Система управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: система управления предназначена для регулирования топливоподачи двигателей внутреннего сгорания транспортных средств. Сущность изобретения: система содержит педаль акселератора , посредством тяги соединенную с рычагом 2 управления топливным насосом 3. К рычагу 2 присоединено демпфирующее устройство , включающее пневмоцилиндр, состоящий из корпуса 6, поршня 7 со штоком 8. Обе рабочие полости 13 и 14 пневмоцилиндра соединены между собой трубопроводом 15, содержащим электропневматический клапан 16, управляемый посредством реостата 17 из кабины водителя. На трубопроводе 15 установлена расширительная камера 18 мембранного типа. Поршень 7 пневмоцилиндра имеет канал 19 с установленным в нем обратным клапаном 20. 2 з. п. ф-лы, 2 ил. А-А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕС 1УБЛИК (я)5 F 02 О 11/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832049/06 (22) 30.05.90 (46) 15.04,92. Бюл. М 14 (71) Кременчугское автотранспортное предприятие 15356 (72) А.А. Субботин (53) 621.646.25 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hh 9357606, кл. F 02 D 29/02, 1986. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕflEM ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: система управления предназначена для регулирования топливоподачи двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, Сущность изобрете« 5U 1726815 А1 ния: система содержит педаль акселератора, посредством тяги соединенную с рычагом 2 управления топливным насосом 3, К рычагу 2 присоединено демпфирующее устройство, включающее пневмоцилиндр, состоящий из корпуса 6, поршня 7 со штоком
8. Обе рабочие полости 13 и 14 пневмоцилиндра соединены между собой трубопроводом
15, содержащим электропневматический клапан 16, управляемый посредством реостата
17 из кабины водителя. На трубопроводе 15 установлена расширительная камера 18 мембранного типа. Поршень 7 пневмоцилиндра имеет канал 19 с установленным в нем обратным клапаном 20. 2 з. и. ф-лы, 2 ил.
1726815
35
Изобретение относится к системам управления двигателями внутреннего сгорания, в частности дизелям транспортных средств с непрозрачной трансмиссией, Известна система дистанционного управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая эадатчик режима работы, подключенный через рычажную передачу к приводу клапана следящего механизма, установленному в пневматической магистрали, связывающей источник сжатого воздуха с силовым рычагом регулятора частоты вращения через исполнительный механизм, обратную связь между эадатчиком режима работы и исполнительным механизмом, выполненную в виде пневмоцилиндра с поршнем, шток которого связан с. рычажной передачей между задатчиком режима работы и следящим механизмом, а рабочая полость подключена к пневмомагистрали при помощи обводной трубы.
В связи с тем, что указанная система управления двигателем не имеетдемпфирующего.устройства, то не обеспечивается высокая плавность разгона и, следовательно, снижение действующих динамических нагрузок на двигатель транспортного средства и связанную с ним трансмиссию.
Известна система управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая топливный насос высокого давления, размещенный в корпусе и снабженный рычагом управления подачей топлива, подпружиненную - педаль акселератора, связанную с рычагом управления подачей топлива, и демпфирующее устройство, выполненное в виде герметичного корпуса с перегородкой, разделяющей корпус на две полости, соединенные между собой посредством установленного в теле перегородки обратного клапана и канала с размещенным в нем регулируемым дросселем.
Перегородка, разделяющая корпус указанного демпфирующего устройства на две полости, выполнена неподвижной, а полости заполнены рабочей жидкостью, 3а счет перетекания жидкости через регулируемый дроссель из одной полости корпуса демпфирующего устройства в другую обеспечивается плавное перемещение рычага управления подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания. Так как рабочая жидкость не сжимаема и обладает большой инерционностью, то при быстром утапливании педали акселератора на демпфирующее устройство начинают действовать значительные динамические усилия, которые могут привести к повреждению гибких диафрагм. В связи с этим демпфирующее устройство содержит специальный амортизирующий узел, выполненный в виде цилиндрического корпуса с днищем, в котором размещены основная и дополнительная пружины.
Недостатками известной системы управления двигателем транспортного средства являются сложность конструкции и низкая надежность, Это связано с тем, что в связи с несжимаемостью и большой инерционностью рабочей жидкости демпфирующего устройства требуется введение в систему специального амортизирующего узла с упругими элементами, что усложняет конструкцию системы управления и, следовательно, снижает ее надежность. Кроме того, устройства с гибкими диафрагмами имеют более сложную и менее надежную конструкцию по сравнению с применяемыми с аналогичной целью. гидроцилиндрами. При частичной утечке рабочей жидкости, например через уплотнительные устройства, места соединений диафрагм по контуру корпуса и т. д., известная система управления начинает давать большие погрешности в связи с уменьшением выхода штока демпфирующего устройства, следовательно, установки рычага управления подачей топлива в отличное от задаваемого положения, Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в системе управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, содержащей топливный насос высокого давления, размещенный в корпусе и снабженный рычагом управления подачей топлива, подпружиненную педаль акселератора, связанную с рычагом управления подачей топлива и демпфирующее устройство, выполненное в виде герметичного корпуса с перегородкой, разделяющей корпус на две полости, соединенные между собой посредством установленного в теле перегородки обратного клапана и канала с размещенным в нем регулируемым дросселем, герметичный корпус демпфирующего устройства выполнен в виде пневмоцилиндра, а перегородка — в виде размещенного внутри пневмоцилиндра с возможностью осевого перемещения поршня со штоком, при этом шток поршня соединен с рычагом регулятора, герметичный корпус шарнирно закреплен на корпусе регулятора, а канал, соединяющий полости герметичного корпуса, выполнен в виде трубопровода, расположенного снаружи герметичного корпуса.
