Летательный аппарат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании самолетов с повышенной безопасностью . Целью изобретения является повышение надежности спасения экипажа в аварийной ситуации. Летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крыло, силовую установку 2, киль 4 и отделяемую кабину 5 экипажа . Отделяемая кабина снабжена автономной силовой установкой, шасси и несущими плоскостями 6, которые являются горизонтальным оперением летательного аппарата. Для достижения поставленной цели отделяемая кабина 5 размещена на киле 4. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5i)5 В 64 С 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,> ъ (21) 4783344/23 (22) 16.01,90 (46) 23.04.92. Бюл. М 15 (75) А,А.Таранцев (53) 629,7.047.2(088.8) (56) Пономарев А.Н. Советские авиаконструкторы. — М., 1977,с. 110, Патент США
М 3703265, кл. 244 — 13, 1972, (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при со„„. Ж„„1728085 А1 здании самолетов с повышенной безопасностью. Целью изобретения является повышение надежности спасения экипажа в аварийной ситуации. Летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крыло, силовую установку 2, киль 4 и отделяемую кабину 5 экипажа. Отделяемая кабина снабжена автономной силовой установкой, шасси и несущими плоскостями 6; которые являются горизонтал ьн ым оперением летател ь ного аппарата. Для достижения поставленной цели отделяемая кабина 5 размещена на киле 4. 5 ил.
4 )
C)
iQ) (л
Г1
1728085
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании самолетов с повышенной безопасностью, Известны самолеты, содержащие Т-образное хвостовое оперение.
Известен самолет, содержащий фюзеляж, крылья, силовую установку, вертикальное оперени1ь" и отделяемую кабину (ОК) с автономной силовой установкой, шасси и несущими плоскостями, При возникновении аварийной ситуации ОК с экипажем отделяется от самолета и, совершив управляемый полет с помощью автономной силовой установки, приземляется в задан ном районе.
Отделение ОК от аварийного самолета в ряде ситуаций либо затруднительно (например, при совершении маневра), либо неэффективно (например, при движении самолета вниз вблизи земли), что отрицательно сказывается на надежности спасения экипажа, Целью изобретения является повышение надежности спасения экипажа в аварийной ситуации, Сущность изобретения заключается в том, что ОК размещена в вертикальном Тобразном оперении самолета. Несущие плоскости ОК при этом являются одновременно и плоскостями хвостового оперения самолета.
На фиг.1 показана задняя часть самолета с ОК; на фиг.2 — ОК, вид сбоку; на фиг.3 — ОК вместе с хвостовым оперением самолета и трапом, поперечное сечение; на фиг.4 — отделение ОК от аварийного самолета; на фиг.5 — схема самолета с ОК.
Самолет содержит фюзеляж 1, крылья, шасси, силовую установку 2, топливные баки (ТБ) 3, хвостовые оперения в виде киля 4 и ОК 5, которая, в свою очередь, содержит несущие плоскости 6, руль 7.
В верхней части киля 4 расположены фиксаторы 8, а в ОК 5 — места для пилотов, система 9 управления, автономная силовая установка 10, ТБ 11, фонарь, являющийся одновременно входным люком, и убирающееся шасси, выполненное, например, по велосипедной схеме, В передней части фюзеляжа 1 размещены локатор и телекамера 12.
Система 9 связана с установками 2 и 10, приводами аэродинамических поверхностей и т,п., а также с фиксаторами 8 и телекамерой 12. Связь системы 9, размещенной в ОК 5, сустройствами,,размещенными в фюзеляже 1, осуществляется через кабельную сеть, имеющую отрывной разъем в месте соединения корпуса 5 с килем 4, ТБ 11
55 связан топливной магистралью с установкой 10, Другой топливной магистралью, содержащей нормально закрытый запорный элемент, связанный с системой 9, ТБ 11 связан с ТБ 3. Эта топливная магистраль также имеет отрывной гидроразъем в месте связи
ОК5 с килем 4. В ОК 5 размещены средства обеспечения выживания экипажа.
В исходном состоянии, когда самолет находится на аэродроме, ОК 5 пристыкована к килю 4 и закреплена фиксаторами 8, Члены экипажа занимают места в ОК 5 с помощью специального трапа (фиг.3), ТБ 3 и
11 заправлены топливом, груз размещен в фюзеляже 1. После проведения необходимых проверок и прогрева установки 2 (установка 10 выключена) происходит разбег и взлет самолета, Дальнейший полет осуществляется известным образом, но с той разницей, что экипаж управляет самолетом через систему
9 из ОК 5. В ходе полета плоскости 6 используются в качестве горизонтального оперения самолета, В нормальном режиме полета по мере расходования топлива из ТБ 3 открывается запорный элемент и в ТБ 3 переливается содержимое бака 11, Посадка также осуществляется обычным порядком, но для улучшения наблюдения используют телекамеру 12.
При возникновении на борту аварийной ситуации (пожар, взрыв, отказ установки 2 и т,п.), когда экипажу необходимо немедленно покинуть самолет, через систему 9 открываются фиксаторы 8 и ОК 5 отделяется от самолета (фиг,4). Затем система 9 включает установку 10. питаемую от ТБ 11, и OK 5 совершает автономный полет до ближайшего аэродрома или ровной площадки, где ОК
5 совершает посадку, выпустив шасси.
При использовании изобретения повышается безопасность экипажа самолета за счет обеспечения надежного отделения ОК в различных режимах полета (падения) самолета.
Формула изобртения
Летательный аппарат, содержащий фюзеляж, крыло, силовую установку, киль и отделяемую кабину экипажа, снабженную автономной силовой установкой, шасси и несущими плоскостями, являющимися горизонтальным оперением летательного аппарата, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности спасения экипажа в аварийной ситуации, отделяемая кабина размещена на киле летательного аппарата.
1728085
Составитель А,Таранцев
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор H.Ðåâñêàÿ
Редактор О.Хрипта
Заказ 1370 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101