Способ управления электроприводом затвора гидротехнического сооружения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к автоматизации управления электроприводом гидротехнических сооружений , и может быть использовано для обеспечения синхронного движения двух сторон затвора с помощью двух электродвигателей . Цель изобретения - повышение надежности и быстродействия управления электроприводом затвора. При необходимости маневрированием (закрытия или открытия ) затвора включают в трехфазную сеть питания два асинхронных двигателя с фазным ротором привода затвора (правый и Изобретение относится к автоматизации управления электроприводом гидротехнических сооружений и может быть использовано для обеспечения ускоренного , синхронного, без перекосов движения на двух сторонах гидротехнического затвора с помощью двух электродвигателей. Цель изобретения - повышение надежности и быстродействия управления электроприводом затвора. левый). При этом измеряют перекос затвора , например, с помощью сельсинного контактного указателя перекоса и определяют отстающий двигатель в начале и в процессе движения. После разгона двигателей с помощью переключения, пусковых роторных резисторов асинхронные двигатели переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением путем подачи в обмотки роторов постоянного тока от внешнего источника. При этом переводят оба двигателя в синхронизированный режим работы одновременно при условии отсутствия перекоса сторон затвора или при допустимом перекосе. При наличии же недопустимого перекоса в синхронизированный режим работы переводят сначала отстающий двигатель, а после уменьшения перекоса до заданного значения в синхронизированный режим работы переводят второй двигатель. Поскольку валы двигателей жестко связаны через редукторы с левым и правым краями затвора, то синхронизация двигателей обеспечивает также и синхронизацию перемещения краев затвора. 1 ил. Способ управления электроприводом затвора гидротехнического сооружения содержит операции включения двух асинхронных двигателей для перемещения сторон затвора в пусковый режим и коммутацию шунтирующих сопротивлений в роторных обмотках этих двигателей в течение времени разгона электродвигателей. Кроме того, способ включает измерение перекосов затвора с помощью сельсинного контактного указателя перекоса и определение отстаю (Л С -ч ю 00 со 4. со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
l>00qg 2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ
ВСЕСОЮЗНАЯ AARHTHO -.Ф;,Фехащекля (21) 4821962/15 (22) 16.04.90 (46) 23.04.92. Бюл. N 15 (71) Московский институт водного транспорта (72) Д.Г.Власов (53) 621.327,627.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 115113, кл. Е 02 В 7/36, 1957. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ЗАТВОРА ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО
СООРУЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к гидротехнике, а именно к автоматизации управления электроприводом гидротехнических сооружений, и может быть использовано для обеспечения синхронного движения двух сторон затвора с помощью двух электродвигателей, Цель изобретения — повышение надежности и быстродействия управления электроприводом затвора. При необходимости маневрированием (закрытия или открытия) затвора включают в трехфазную сеть питания два асинхронных двигателя с фаэным ротором привода затвора(правый и
Изобретение относится к автоматизации управления электроприводом гидротехнических сооружений и может быть использовано для обеспечения ускоренного, синхронного, беэ перекосов движения на двух сторонах гидротехнического затвора с помощью двух электродвигателей.
Цель изобретения - повышение надежности и быстродействия управления электроприводом затвора.
„„ Ы, „1728348 А1 левый). При этом измеряют перекос затвора, например, с помощью сельсинного контактного указателя перекоса и определяют отстающий двигатель в начале и в процессе движения. После разгона двигателей с помощью переключения..пусковых роторных резисторов асинхронные двигатели переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением путем подачи в обмотки роторов постоянного тока от внешнего источника. При этом переводят оба двигателя в синхронизированный режим работы одновременно при условии отсутствия перекоса сторон затвора или при допустимом перекосе. При наличии же недопустимого перекоса в синхронизированный режим работы переводят сначала отстающий двигатель, а после уменьшения перекоса до заданного значения в синхронизированный режим работы переводят второй двигатель. Поскольку валы двигателей жестко связаны через редукторы с левым и правым краями затвора, то синхронизация двигателей обеспечивает также и синхронизацию перемещения краев затвора. 1 ил.