Размещенный в канале регулируемый дроссель может быть выполнен в виде электропневмоклапана, подключенного через реостат к источнику питания.
1726815 6
Канал, соединяющий полости герметичного корпуса, может быть снабжен расширительной камерой, расположенной эа регулируемым дросселем, На фиг. 1 изображена система управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, общий вид; на фиг.
2 — сечение А-А на фиг. 1.
Система содержит подпружиненную педаль акселератора (не показана), связанную через тягу 1 с рычагом 2 управления подачей топлива топливного насоса 3 высОкого давления. К рычагу 2 присоединено демпфирующее устройство 4,.включающее пневмоцилиндр 5, состоящий из герметичного корпуса 6, поршня 7 со штоком 8. Корпус 6 посредством кронштейна 9, оси 10 и планки 11 соединен с корпусом топливного насоса 3. Шток 8 соединен посредством оси
15
12 с рычагом 2 управления. Обе рабочие 20 полости 13 и 14 пневмоцилиндра 5 соединены между собой трубопроводом 15, содержащим электропневматический клапан 16, управляемый посредством, например, реостата 17 из кабины водителя. С целью обес- 25 печения гашения кинетической энергии струи воздуха, проходящей через дросселирующее отверстие электропневматического клапана 16, и расширения воздуха при изменении температуры на трубопроводе 15 30 установлена расширительная камера 18 мембранного типа. Поршень 7 пневмоцилиндра 5 имеет канал 19 с установленным в нем обратным клапаном 20.
Система управления двигателем внут- 35 реннего сгорания работает следующим образом.
При утапливании педали (не показана) акселератора усилие, развиваемое на ней, передается посредством тяги 1 на рычаг 2 40 управления подачей топлива, который начинает поворачиваться на своей оси, приводя в действие дозирующий орган топливного насоса 3. При движении рычага 2 начинает перемещаться и соединенный с ней шток 8 45 и поршень 7 пневмоцилиндра 5. Перемещению поршня 7 препятствует сжимающий воздух в рабочей полости 14 пневмоцилиндра
5, который начинает перетекать в полость 13 через трубопровод 15 с дросселирующим ус- 50 тройством 16, обеспечивая при этом плавное перемещение рычага 2 управления топливного насоса 3.
После снятия управляющего воздействия с педали акселератора под воздействи- 55 ем возвратной пружины рычаг 2 управления начинает возвращаться в исходное положе-.. ние. В результате образования в полости 14 пневмоцилиндра 5 разрежения из-за малого проходного сечения дросселирующего устройства 16 открывается обратный клапан 20, и воздух начинает свободно перемещаться из полости 13 в полость 14, не препятствуя при этом свободному перемещению поршня 7 и связанной с ним через рычаг 2 и тягу 1 педали акселератора.
В случае малой тяговой нагрузки на транспортное средство водитель посредством реостата 17 увеличивает проходное сечение электропневматического клапана 16.
В результате скорость перетекания газа из полости 14 в полость 13 увеличивается, что приводит к увеличению скорости перемещения рычага 2 управления топливным насосом, а следовательно, и темпа увеличения аодачи топлива в цилиндры двигателя. Таким образом, сокращается время на трогание с места и разгон транспортного средства.
При большой тяговой нагрузке водитель, воздействуя на электропневматический клапан 16, уменьшает проходное дросселирующее отверстие. B результате скорость перетекания воздуха из полости 14 в полость 13 замедляется, что приводит к снижению темпа подачи топлива; а следовательно, к увеличению плавности разгона и уменьшению динамических нагрузок в узлах транспортного средства.
Формула изобретения
1. Система управления двигателем внутреннего сгорания транспортного средства. содержащая топливный насос высокого дав.ления, размещенный в корпусе и снабженный рычагом управления подачей топлива, подпружиненную педаль акселератора, связанную с рычагом управления подачей топлива, и демпфирующее устройство, выполненное в виде. герметичного корпуса с перегородкой, разделяющей корпус на две полости, соединенные между собой посредством установленного в теле перегородки обратного клапана и канала, с размещенным в нем регулируемым дросселем, о т л ич а ю ща я ся тем, что, с целью повышения надежности, герметичный корпус демпфирующего устройства выполнен в виде пневмоцилиндра, а перегородка- в виде размещенного внутри пневмоцилиндра с возможностью осевого перемещения поршня со штоком, при этом шток поршня соединен с рычагом регулятора, герметичный корпус шарнирно закреплен на корпусе регулятора, а канал, соединяющий полости герметичного корпуса, выполнен в виде трубопровода, расположенного снаружи герметичного корпуса.
2. Система управления по п.1,о т л и ч аю щ а я с я тем, что размещенный в канале регулируемый дроссель выполнен в виде электропневмоклапана с обмоткой, подключенной через реостат к источнику питания.
1726815
5О
Составитель
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т,Малец
Редактор Г.Лазаренко
Заказ 1264 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
3. Система управления пои. 1, отл ич а ю щ а я с я тем, что канал, соединяющий полости герметичного корпуса, снабжен расширительной камерой, расположенной за регулируемым дросселем.