Зубчатый редуктор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения . Цель изобретения - повышение производительности и идентичности геометрических параметров зубьев. Зубчатый редуктор содержит корпус 1. зубчатые колеса 3 и 13 на валах 2 и 16, размещенных в подшипниковых опорах, при этом подшипники вала 2 обкатного колеса 3 установлены в эксцентриковые втулки 4 и 5. снабженные кинематической связью с валом 2 посредством зубчатой передачи, состоящий из зубчатых венцов, выполненных на эксцентриковых втулках 4 и 5, зубчатых колес 6 и 7, жестко установленных на валу 2. и двух двухвенцовых блоков 8 и 9, свободно установленных на ведущем валу 16 редуктора . Зубчатый редуктор снабжен дополнительными обкатываемыми зубчатыми колесами.жестко установленными на валах , .расположенных по окружности с центром, совпадающим с центром кривизны наружной поверхности эксцентриковых втулок 4 и 5, причем делительный радиус обкатного колеса 3 определяется соответствующим соотношением. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИС ГИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s»s F 16 Н 1/26
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
60ЕСОИЪМ:
4 AATENHu.
В CW у
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
4, 3
l (Л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (61) 1366328 (21) 4814620/28 (22) 16.04.90 (46) 23.04.92. Бюл. ЬЬ 15 (71) Волгоградский политехнический институт (72) Н.Н.Краснощеков, В,А.Рыгин и В.А.Чесноков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1366328; кл, Е 16 Н 1/26. 1987. (54) ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР (57) Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения — повышение производительности и идентичности геометрических параметров зубьев. Зубчатый редуктор содержит корпус 1 ° зубчатые колеса 3 и 13 на валах 2 и 16, размещенных,, SU„„1728551А2 в подшипниковых опорах, при этом подUjNAHMKN вала 2 обкатного колеса 3 установлены в зксцентриковые втулки 4 и.5, снабженные кинематической связью с валом 2 посредством зубчатой передачи, состоящий из зубчатых венцов, выполненных на эксцентриковых втулках 4 и 5, зубчатых колес 6 и 7, жестко установленных на валу
2, и двух двухвенцовых блоков 8 и 9, свободно установленных на ведущем валу 16 редуктора, Зубчатый редуктор снабжен дополнительными обкатываемыми зубчатыми колесами, жестко установленными на валах, расположенных по окружности с центром, совпадающим с центром кривизны наружной поверхности эксцентриковых, втулок 4 и 5, причем делительный радиус обкатного колеса 3 определяется соответствующим соотношением. 2 ил.
1728551
Изобретение относится к машиностроению. в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости, и является усовершенствованием изобретения по авт.св. % 1366328.
Известен зубчатый редуктор, используемый преимущественно для обката зубчатых передач Новикова в условиях сохранения гарантированной разницы радиусов кривизны нормальных сечений со. пряженных участков зубьев зубчатой пары.
В корпусе редуктора зубчатые колеса жестко установлены на валах, размещенных в подшипниковых Опорах, при этом подшипники одного из валов установлены в эксцентриковых втулках, снабженных кинематической связью с валом посредством зубчатой передачи. состоящей из зубчатых венцов, выполненных на эксцентриковых втулках зубчатых колес, жестко установленных на валу соосно втулкам, и двух двухвенцовых блоков, свободно установленных на втором валу редуктора.
Недостатком зубчатого редуктора является то, что при обкатке обрабатывается только одно зубчатое колесо, поэтому в массовом производстве на монтаж и демонтаж зубчатого редуктора уходит много времени, что снижает производительность процесса обкатки. Кроме того, в процессе обкатки происходит постепенный износ обкатного колеса. Это приводит к нарушению идентичности геометрических параметров зубьев, Цель изобретения — повышение производительности и идентичности геометрических параметров зубьев путем одновременной обработки зубчатых колес одним обкатным колесом.
