Способ возведения дорожной одежды
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м.б. использовано при строительстве дорожных и аэродромных одежд на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов. Сущность изобретения: на земляное полотно укладывают дренирующий слой из белитового шлама, уплотняют его до плотности, определяемой из выражения уск 1,75-0.2 Кф, где уск - плотность скелета уплотненного белитсвого шлама, г/см ; Кф - требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя, м/сут. Устраивают основание путем надвижки материала способом от себя и укладывают покрытие. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУВЛИК (s )s Е 01 С 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
l 6д (21) 4765899/33 (22) 20.10.89 (46) 23.04.92. Бюл. ¹ 15 (71) Омский филиал Всесоюзного государственного дорожного научно-исследовательского института (72) Б,В. Белоусов, В.M. Бескровный. Ю.Н.
Высоцкий,А.А.Лыткин и А,А. Новиков (53) 625.7/8(088.8) (56) СНиП 3,06.03-85, и. 5.1.
Сб. статей под ред. M.M. Сычева. Ленинградский технологический институт. Л., 1973, с. 8 — 10.
Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, в частности к устройству дорожных и аэродромных одежд на участках с земляным полотном из слабофил ьтрующих грунтов.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности за счет улучшения фильтрационных свойств дренирующего слоя и уменьшение стоимости строительства, На чертеже изображена полученная экспериментальным путем зависимость между степенью уплотнения (плотностью
g«) белитового шлама и его фильтрационной способностью (коэффициентом фильтрации Кф).
Коэффициент фильтрации определяют в лаборатории по стандартной методике.
Приведенная зависимость справедлива при значениях коэффициента фильтрации бели Ы 1728323 А1 (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ.
ОДЕЖДЫ (57) Изобретение м.б. использовано при строительстве дорожных и аэродромных одежд на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов. Сущность изобретения: на земляное полотно укладывают дренирующий слой из белитового шлама, уплотняют его до плотности, определяемой из выражения y« = 1,75 — 0,2 Кф, где 1 плотность скелета уплотненного белитсвого шлама, г/см ; Кф — требуемый коэффициент з, фильтрации материала дрениругощего =лоя, м/сут. Устраивают основание путем надвижки материала способом "от себя" и укладывают покрытие. 1 ил. тового шлама от 1.25 до 3,5 м/сут, Указанным значениям Кф соответствует изменение плотности скелета белитового шлама от 1,5 до 1,05 г/см, что составляет 0,97 до 0,68 максимальной плотности, определяемой прибором стандартного уплотнения. При уплотнении белитового шлама на дороге такую пониженную плотность можно достичь путем уменьшения массы и числа проходов катка.
Предлагаемое выражение для определения необходимой плотности белитового шлама
) « = 1,75 — 0,2 Кф, является аналитическим описанием линейной зависимости, изображенной на чертеже.
Сущность способа заключается в том, что белитовый шлам пои устройстве дренирующего слоя уплотняют не до наибольшей
1728323
1О
1,0 И гв 8Р ЛО 35 М1
/y,ri/гул
Составитель О.Голубкина
Техред М. Моргентал Корректор О.Ципле
Редактор С.Пекарь
Заказ 1382 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина. 101 плотности (0,98 — 1 от максимальной), а до значительно меньшей плотности (0,68-0,97 от максимальной), при которой степень сближения частиц шлама мала, пористость его и фильтрационная способность велики, 5
Последующая укладка материала основа. ния путем надвижки способом "от себя" исключает возможность дополнительного уплотнения белитового шлама в дренирующем слое во время устройства основания и 10 сохраняет высокую фильтрационную способность белитового шлама. Благодаря этому улучшаются условия отвода воды из дорожной рдежды и повышается эксплуатационная надежность дорожной конструк- 15 ции. Меньшая степень уплотнения материала дренирующего слоя (максимальная масса материала в ед. объема) ведет к снижению материалоемкости, энерго- и трудозатрат при возведении дорожной одеж- 20 ды
Вследствие того, что белитовый шлам представляет собой, по-существу, грубодисперсное минеральное вяжущее вещество, в структуре шлама, уплотненного до плотно- 25 сти 0,68-0,97 максимальной, благоприятно сочетаются низкая плотность и высокая пористость (фильтрующая способность) с достаточно высокой прочностью. При этом повышенная пористость шлама. уплотнен-. 30 ного до указанной степени. придает ему ряд новых положительных качеств, как материалу конструктивного слоя дорожной одежды. Во-первых, это повышенная трещиностойкость материала, обусловленная 35
Wce г/ги наличием объема пустот, намного превышающего объема, необходимый для размещения новообразований в твердеющем материале при длительных сроках твердения, что препятствует возникновению внутренних напряжений в материале. Вовторых, это стабильность во времени фильтрационных свойств. В-третьих, это повышенная теплоизолирующая способность, придающая дренирующему слою морозозащитные свойства. Все три перечисленные качества недоуплотненного шлама способствуют повышению эксплуатационной надежности дорожной конструкции, Формула изобретения
Способ возведения дорожной одежды, включающий укладку на земляное полотно дренирующего слоя из белитового шлама, его уплотнение и последующее устройство основания и покрытия, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности дорожной одежды за счет улучшения фильтрационных свойств дренирующего слоя и снижения стоимости строительства, белитовый шлам уплотняют до плотности, определяемой из выражения
) ск = 1 75 — 0.2 Кф где у„— плотность скелета уплотненного белитового шлама, г/см;
Кф — требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя, м/сут. при этом основание устраивают путем надвижки материала методом "от себя",