещения фронта горных работ, отработку и транспортирование полезного ископаемого, отличающийся тем, что, с

30 целью увеличения емкости отвала и снижения затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечения непрерывности процесса транспортирова35 ния, основание траншеи формируют не менее двойной ширины, породу отсыпают в капитальную и выездную траншеи и перемещают указанные траншеи в направлении перемещения фронта горных работ путем

40 формирования в этих породах указанных траншей, причем сначала породу отсыпают на половину ширины основания, а после сформирования на них трассы передвижения отсыпают породу на оставшуюся часть

45 основания траншей, после чего операции повторяют в аналогичном порядке.

1726770

Составитель Н.Весел

Редактор Л,Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор О, Кравцова

Заказ 1262 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101