Поставленная цель достигается тем, что зубчатый редуктор, содержащий корпус, зубчатые колеса на валах, размещенных в подшипниковых опорах. при этом подшипники вала обкатного колеса установлены в эксцентриковых втулках, снабженных кинематической связью с валом посредством зубчатой передачи, состоящей из зубчатых венцов, выполненных на эксцентриковых втулках, зубчатых колес, жестко установленных на валу соосно втулкам, и двух двухвенцовых блоков, свободно установленных на втором валу редуктора, снабжен дополнительными обкатываемыми зубчатыми коле сами, жестко установленными на валах, расположенных по окружности с центром, совпадающим с геометрическим центром наружной поверхности эксцентриковых втулок, при этом радиус делительной окружности обкэтного колеса определяется по формуле г2 = (г1(1 sfn )+ h m+ 0,5А), 1 л
sin— п где г — радиус делительной окружности об5 KBTMofo колеса;
n — число одновремен.но обкатываемых зубчатых колес; г1 — радиус делител ьной.окружности обкатываемого колеса;
10 а — коэффициент высоты головки зуба;
m — модуль;
А — радиальный зазор между обкатываемыми колесами.
На фиг. 1 изображена схема зубчатого
15 редуктора; на фиг. 2- взаимное расположение обкатываемых зубчатых колес в редукторе.
Зубчатый редуктор включает в себя корпус 1, в котором вал 2 обкатного колеса 3
20 установлен в эксцентриковых втулках 4 и 5, синхронно вращающихся с помощью кинематической связи. Эта связь состоит из шестерен 6 и 7, двух блоков зубчатых колес 8 и
9 и зубчатых венцов эксцентриковых втулок
25 4 и 5. Обкатываемые зубчатые колеса 10-15 расположены равномерно по окружности с центром, совпадающим с геометрическим центром наружной поверхности эксцентриковых втулок 4 и 5. Радиус делительной ок30 ружности обкатного колеса определяется по формуле г2 = (г1(1 sin — ) + hm + 0,5А).
1 .л
s l n— и
Величина радиального зазора между обкатываемыми колесами устанавливается конструктивно. Коэффициент высоты головки h> регламентирован исходным контуром зацепления Новикова.
40 Соотношение для определения r2 получаем следующим образом, Расстояние между центрами обкатываемых колес определяется по формуле ! = 2(r1 + h m) + А. (1)
45 . На основании фиг. 2
l/2 о . 2л . л — sin = sin — = sin —, r<+rg 2 2п и откуда
l =2 sin — (г1+ г ) . и (2)
50 Приравниваем правые части уравнений (1) и (2)
Л Л
2г1+ 2h>m+ А = 2rl sin — + 2г2 з1п —, и A откуда получаем
55 гр = (r>(1 — sin — )+ h
Л и
sin— п
Редуктор работает следующим о6разом.
1728551
Вращение вала 16 с помощью шестерен
13 вызывает вращение обкэтного колеса 3 вместе с валом 2, который. в свою очередь, .вызывает вращение зксцентриковых втулок 4 и 5 с помощью кинематической связи, ; состоящей из зубчатых колес 6, 8 и 7, 9 и 5 зубчатых венцов эксцентриковых втулок 4 и
5. Одновременно обкатное колесо 3 находится в зацеплении с колесами 10-12, 14 и
15, расположенными по окружности с центром, совпадающим с геометрическим цент- "0 ром наружнок поверхности зксцентриковых втулок 4 и 5, и зти колеса .одновременно подвергаются обкатке, Вращение зксцентриковых втулок 4 и 5 вызыва, ет регулярное отклонение от номинальных межосевых расстояний, что в передаче Новикова приводит к перемещению точки контакта по всему рабочему профилю зуба. Это сопровождается равномерным приработоч-, ным износом у всех обкатываемых зубчатых колес 10-15, что позволяет сохранить раз-. ность радиусов кривизны участков профиля зуба постоянной и равной разности, определяемой исходным контуром.
Использование изобретения позволяет повысить производительность процесса обкатки. обеспечить идентичность reo e pvческих параметров зубьев зубчатых колес.
Формула изобретения
Зубчатый редуктор по авт.св.
М 1366328, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и идентичности геометрических параметров зубьев, он снабжен дополнительными обкатываемыми зубчатыми колесами, жестко установленными на валах, расположенных по окружности с центром, совпадающим с геометрическим центром наружной поверхности эксцентриковых втулок, при этом радиус делительной окружности обкатного колеса. определяется по формуле г2 = (r< (1 sin — )+ h>m+ 0,5А), 1 „Ж
sln—
A где гг — радиус делительной окружности обкатного колеса: и — число одновременно обкатываемых зубчатых колес; г1 — радиус делительной окружности обкатываемого колеса;
h — козффициечт высоты головки зуба:
m — модуль;
А — радиальный зазор между обкатываемыми колесами;
1728551
Фы2
Составитель В. Рыгин
Техред М.Моргентал Корректор Э. Лончакова
Редактор Н. Яцола
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1393 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5