Способ управления электроприводом затвора гидротехнического сооружения содержит операции включения двух асинхронных двигателей для перемещения сторон затвора в пусковый режим и коммутацию шунтирующих сопротивлений в роторных обмотках этих двигателей в течение времени разгона электродвигателей. Кроме того, способ включает измерение перекосов затвора с помощью сельсинного контактного указателя перекоса и определение отстаю1728348 щей стороны (отстающего двигателя), В начале и в процессе движения эта информация в дальнейшем служит для управления работой электродвигателя. После разгона электродвигателей в асинхронном режиме осуществляют перевод асинхронных двигателей в синхронизированный режим с нулевым скольжением путем подачи в обмотки роторов постоянного тока от внешнего источника. Причем одновременный перевод обоих асинхронных двигателей в синхронизированный режим работы осуществляют только в случае отсутствия перекосов сторон затвора или при его допустимом значении. При наличии недопустимого перекоса в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением переводят сначала отстающий двигатель, а после уменьшения перекоса до допустимого значения переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением второй двигатель.
Способ реализуется следующим образом.
По сигналу на открь тие или на закрытие затвора включают в сеть асинхронные двигатели с фазным ротором правой и левой стороны затвора одновременно. Происходит разгон двигателей с шунтированием секций роторных пусковых резисторов, По окончании пуска оба двигателя одновременно переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением путем включения постоянного тока в обмотки ротора, если контактный указатель перекоса показывает нулевой или незначительный, допустимый перекос. Если перекос выше допустимого, то с помощью контактного указателя перекоса определяется отстающий двигатель и именно этот двигатель по окончании кратковременного пускового периода в первую очередь переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением путем подачи постоянного тока в роторные обмотки. Перекос при этом уменьшается, так как отстающий двигатель теперь, наоборот вращается быстрее, чем другой двигатель. При достижении заданного значения перекоса меньшего значения переводят в синхронизированный режим работы с нулевым скольжением второй двигатель путем подачи постоянного тока в его роторные обмотки. Таким образом, в обоих случаях основным рабочим режимом двигателей является синхронизированный режим с нулевым скольжением, благодаря чему обеспечивается и синхронное движение сторон затвора, так как двигатели жеоt тко связаны с концами затвора.
На чертеже представлена электрическая схема устройства., реализующего предлагае. мый способ. перекос, превышающий максимально допу55 стимую величину, один из контактов указателя перекоса (например, контакт 11—
"Левый выше") окажется разомкнутым, катушка 13 — обесточенной, силовой контакт
15 — также разомкнут, и постоянный ток будет подан на.один двигатель, в данном случае -правыи 2, отстающии. Именно этот
Устройство содержит асинхронные двигатели: левый 1 и правый 2 с фазным ротором. пусковые резисторы 3, контакты 4 — 7 силовых контакторов, шунтирующие эти резисторы, сельсинный контактный указатель перекоса, состоящий из сельсинов 8 и 9, жестко связанных с осями главных двигателей 1 и 2, дифференциального сельсина 10 и регулируемых размы кающихся при максимально допустимом перекосе контактов 11 (" Левый выше") и 12 (" Правый выше"), Эти контакты включены, в свою очередь, в цепь катушек 13 и 14 промежуточных реле, замыкающие контакты 15 и 16 которых, в свою очередь, включены в цепи, соединяющие источник 17 постоянного тока с роторными цепями двигателей. В цепях катушек 13 и 14 реле имеется также общий контакт 18 реле времени. Источник постоянного тока может быть любым, например выпрямитель с понижающим трансформатором, включенным в общую сеть переменного тока.
Устройство работает следующим образом.
После включения двух двигателей 1 и 2 в сеть они разгоняются при полностью введенных роторных резисторах. В течение короткого промежутка времени секции роторных резисторов 3 шунтируются контактами 4 — 5, а.затем 6 — 7 силовых контакторов ускорения, и двигатели начинают работать с близкими к естественным механическими характеристиками. По окончании пуска с небольшой выдержкой времени, определяемой контактом 18 реле времени, получают питание катушки 13 и 14 промежуточных реле, вследствие чего замыкаются их контакты 15 и 16, но при условии, что замкнуты и контакты 11 и 12 сельсинного указателя перекоса, что имеет место при нулевом или допустимом перекосе (когда стрелка указателя, жестко связанная с валом и ротором дифференциального сел ьсина 10, не касается этих контактов 11 и 12). В этом случае в роторные обмотки обоих двигателей подается постоянный ток от внешнего источника
17, двигатели втягиваются в синхронизм и далее работают, как синхронные, с нулевым скольжением, чем и обеспечивается синх- ронное движение сторон затвора
В случае, если к моменту включения постоянного тока в роторные обмотки имеется
1728348 двигатель в первую очередь перейдет в синхронный режим с нулевым скольжением и будет вращаться быстрее, чем левый двига- тель, остающийся в обычном асинхронном режиме. Так будет продолжаться до тех пор, 5 пока указатель перекоса не вернется в зону допустимых значений перекоса, замкнув свой контакт 11 и, следовательно, катушку
13 и силовой контакт 15, после чего постоянный ток будет подан и в роторную обмот- 10 ку левого двигателя 1, последний перейдет в синхронный режим работы с нулевым скольжением, и далее движение сторон затвора будет синхронизировано.
При каждом пуске, если окажется необ- 15 ходимым, за счет сдвига во времени моментов перехода в синхронизированный режим осуществляется корректировка, устранение . накопленного к этому времени перекоса.
Внедрение предлагаемого способа уп- 20 равления электроприводом затвора позволяет отказаться от дополнительных устройств типа специальных синхронизирующих двигателей или дросселей насыщения, повысить надежность и 25 эксплуатационные характеристики электропривода за счет более простой электромеханической схемы и за счет некоторого повышения скорости затвора, улучшить энергетические показатели, так как двигате- 30 ли в синхронизированном режиме будут работать при меньших токах, более высоких
КПД и cos p
Так, по данным из приведенных выше источников и по данным испытания лабора- 35 торного макета у. асинхронных двигателей при переводе их в синхронизированный режим работы ток статора уменьшается на
20/, (а ток холостого хода — на 30-40 Ц, cosp возрастает до 0,94 — 0,96, синхронная частота вращения также при всех условиях выше на 10 — 15%, чем номинальная частота вращения в обычном. асинхронном режиме, что обеспечивает и повышение скорости перемещения затвора на ту же величину.
Формула изобретения
Способ управления электроприводом затвора гидротехнического сооружения, включающий пуск и разгон электродвигателей в асинхронном режиме и измерение величины отставания одной стороны затвора относительно другой, отличающийся тем, что, с целью. повышения надежности и быстродействия управления электроприводом затвора, задают предельное значение отставания одной стороны затвора относительно другой, сравнивают его с измеренной величиной этого параметра и одновременно переводят электродвигатели после завершения разгона в синхронный режим работы с нулевым скольжением путем подачи в обмотки роторов постоянного тока от внешнего источника, если первая величина превышает вторую, в противном случае в синхронный режим работы переводят сначала электродвигатель отстающей стороны, а при достижении. равенства измеренной и предельной величин отставания одной стороны затвора относитЕльно другой в синхронный режим работы переводят электродвигатель другой стороны затвора.
1728348 левый Жабе прадый дыше
Составитель Г.Параев
Техред M,Ìîðãåíòàë
КоРРектоР P.Êðàâöîâà
Редактор Г.Гербер
Производственно-издательский. комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1Q1
Заказ 1383 Тйраж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5